Значение слова ЭЛЛИНИЗМ в Древнеегипетском словаре-справочнике

ЭЛЛИНИЗМ

первоначально Эллинизм обозначал правильное употребление греческого языка, особенно не греками, затем - распространение греческой культуры. После опубликования работы И. Г. Дройзена "История эллинизма; (1836-1843) понятие "Эллинизм", вошло в историческую науку. В немецкоязычной литературе это понятие стало обозначать историческую эпоху, которая началась с воцарением Александра Македонского и окончилась с включением Птолемеевского Египта в состав римского государства (336-330 до н.э.). Причины (формирования эпохи Эллинизма были следующие. В Греции 4 в. до н.э. значение полисов упало, и они переживали острый социально-политический кризис. В этих условиях усилившаяся Македония добилась политического господства над греческими полисами. В Македонии к тому времени утвердилась централизованная монархия (Филипп II) со столицей в городе Пелла. хотя в горных районах еще было сильным влияние родовой знати. В то же время в персидской державе Ахеменидов вследствие центробежных тенденций в сатрапиях (Египет, Вавилон, Фригия и т.д.) обнаружились отчетливые кризисные явления. Для преодоления кризиса в Греции были предприняты под руководством Македонии завоевания на Востоке (Персидское царство).

Эллинистическая эпоха охватывает т.о.:

1) Период походов Александра Македонского вплоть до Инда (334-323 до н.э.).

2) Распад этого государства и образование на его основе "эллинистического" и восточного государства в течении войн диадохов (323-280 до н.э.).

3) Историю этих государств до их подчинения Римом или Парфией (280-230 до н.э.). Наиболее существенный вопрос для оценки этой эпохи, в отношении которой мнения ученых расходятся, это вопрос об объеме и последствиях. которое имело образование государства с македонскими династиями на Востоке и в греч. регионе. Это касается как социально-экономических, так и культурных аспектов. Главная проблема - преобладала ли античная, то есть полисная, собственность на землю и классическое рабство на Востоке или нет. Важнейшими эллинистическим государством были - сама Македония с династией Антигонидов (основателем которой был полководец Антигон Одноглазыый, стратег Великой Фригии при Александре Македонском), государство Селевкидов, основанное начальником конницы Селевком (включавшее прежде всего Сирию, Месопотамию, позднее Палестину и большую часть Анатолии, временно охватывающее также Иранские области), Египет под властью Птолемеев (к которому также относилась Киренаика) и, наконец, Пергам, в котором царствовала династия Атталидов. Кроме того, существовали более мелкие самостоятельные образования на южном побережье Черного моря (Вифиния, Каппадокия, Понт) и в Армении. Первоначально подчиненные Александром Македонским иранские области и мелкие княжества на индийской границе уже в 3 в. до н.э. не устояли перед Парфянским государством и расширяющиеся империей Маурьев. Так называемое Греко-бактрийское государство под руководством вождей греческих наемников продержалось некоторое время между этими государствами, Полисы Балканской Греции получили некоторую автономию, по тем не менее находились в зависимости от великих держав, особенно от Македонии. Лишь Этолийский и Ахейский союзы временами могли проводить самостоятельную политику. В культуре восточного эллинистического государства отчетливо прослеживается сильное греческое влияние (в архитектуре, официальном языке и т.д.). Греческие переселенцы, образовавшие новые полисы в эллинистических царствах, распространяли здесь античную форму частной собственности в ремесле и в сельском хозяйстве (в районах, непосредственно прилегающих к городам). В них существовало также классическое рабство (Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Селевкия на Тигре). Однако эти города больше не представляли собой самостоятельных политических и социально-экономических единиц, как в классическом периоде греческой истории. Они являлись частью государства (например, древние греческие города на малоазиатском побережье), в лучшем случае - зависимыми союзниками. Они должны были платить налоги или дань (если не освобождались от этого в отдельных случаях), В грекоэгейском регионе античный социально-экономический базис не изменился, он и в дальнейшем основывался на частной собственности на средства производства и на господстве рабовладельческих отношений. Хозяйство по-прежнему концентрировалось в городе. Так как число рабов вследствие многих войн возрастало, уровень жизни свободных граждан, зависевших от заработка, падал. В восстановлении эллинистического государства основой аграрного производства оставалась сельская община, типичная формой собственности - царская (особенно на землю). Личная зависимость царских крестьян составляла основу производственных отношений. Значит, часть земель с живущими на ней крестьянами эллинистические цари, как и древневосточные деспоты, передавали сановникам и храмам, которые должны были выплачивать за ее использование налог. В эллинистических городах культурная жизнь определялась господствующим классом, состоявшим преимущественно из греков. В философии того времени отразился кризис полисной системы, главными направлениями стали скептицизм, стоицизм и эпикуреизм. В обл. религии все больше граждан обращалось к мистериальным культам, обещавшим лучшую загробную жизнь. Драматургия, прежде всего комедия, отвернулась от крупных политических событий и углубилась в частные заботы и нужды отдельных людей. С возникновением царских дворов греко-македонских династий в новых столицах и их музеях стало концентрироваться искусство. Изобразительное искусство все более ориентировалось на заказ и потому становилось надуманным и манерным. Литература обогащалась восточными формами, в том числе легендами и апокалипсическими мотивами. Начиная со 2 в. до н.э. эллинистические государства стали жертвами римской экспансии: Македония и Греция - в 148-146 до н.э., Пергам - в 129 до н.э., государство Селевкидов (в 83 до н.э. завоевано Тиграном Армянским) - в 64 до н.э., Египет - в 30 до н.э. В эллинистическую эпоху были преодолены тесные рамки полиса и созданы относительно жизнеспособные государства. элементы которых были восприняты римлянами и позднее привели к созданию нового феодального порядка.

В. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 2

Древнеегипетский словарь-справочник.