(cantus planus, plein-chant) ? напевы, установленные в римско-католической церкви папою Григорием Великим, в конце VI в. Это пение есть результат музыкальной реформы, к прежним четырем амвросианским ладам прибавившей еще четыре. Первые стали назыв. автентическими (действительными), вторые ? плагальными (побочными). Каждому автентическому ладу соответствовал плагальный, отстоявший на чистую кварту вниз. 1-й автентический: d e f g a h с d, 1-й плагальный: a h с d e f g а ; 2-й автентический: e f g a h с d e, 2-й плагальный: h c d e f g a h ; 3-й автентический: f g a h c d e f, 3-й плагальный: с d e f g a h с; 4-й автентический: g a h c d e f g , 4-й плагальный: d e f g a h c d. Тоника автентического лада считалась тоже тоникой соответствующего ему плагального. Григорий установил в ладах октавную систему и греческие названия семи тонов гаммы заменил семью буквами латинской азбуки: А (ля), В (си), С (до), D (ре), E (ми), F (фа), G (соль). В круглое (В rotundum) обозначало си бемоль, В квадратное (В quadratum) ? си бекар. Для григорианского пения употреблялась нотация из пневм (см.).
Реформа Григория коснулась и ритма церковного пения, который ранее вполне подчинялся ритму текста. Григорианское пение, независимо от текста, состояло из продолжительных и равных по длительности тонов, вследствие чего пение стало называться cantus planus. До Григория на каждый слог текста в церковном пении приходилась одна нота. В григорианских пневмах несколько тонов исполнялись на один слог. Пневма или мелодическая колоратурная фигура применялась на последнем слове антифона. Все григорианские напевы собраны были Григорием в один сборник ? антифонарий, который был прикреплен цепью к алтарю церкви св. Петра в Риме. Григорианское пение распространилось по Англии, Франции, Испании, Германии. Ревностным распространителем его был Карл Великий. Автентические и плагальные лады имеют сходство с нашими гласами (см.).
Н . Соловьев