Троице-Сергиева лавра - знаменитая русская обитель, Московская губ.,Дмитровского у., в 68 вер. от Москвы. Основана св. преп. Сергием около1335 г. Кругом в то время были глухие леса; не было проезжей дороги итолько узкая тропинка вела в обитель. Уже при Сергии стали селитьсявокруг мон-ря земледельцы; тогда же была проложена и большая дорога отМосквы в северные города мимо самого монастыря. Обитель принадлежалаСерпуховскому князю Андрею Ивановичу, затем сыну его Владимиру, и привнуке Василии Ярославиче Боровском перешла к Василию ВасильевичуТемному, великому князю московскому, потому что князь ВасилийЯрославович, по словам волоколамского игумена Иосифа, не следовалпримеру предыдущих князей и обирал монастырь. Еще при жизни СергияРадонежского внешний вид обители сильно изменился благодаря поступлениюв монастырь смоленского архимандрита Симона "со многим имением". Былавоздвигнута просторная церковь; по ее сторонам правильными линиямивытянулись кельи, трапеза и другие здания, необходимые для общежития. Посовету константинопольского патриарха Филофея и с благословениямитрополита Алексия, св. Сергий первый ввел на севере Россииобщинно-жительный устав. Оградой обители служил деревянный тын. В 1408г. Т. С. лавра была сожжена Эдигеем, но вскоре вновь обстроилась. В 1422г. воздвигнут второй храм, каменный, над могилой Сергия Радонежского. В1476 г. построена лучшими мастерами из Пскова новая каменная церковь воимя Св. Троицы. Во время малолетства великого князя Ивана ВасильевичаГрозного монастырь опоясался каменной стеной, для чего в 1540 г.разрешено было рыть камень и известь даром везде, где они найдутся. Дляускорения постройки великий князь освободил троицких крестьян на тригода от сбора пошлин, а в 1545 г. - от вспомоществования на казанскийпоход. В 1552 г. построены больница и келарские каменные палаты. Скаждым новым царствованием обитель украшалась новым храмом. В последниегоды царствования Михаила Федоровича была составлена опись монастырская.Из ее мы узнаем, что стена, опоясывавшая монастырь, имела в длину 5511/2саж., в толщину от 11/2 саж. до 2, в вышину от 2 до 21/2 саж. 12 башенслужили кроме военных целей и хозяйственным; были, напр., погребная,кузнечная, плотничья башни. На башнях находилось 90 огнестрельных орудийразличных наименований; кроме того 20 орудий стояло над навесами. Внутриводяной башни помещался котел в 100 ведер, в котором во время осадылавры Сапегой и Лисовским варили смолу и обливали ею врагов. Внутриограды стояли хоромы для царя. Первым игуменом Т.-С. монастыря былМитрофан, так как препод. Сергий сначала не пожелал взять на себя этуобязанность; но с 1354 или 1356 г. Сергий стал игуменом и многопотрудился для благолепия обители. Благодаря личности основателя,монастырь скоро приобрел большую славу и стал играть роль в княжескихотношениях. Сергий Радонежский "тихими и кроткими словами" многоспособствовал возвышению Москвы. В 1356 г. он убедил ростовского князяподчиниться великому князю московскому, в 1365 г. уговорилнижегородского князя Бориса Константиновича возвратить Городец согласножеланию Димитрия Донского, князю Дмитрию Константиновичу. Всем известнароль Т.-С. монастыря во время Куликовской битвы, где пали два инокаэтого монастыря, Пересвет и Ослябя. В 1385 г. св. Сергий помирилрязанского князя Олега с Димитрием Донским. В 1392 г. Сергий Радонежскийскончался. В 1446 г. князь Можайский, действовавший заодно с Шемякой икнязем Тверским, схватил в Т.-С. монастыре Василия Васильевича и увезего в Москву, где его ослепили. Т.-С монастырь, как и его основатель,всегда был на стороне Москвы и ревностно защищал интересы московскихвеликих князей. В Смутное время он явился оплотом русскойнациональности. Он выдержал знаменитую осаду Сапеги и Лисовского и темзадержал успехи поляков на севере; затем, благодаря своему игуменюДионисию и келарю Авраамию Палицыну он вновь влил веру и мужество всердца русского народа и много способствовал освобождению России отиноземцев. Это было самой крупной заслугой монастыря перед русскимгосударством. Т.