Значение БЫЛИННЫЕ НАПЕВЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое БЫЛИННЫЕ НАПЕВЫ

напевы, мелодии, на которые исполняются былины. В северных областях России (Заонежье, Пинега, Мезень, Печора, побережье Белого моря и др.) былины исполняются преимущественно одним сказителем (соло), в некоторых местностях и двумя-тремя сказителями (в подголосочной манере) на короткие (отвечающие 2-3 строкам текста) напевы песенно-речитативного склада, узкого диапазона (кварта или секста), с преобладанием секундовых и терцовых мелодических ходов. Характер исполнения северных былин своеобразен: они негромко напеваются - -сказываются|. При повторениях Б. н. импровизационно варьируется в соответствии с развитием поэтических образов; наиболее устойчивы его начало и окончание. Б. н. не закреплены за определёнными текстами; нередко сказитель исполняет на один-два напева все былины, которые он знает. Из сказителей северных былин особой известностью пользовались Т. Г. и И. Т. Рябинины, М. Д. Кривополенова, А. М. и М. С. Крюковы. У донских, уральских и терских казаков, а также в Воронежской области бытуют былины другого типа; их напевы приближаются к протяжным лирическим песням и исполняются хором на 2-3 голоса, причём каждый напев служит для исполнения лишь одного определённого текста. Многие Б. н. записаны; их обработки входят в сборники русских народных песен, составленные Н. А. Римским-Корсаковым, М. А. Балакиревым, А. К. Лядовым и др. Б. н. оказали большое влияние на русскую классическую и современную музыку, способствуя развитию в ней эпического начала (опера -Садко| Римского-Корсакова, сочинения А. П. Бородина, А. К. Глазунова, Ю. А. Шапорина и др.). Б. н. использованы в ряде произведений русских и советских композиторов (оперы -Снегурочка| Римского-Корсакова, -Борис Годунов| Мусоргского, фантазия на темы И. Т. Рябинина для фортепьяно с оркестром Аренского, -Былина про Ленина| Попова, Эпическая поэма Голынина и др.).

Издания (сборники былин с напевами): Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым, М. - Л., 1958; Илья Муромец, М. - Л., 1958: Былины Печоры и Зимнего Берега, М. - Л., 1961.

Лит.: Маслов А. Л., Былины, их происхождение, ритмический и мелодический склад, -Труды музыкально-этнографической комиссии|, т. 2, М., 1911; Янчук Н., О музыке былин в связи с историей их изучения, в сборнике: Былины, под ред. М. Сперанского, т. 2, М., 1919, с. 527-72; Попова Т. В., Русское народное музыкальное творчество, 2 изд., т. 1, М., 1962.

И. И. Земцовский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.