Значение слова ФАЯНС в Словаре терминов изобразительного искусства

ФАЯНС

- (от названия итальянского г. Faenza - Фаэнца, одного из центров керамического производства) плотные мелкопористые (обычно белые), изделия тонкой керамики, покрытые глазурью. Близкие по виду к фаянсу художественные изделия были известны в Древнем Египте. Разнообразные виды фаянса производили с IV-V вв. в Китае, позднее - в Корее (XI-XIII вв.), Японии (с XVI века славился фаянс мастерских Сацума). В мусульманских странах с XII века получила распространение мелкопористая фарфоровидная масса (среднеазиатское название "кашин"), изобретенная, видимо, в Иране в X-XI или XI-XII вв. Особую известность получили иранские изделия с росписью цветными эмалями (минаи, XII-XIII вв.) или люстром (конец XI- начало XIV вв.) по опаковой кремовой, бирюзовой или ультрамариновой глазури, а также сефевидские (XVI-XVII вв.) изделия с многоцветной, кобальтовой или люстровой росписью. Иранские мастера способствовали расцвету в XVI-XVIII вв. производства фаянса в Турции (облицовочные панно, тарелки, вазы с пышным многоцветным растительным декором). В Европе собственно фаянс начали выделывать около 1525-1565 гг. в Сен-Поршере во Франции. Близки фаянсу произведения Б. Палисси (XVI век) и мастерских Делфта (с многоцветной или синей кобальтовой подглазурной росписью; расцвет - около 1680-1740 гг.). Английские керамисты (Дж. Астбери, 1720-е гг.; Дж. Уэджвуд, конец XVIII века) усовершенствовали фаянс, прочно ввели его в пратику. В XVIII-XX вв. высокого качества фаянс производили в Великобритании, Франции, Германии, России. Определились характерные для фаянса черты: большая (пол сравнению с фарфором) мягкость и обобщенность форм, разнообразие способов декорировки, цветовод палитры, видов глазурей.

(Илл. Ваза. Фаянс. Роспись охрой и эмалями, позолота. Сацума, XIX в.)

Словарь терминов изобразительного искусства.