«Киргизы принадлежат к числу древнейших народов Средней Азии. Из народов, живущих в Средней Азии в
207 настоящее время, нет повидимому ни одного названия, к-рое так рано встречалось бы в истории» (акад. Бартольд). Еще в глубокой древности киргизы селились по берегам Енисея. Киргизы, ныне живущие в Тянь-Шане, являются выходцами из Сибири, где они раньше населяли побережья этой реки; точной даты их переселения нет: предположительно оно приурочивается к XVII столетию. С незапамятных времен, а также в эпоху преобразования в самостоятельное государство и после своего переселения киргизы вели кочевой образ жизни; основным их занятием являлось скотоводство. Родовой уклад жизни киргиз, их быт, обычаи, кочевье и непрерывные войны, к-рые они были вынуждены вести из-за пастбищ, нашли отражение и в их творчестве; воспевается гл. обр. тот или иной герой, сражающийся с калмыками или китайцами. Киргизский эпос отличается тем, что изображаемая личность не совершает каких-либо сверхчеловеческих подвигов; в нем повествуется о заслугах отдельных героев, выдвигаемых самой жизнью и тесно связанных с современным им общественным строем. Устное творчество киргиз по своему содержанию не уступает творчеству ни одного из тюркских племен; наибольшее развитие получила эпическая поэзия. Из киргизских устных поэм наибольшими художественными достоинствами и наибольшей яркостью изображения жизни и идеологии племенных вождей отличаются поэмы «Манас», «Семетей», «Сейтек», «Эртоштук». Они очевидно относятся к периоду, когда киргизы утратили свою независимость. До нас не дошли рукописи этих поэм, хотя о существовании киргизской письменности свидетельствуют орхонские надмогильные надписи VII и VIII вв. христ. эры. Названные поэмы о народных героях, сохранившиеся среди киргиз нынешней Кирреспублики, совершенно неизвестны «кахасам» (киргизам, живущим на Енисее) за исключением «Эртоштук». Это конечно объясняется тем, что кахасы, осев на землю, с течением времени превратились в мирных пахарей, и поэмы, воспевавшие воинские подвиги, больше не привлекали их внимания. Киргизы же, продолжавшие вести кочевой образ жизни, были окружены с трех сторон врагами — китайцами, калмыками и казаками. Это требовало от них особого напряжения сил и героизма. В этом и следует искать причину бытования среди них названных поэм, воспевавших воинскую доблесть. Акад. Радлов говорит, что героические поэмы «Манас» и «Семетей» как художественные памятники не уступают «Илиаде». Эту точку зрения разделяют и другие ученые-востоковеды. Поэмы «Манас», «Семетей» и «Сейтек» по своему объему занимают приблизительно 160 печ. листов. В 1862—1869 Радлов собрал отрывки этих поэм, и в 1885 они были изданы книгой в 600 страниц. Все
208 эти поэмы передавались из рода в род устно и исполнялись «джомокчу» (былинные сказители). В печатном виде они составят не менее 15 тт. Кроме поэм «Манас», «Семетей», «Сейтек» и «Эртоштук» известен ряд поэм о народных героях: «Курманбек» (вышел из печати), «Кедей-Хан», «Коджо-Джаш», «Джаныш Байш» и «Саринджи Бёкой». Помимо эпоса о народных героях существует еще ряд произведений устного творчества, авторы к-рых назывались «рчи» (певец), «акун» (поэт) и «джамакчи» (импровизатор). Большинство их теперь собрано и подготовляется к изданию Научно-исследовательским институтом Киргизской АССР. Историю киргиз надо рассматривать в членении на два периода: 1. Период независимости киргизского народа, т. е. — до покорения киргиз русским царизмом. 2. Период после русского завоевания. В первый период, как указано выше, основным занятием киргиз было скотоводство; земледелие же занимало весьма незначительное место в хозяйстве. С проникновением торгового капитала кашгарцы и узбеки стали доставлять киргизам разные ткани и другие изделия в обмен на скот. Отдельные киргизские роды представляли в то время самостоятельные «уделы» того или иного ханства и вели между собою непрерывную войну. Род Солто, часть рода Саяк и Сарыбагиш, а также южная часть Киргизии признавали над собой сюзеренитет Кокандского ханства. Зависимость от последнего выражалась большею частью в сборе налогов и податей так наз. «тюндуккой» — натурой. В период, предшествовавший русскому завоеванию, киргизы подразделялись на три социальные группы: батыри (родовые старейшины), букара (чернь) и рабы. При этом полнота власти находилась в руках родовых старейшин, к-рые фактически являлись диктаторами над всеми остальными группами вплоть до потери самостоятельности и покорения киргиз русскими в 1865. В этот период поэмы «Манас», «Семетей» и другие, воспевавшие воинские подвиги и победы, пользовались большой любовью, особенно среди батырей. Во второй период земледельческое хозяйство уже начинает заметно развиваться и занимать более существенное место, чем до покорения киргиз русскими. Торговый капитал начинает пускать корни; в зачаточной форме появляется промышленный капитализм. Хотя в хозяйственной жизни киргиз между первым и вторым периодами в основном не было заметной разницы, поэмы о народных героях — «Манас», «Семетей», «Сейтек» и др. — уже приобрели во втором периоде несколько иное значение: возникали воспоминания о былой независимости, мечты об избавлении от ненавистного ига; эти поэмы таким образом поддерживали национальный дух (по существу своему несомненно феодальный) киргизского народа, и жизнь сама выдвигала знаменитых певцов
