Значение ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Павел Самосатский (Παΰλοζ ό Σαμοσατεύζ) (по месту рождения в г. Самосаты в Сирии ), быв. еп. Антиохии, еретик III в., антитринитарий .

Человек с блестящим светским образованием, он сначала был публичным ритором и софистом в Антиохии , а между 260 и 262 занял епископскую кафедру в Антиохии.

Снискав особое расположение царицы пальмирской Зиновии (правившей в то время Сирией ), он занимал и светскую должность дуценария, дававшую ему возможность жить богато и роскошно. Он обнаружил свободомыслие дисциплинарное и догматическое: отменил в своей епархии древние церковные напевы, гимны в честь Спасителя заменил гимнами в честь себя самого; когда проповедовал, позволял себе неумеренные ораторские телодвижения и жесты, требуя рукоплесканий.

Позже оказалось, что этот епископ, как выражается один из соборов, судивших его, «отступил от правила веры, не признавал Сына Божия сошедшего с неба, а учил только о земном Его происхождении». По его учению, в Божестве нет различия лиц. Слово и Св. Дух находятся в Отце таким же образом, как разум и дух в человеке; когда говорят, что «Сын от вечности», то это означает не более как мысленное существование в Божеском предведении; рождение означает выступление для деятельности. Иисус был простой человек; Слово обитало в нем, как в Моисее и пророках, только в большей степени; Сыном Божиим он называется потому, что сделался таким через обитание в нем Божественного Слова, еще не означающее личного единения.

Это учение Павла Самосатского вызвало три собора в Антиохии (в 264 , 267 и 269 ), из которых последний лишил Павла Самосатского епископства. До смерти Зиновии он не оставлял, однако, епископского дома и лишь в 272 был удален из него силою.

Учение его признано ересью, крещение, им совершавшееся, недействительным, так как названия лиц Св. Троицы он употреблял не в православном смысле. Его ересь , несколько видоизмененная, существовала под разными названиями еще в V в.

Литература

Дм. Гусев, Ересь антитринитариев, Казань, 1872.

Первоисточники сведений о Павле Самосатском

Окружное послание Антиохийского собора 269,

отрывочные данные у Епифания, Афанасия, Феодорита, Августина,

фрагменты из его сочинений – в «актах» 4-го Вселенского собора (Maasi, V, 393)

у Юстиниана («Contra Monophysitas». Nova collectio Aog. Mal, VII, 69. 299).

Источники

Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.