Значение слова ТКАНИ в Словаре терминов изобразительного искусства

ТКАНИ

- ткацкие изделия (выполненные на ручном или механических станках), отличающиеся художественность орнаментации, красотой расцветки, высоким мастерством выработки, являющиеся произведениями декоративно-прикладного искусства. Орнаментация ткани, строящаяся обычно по принципу ритмических повторов мотива (раппорта), достигается либо путем переплетения нитей, либо набивным способом, а также вышивкой. Все 3 способа орнаментации применялись с глубокой древности и были известны почти всем народам. Художественное оформление тканей обусловливается их назначением и техническими возможностями производства; узоры ткани отражают своеобразие различных эпох в развитии искусства и национальных художественных школ. Ткани Древнего Востока и античного мира известны по памятникам изобразительного искусства и литературы, а также по отдельным образцам ткани, найденным в раскопках. Высокой художественностью с древнейших времен славились китайские, главным образом шелковые и "золотные" (с металлической нитью) ткани, известные с конца 2-го тысячелетия до н. э. Широкое распространение получили изготовлявшиеся в XVI веке и особенно в XVII веке в Китае шелковая камка-китайка, различные виды бархата и т. д. Орнаменты китайских тканей - геометрические узоры, стилизованные мотивы растительного и звериного мира, символические изображения, иероглифы. На протяжении веков (известны с 3-го тысячелетия до н. э.) славились индийские хлопчатобумажные ткани с набивным узором, шерстяные узорные и тонкие льняные ткани, орнамент которых состоял главным образом из растительных мотивов, а также из повторяющихся сюжетных сцен. Иран с древнейших времен вырабатывал изысканные по мастерству шерстяные и шелковые ткани. В XV-XVII вв. высоко ценились иранские шелковые и "золотные" ткани - так называемые объярь, атлас, бархат; для их орнаментов характерны стилизованные мотивы растительного и животного мира, сцены из эпоса и т. д. Сохранилось много образцов тканей коптского Египта (IV-VII вв.) с изображением различных религиозных сцен. Для узоров византийских тканей типичны круги с орлами, колесницами, библейскими сценами и т. д. В арабских странах выделывались шелковые и "золотные" ткани, узорные и гладкие (атлас). Своеобразны турецкие атласы и бархаты XV-XVIII вв., обычно с крупным узором из "опахал", полумесяцев, цветов гвоздики и др. Ткачество Испании (период расцвета - XVI век) - шелковые ткани, бархат с геометрическим орнаментом в сочетании с мелким растительным узором (мавританское влияние), разнообразные "золотные" ткани. Итальянские ткани приобрели известность с XIV века; расцвет из производства приходится на XVI-XVII вв. Наиболее известны: венецианская кайма с "чешуйчатым" и мелким растительным узором, различные бархаты - орнамент геральдический и растительный, реже - изображения зверей. Из "золотных" итальянских тканей наиболее ценилась ткань сложной техники в несколько основ и утков (русское название - аксамит). С XVII века с итальянскими тканями соперничали французские, производство которых достигло расцвета в XVIII веке. Выделялись шелковые ткани Лиона: бархат, атлас, камка. Среди орнаментов французских тканей - реалистически трактованные цветы, букеты, архитектурные мотивы, жанровые сцены. В XX веке с развитием фабричного текстильного производства и совершенствованием техники нанесения рисунка на ткань повышается и художественное качество массовых бытовых тканей. Рисунки для тканей создаются специалистами-художниками.

Словарь терминов изобразительного искусства.