209 и сказителей. «Манас», «Семетей» и др. поэмы исполнялись всегда перед родовыми старейшинами — манапами, ибо певцы и сказители занимали определенное общественное положение и были тесно связаны с манапами и баями. Кроме того они получали вознаграждение. Эти певцы, естественно, не адресовали свои поэмы батракам и беднякам, хотя последние и присутствовали при их исполнении. Поэмы о подвигах знатных героев (манапы, баи и т. п.) внушали киргизской массе, что старейшины, манапы и баи являются людьми привилегированными вследствие унаследованных ими исключительных способностей и доблестей. Таким образом эти поэмы тесно связаны с классовыми интересами феодалов. «Рчи», «акун» и «джамакчи» в своих произведениях также отражали главным образом жизнь и интересы знатной части киргиз. С потерей самостоятельности начинается межродовая вражда, подстрекаемая зачастую русскими из боязни открытого возмущения против царского ига, причем эта рознь развивалась не только между отдельными родами, но и внутри их. Прежние батыри и племенные вожди превращаются в манапов, к-рые, сохраняя свою власть, являются надежными помощниками и проводниками политики царского правительства по отношению к угнетенной киргизской массе. В открываемых русским правительством школах воспитывались почти исключительно дети родовитых и богатых семей. Питомцы этих школ, естественно, становились агентами русской администрации. При отсутствии же национальной интеллигенции не могло быть и речи о просвещении масс. 99% киргиз были совершенно неграмотны. Вот почему до Октябрьской революции письменной киргизской лит-ры почти не было, за исключением нескольких книг; так напр. в 1911 была напечатана книга «Землетрясение» (Зильзеле) Клыча Мамырканова, в 1913 — азбука Ешенкалы Арабаева, в 1913 — «Таары Киргизия» (История Киргизии) Османалы Садыкова, в 1914 — «Таары киргиз Шабдания» (История манапа Шабдана). Последние две книги описывают исключительно историю манапов, в особенности знаменитого Шабдана. Кроме того на киргизском яз. (академическая транскрипция) в 1885 изданы «Образцы народной лит-ры северных тюркских племен», собранные В. В. Радловым. В этой книге частично помещены отрывки из «Манаса», «Семетей» и «Кошока», к-рые были переведены на немецкий яз. ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД[/b]. — Октябрьская революция освободила трудящихся Киргизии как от ига царского правительства и его чиновников, так и от байско-манапского засилья, предоставив трудящимся Киргизии широкие возможности культурного строительства. С этого времени поэмы «Манас», «Семетей» и др. уже утрачивают свое прежнее значение и остаются лишь историческими памятниками прошлого; постепенно исчезают певцы и сказители этих
210 поэм. В этот период и начинает развиваться революционное литературное течение. В первые годы революции среди националистически настроенных элементов имели большое влияние так наз. пантюркизм и панисламизм; партия «Алаш-орда», стремившаяся к объединению казаков и киргиз в самостоятельное государство, выражала эти буржуазно-националистические, исламистские тенденции. Хотя уже тогда стали выдвигаться революционно настроенные писатели, но они зачастую подпадали под влияние этих националистических контрреволюционных течений. Непосредственно после Октябрьского переворота выдвинулся Садык Карашев (см.). Его первое произведение проникнуто упадочными настроениями мелкобуржуазных групп и чуждо сознания какой-либо классовой дифференциации. Автор воспел свободу всех наций «вообще», не заостряя внимания на классовой борьбе с байством и манапством. Поэт Тыныстанов (см.) . как и Карашев, чужд мотивов классовой борьбы и в то же время, отражая идеологию реакционно настроенных националистов (алаш-ордынцев), мечтает об объединении киргиз-казакского народа в национально-буржуазную республику. Наряду с Тыныстановым в казакских журналах и газетах печатался видный казакский поэт — ярый противник большевизма — Макджан Джумабаев (см.) , под влиянием которого находился Тыныстанов. Характерно, что оба писателя выпустили свои первые произведения на яз. других народностей. Это объясняется тем, что