[от «arya» — имени, которым обозначали себя древние народы Индии и Ирана] — представляют особую группу (ветвь) индо-европейских яз. (см.) . Необычайная близость всей грамматической системы и словаря и строгое постоянство звуковых соответствий в древнейших представителях индо-арийских и иранских языков (наречия Вед, Авесты и древнеперсидской клинописи) дали основания ряду ученых выдвинуть теорию эпохи общего существования индо-иранских яз. Согласно этому воззрению индо-иранский «праязык», существовавший некоторое время как единая речь индо-иранского «пранарода», впоследствии, с распадением последнего на ветви индийскую и иранскую, в свою очередь распался на «праязыки» — индийский и иранский (или на «праиндийский» и «праиранский»), к-рые уже и явились ближайшими родоначальниками отдельных индийских и иранских языков, известных в историческую эпоху (см. «Индийские языки», «Иранские языки»). Первым, кто попытался дать, базируясь на языковых данных, наиболее полную картину культурного состояния индо-иранского народа в эпоху его совместной жизни, был известный иранист, проф. Фр. Шпигель. Так, он указал на ряд общих, исключительно индо-иранцам принадлежащих терминов, которые относятся к различным областям культуры: религиозному культу (термины, обозначающие божества, мифологические существа и т. д.), военному делу и т. д. Близость И.-И. яз. настолько велика, что теория происхождения их от общего родоначальника до настоящего времени почти не вызывала критики. Библиография: Критика теории индо-иранского праединства намечается у акад. Н. Я. Марра, Из доистории Индии и Вол-Камья по названиям городов (опыт формального анализа),
535 «Восточные записки», т. I, Л., 1927, стр. 223—234 и др.; Spiegel Fr., Die arische Periode und ihre Zust?nde, Lpz., 1887; Pizzi, Paralleli indo-iranici, «Giornale della Societ? Asiatica Italiana», 1893, VII, и др.; Bartholomae Chr., Grundriss d. iranischen Philologie, B. I., Abt. l, Strassburg, 1895—1901, S. 1—151; Zachariae T., Kleine Schriften zur indischen Philologie, zur vergleichenden Literaturgeschichte, zur vergleichenden Volkskunde, 1920; Winkler H., Die altarische V?lker- und Sprachenwelt, 1921; Braun T. A. und Marr N. J., Japhetitische Studien zur Sprache und Kultur Eurasiens, Berlin, 1922. Л. З. Мсерианц