-С. монастырь и впоследствии являлся не только местомбогомолья для массы русского народа и русских царей, но служил дляпоследних охраной в тяжелые времена: сюда бежал Петр, спасаясь от рукиубийц, здесь он черпал средства для своих военных предприятий: Многиегосудари делали у монастыря безвозвратные займы. Т.-С. монастырьпревосходил все другие обители своими богатствами. При СергииРадонежском монастырь имел небольшие вотчины; при преемниках его числовотчин, подаренных монастырю и купленных им, сильно возрастает. К 1764г. число крепостных крестьян, принадлежавших монастырю, возросло доколоссальной цифры 104939 душ (по другому счету - более 106 тыс. душ).Кроме того Т.-С. монастырю во многих городах принадлежали дворы идворовые места, а также соляные варницы и рыбные ловли; в его ведениисостояли 33 других монастыря. Экономическому процветанию монастыря многоспособствовали и льготы от податей и повинностей, льготы в суде и т. д.,которые жаловались ему государями. До 1625 г. Т.-С. м-рь имел след.льготы: 1) все крестьяне в вотчинах Т.-С. м-ря освобождались от всякихподатных сборов и земских повинностей, но с 1551 г. они платили ямскиеденьги и несли некот. другие обязанности; 2) при продажах, купле длямонастыря пошлин не платили; 3) суд над крестьянами Т.-Сергиевамонастыря, даже уголовный, принадлежал игумену; 4) при смесном судеучаствовали наместник или лицо им указанное, вместе с игуменом; 5) суднад игуменом по светским делам принадлежал царю или указанному имбоярину; 6) священники и церковные служители освобождались от всякихданей митрополиту. В 1625 г. данной царем Михаилом Федоровичем грамотойбыли произведены следующие перемены: 1) крестьяне платят ямские деньги истрелецкий хлеб, несут повинность городового острожного дела по писцовыми дозорным книгам. ; 2) суд над архимандритом-игуменом принадлежитпатриарху; 3) вызывать монастырских крестьян можно не иначе, как черезпристава; 4) с монастырских исков не брать пошлин; 5) монастырскихстряпчих освободить от пошлин. Благодаря этим льготам, монастырскоехозяйство процветало даже в то время, когда поместное сильно пало;крестьяне служилых людей перебегали к монастырю и тем возбуждалиненависть служилых людей к богатой обители. В настоящее времяТ.-Сергиева лавра обладает двумя подворьями в Москве и Петербурге,земельными угодьями, дачами, прудами; очень большой доход получает онаот множества стекающихся отовсюду богомольцев, но средства ее все жезначительно меньше прежнего. К ней в настоящее время приписаны 14монастырей. Троицкая лавра представляет из себя теперь целый город: вней 11 храмов, множество зданий, принадлежащих собственно лавре; целыйряд зданий занят духовной академией, которая переведена сюда в 1814 г.;за оградой построены гостиницы для богомольцев. Главныедостопримечательности: ризница, где хранится множество редкой утвари,древних дорогих облачений и т. д.; библиотека, где в 1642 г. было 623 т.т., большею частью все рукописи; вотчинный архив, откуда можнопочерпнуть важные исторические сведения об экономическом положениимногих местностей России, так как вотчины монастырские были разбросаныпо разным нынешним губерниям. Значительное количество документов извотчинного архива в 1766 г. было взято в коллегию экономии, но многоосталось еще и в архиве. Почти все постройки лавры являютсядостопримечательностями и много говорят о былом. В виду высокого места,которое занял Т.-Сергиев монастырь среди прочих обителей русскогогосударства, его давно стали выделять из числа прочих монастырей. В 1561г. он был поставлен выше всех монастырей московской епархии; в 1702 г. -вторым после Kиево-Печерской лавры; в 1744 г. получил наименованиелавры. Первоначально во главе монастыря стояли игумены и архимандриты,затем стали назначать епископов; в настоящее время настоятелем лаврысчитается сам митрополит московской епархии. Г. Лучинский.
Значение слова ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012