киргизская грамотность была еще очень слаба и в школах преподавали на татарском, казакском и др. яз. В последние годы творчество Карашева значительно приблизилось к революции, хотя в его произведениях подчас все еще проглядывает мелкобуржуазная идеология. Тыныстанов, член ВКП(б), признал свои прежние ошибки. После национального размежевания Средней Азии в 1924 Тыныстанов перешел на научно-просветительную работу в Наркомпрос, составил ряд учебников; заслуги его как лингвиста неоспоримы. В данный момент Тыныстанов ввиду болезни временно отошел от литературной деятельности. Лит-ра послереволюционного периода начинает быстро развиваться с момента национального размежевания Средней Азии в 1924 и особенно благодаря газетам на родном яз. — «Эркин-то» (Свободные горы), ныне «Кзыл-Киргизстан» (Красный Киргизстан) и «Ленинчиль-Джаш» (Молодой ленинец). В газетах отводится место «лит-ой странице», которая и объединяет молодых поэтов и писателей. Кроме газет художественной лит-ре уделяет большое место общественно-политический журнал «Джаны Маданият Джолунда» (На путях к новой культуре). Большую помощь в деле развития литературы оказало организованное в 1926
211 Киргизское государственное издательство, которое печатало произведения молодых литераторов. В это время вышли из печати стихи первых поэтов Киргизии: Тыныстанова, Карашева и Баялинова, а позднее, в 1927, — сборник стихов киргизских поэтов «Кзыл-Коль» (Красный цветок). В 1928 издано 6 новых книг: былина «Курман-Бек», стихотворения Токомбаева «О Ленине», рассказы Баялинова «Аджар», Такиной — «Джетильген Джетымдор», Карашева — «В невольные дни» и «На пути к свободе». В 1929 напечатаны книги Карашева «На заре свободы» (рассказ) и «Зейнеп — предсельсовета» (пьеса), а также рассказы для детей Сатыбалды (Наматов) «Цыплята и удод» и Баялинова «Мурат». В 1930 появляется большой рассказ Наматова «Тыным-хан» и пьеса Кокенова «К новой жизни». Так. обр. ряды литераторов все более и более пополняются. Первыми певцами Октября можно считать Баялинова, Токомбаева, Кокенова, Наматова, Элебаева, Токобаева, Маликова и Джампурчинова, Бокомбаева, Кирбашева, Абдулдаймова и Абдикеримова. Ранние произведения большинства из них еще не совсем свободны от националистического и мелкобуржуазного влияния, но оно постепенно изживается. Экономика Киргизии сейчас резко изменяется вследствие усиленного развития промышленности, реконструкции сельского хозяйства (совхозы и колхозы), обострения классовой борьбы. Все эти процессы рельефно отражает современная литература. Помимо указанных выше выдвигаются новые поэты и писатели из бедняков, батраков и середняков, создающие новую по форме и содержанию К. л. Основная ее тематика — кишлак, аул, батрачество, соцстроительство и классовая борьба в кишлаке; пролетариат в К. л. почти не фигурирует. Это объясняется малочисленностью киргизского пролетариата в связи с поздним развитием промышленности. Все писатели — выходцы «рчи», «акун» и «джамакчи» — начинают теперь, после Октябрьской революции, постепенно переходить на советскую тематику. Следует отметить также русских писателей, работавших в Киргизии и писавших о ней. Эти писатели: В. Лебедев, написавший, быть может, и не вполне удачную книгу «Мамбет и Кыдырбай» (повесть) о киргизском восстании в 1916; Н. Головин — автор ряда рассказов, напечатанных в газ. «Советская Киргизия»; Чекменев, давший рассказ «Садык» и повесть «Киргизский погром»; Дунаев, написавший поэму «Песня о горных орлах». Помимо участия на лит-ых страницах газ. «Советская Киргизия» русскими писателями выпущена однодневная лит-ая газ. «Горные потоки». Лит-ое движение в Киргизии развивалось в полном смысле слова стихийно. Лит-ые организации «Кзыл-Учкун» (Красная искра) и КирАПП (русская) до августа 1930 не только не были связаны друг с другом, но
212 и вообще были совершенно неорганизованными и неработоспособными. В августе 1930 обе эти организации слились в единую КирАПП, к-рая теперь уже насчитывает в своих рядах свыше 100 чел. и разрешает основные лит-ые вопросы; хотя нельзя еще сказать, что она охватила всю К. л. своим руководством, но сдвиг в работе заметен, и есть достаточно предпосылок к тому, что в недалеком будущем КирАПП со своими задачами справится. Как определенное культурное достижение можно отметить введение нового латинизированного алфавита с января 1930. Киргизия — первая республика в Средней Азии, целиком перешедшая на латинизированный алфавит. Библиография: Радлов В. В., Образцы народной литературы северо-тюркских племен, 1885; Бартольд В. В., акад., Киргизы (исторический очерк), 1927. Газеты: «Эрин-то», 1924—1928; «Кзыл-Киргизстан» — с 1928; «Ленинчил-Джаш» — с 1928. Журналы: «Коммунист» — с 1928; «Джаны Маданият Джолунда» — с 1928. И. Тойчинов