Значение СИМОН (ВИНОГРАДОВ) в Православной энциклопедии Древо

СИМОН (ВИНОГРАДОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Симон (Виноградов) ( 1876 - 1933 ), архиепископ Пекинский и Китайский ( РПЦЗ ).

В миру Виноградов Сергей Андреевич.

Родился в 1876 году во Владимире-на-Клязьме в семье священника Андрея Виноградова. В четыре года лишился матери, а в шесть лет - отца. Он, младший из четырех детей, остался с бабушкой. Блестяще закончил духовное училище и духовную семинарию.

В 1898 году поступил в Казанскую духовную академию . Будучи студентом первого курса, 7 мая 1899 года пострижен в монашество митрополитом Антонием (Храповицким) и рукоположен во иеродиакона .

Учась в Академии, о. Симон окормлялся духовно у преп. Гавриила Седмиозерского , у которого также окормлялись многие будущие новомученики и зарубежные святители, выпусники Казанской Академии, архиеп. Тихон Сан Францисский, св. Иона Ханькоусский и митр. Мелетий Харбинский. Такому окормлению всячески способствовал ректор владыка Антоний.

В 1902 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и с 16 мая 1902 года становится членом духовной миссии в Пекине , сразу же после подавления Боксерского восстания . Восстановление миссии полностью легло только на его плечи.

15 августа 1907 года возведен в сан архимандрита . Некоторое время спустя переезжает в Харбин руководителем монастыря, затем возвращается опять в Пекин на должность помощника руководителя духовной миссии, митрополита Иннокентия .

С появлением в Китае русских эмигрантов служение миссии приняло иной характер, владыка Симон проявлял особую заботу о беженцах, многие из которых были далеки от Церкви. Это было трудное служение, перенеся ледовый поход и все тяготы беженской жизни, многие семьи рушились прямо на глазах, владыка Иннокентий категорически не допускал разводов, а число заявлений катастрофически быстро росло. Нужен был пастырский подход, и бремя нелегких решений легло главным образом на хрупкие плечи о. Симона.

В 1919 году хиротонисан во епископа Шанхайского .

17 сентября 1922 года назначается епископом Харбинским и заместителем руководителя Духовной миссии.

12 мая 1926 года приезжает в Шанхай . Под его руководством появились здесь школы, больницы, здание миссии и т.д.

26 июня 1931 года, после смерти митрополита Иннокентия (Фигуровского) , вл. Симон назначается Зарубежным Синодом руководителем миссии с возведением в сан архиепископа .

Только 2 года правил владыка Пекинской кафедрой, но за короткое время своего правления начал сооружение величественного Шанхайского Собора. Благодаря ему в Пекине появляется журнал " Православный Благовестник ".

В середине февраля 1933 г., совершая закладку собора, владыка Симон простудился. Болезнь прогрессировала, и 24 февраля 1933 он тихо отошел ко Господу. Тело его было перевезено в Пекин и погребено в склепе правой галереи храма Всех святых мучеников, рядом с местом погребения митрополита Иннокентия. При перенесении гроба в 1940 г. было обнаружено нетление мощей владыки Симона.

Подвижник и аскет, прекрасный проповедник. Кончина его была оплакиваема народом.

Воспоминания современников

Архим. Константин (Зайцев) :

Жизнь владыки Симона была воедино слита с жизнью Св. Церкви. Богослужений он никогда не пропускал, даже когда недомогал. В церковь приходил всегда до начала службы, по окончании которой клал еще много земных поклонов иконам. Во время службы владыка весь уходил в молитву, стараясь не пропустить ни одного слова из того, что поется и читается. Мы никогда не видели, чтобы во время службы владыка отвлекался чем-нибудь посторонним. Нам он строго запрещал разговаривать в церкви и сам первый показывал пример как исполнять это правило. Владыка очень чуток был ко всему, что не соответствовало духу молиты, духу церковности. Крайне сдержанный в своих суждениях вообще, в этой области он был судьею строгим и неподкупным.

Владыка был одарен глубоким и тонким художественным вкусом (он очень умело скрывал это) и всегда умел различать художественно-прекрасное от прекрасного духовно. Иконы и напевы, в которых благоговейная молитвенность сочеталась с художественным совершенством, приводила владыку в умиление. Но очень часто бывало, что он запрещал освящать икону несмотря, на ее художественное совершенство, или не разрешал исполнять чуждые духу молитвы песнопения. "Только слух раздражают и молиться мешают", говорил он про них.

Как-то раз владыка служил св. Литургию. Пришло время приобщаться. Владыка причастился Пречистого Тела Господня и взял уже в руки Св. Чашу. В это время певчие запели какой-то бравурный концерт. После секунды колебания владыка поставил Св. Чашу снова на Престол и молча стал ожидать конца концерта. Певчие пели довольно долго. Наконец кончили. Только тогда Владыка, помолившись, приобщился. А после службы со скорбью говорил: "Вот такое запели, что я и приобщиться не могу, а должен был ждать, пока они кончат".

Труды

"Типы христианской жизни по творениям Марка подвижника и Макария Великого в сопоставлением с Достоевским". // "Прав. Собеседн." 1905, июнь, с.25, указ. на лит. труд.

Проповедь от 1/14 января 1933 года, // Православная Русь 1958, № 3, с. 5.

Проповедь от 28.3/8 апреля 1928 год., // Православная Русь 1950, № 6, с. 3.

Литература

"Прав. Собеседн." 1901, февраль, с.93. (отчет)

"Прав. Собеседн." 1905, июнь, с.26. (отчет)

"Прав. Собеседн." 1905, ноябрь, с.83. (отчет)

"Китайский Благов." 1947, № 8-9. С. 9, 10, 37.

"Изв. Казан. Еп." 1903, № 3, с. 23.

Архим. Константин, Четверть века со дня кончины архиепископа Симона, Православная Русь 1958, № 3, с. 4-5.

Ch. Личное воспоминание о Владике, ebda. s. 6.

Нестор (Левитин), Исцеление бесноватого архиепископом Симоном, tbda. s. 6

G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 424, passim, bes. 426.

Церковная Жизнь, 1933, 3, 34-37.

Н. Рклицкий, Жизнеописание VII, 235.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2544

http://lesolub.livejournal.com/222476.html?style=mine#cutid1

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.