Значение СИМОН МОСКОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

Что такое СИМОН МОСКОВСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Симон Чиж [1] (+ 1511 / 1512 ), митрополит Московский и всея Руси , святитель .

Память в Соборе Московских святых

С 1490 года — игумен Троице-Сергиева монастыря .

6 сентября 1495 года избран и наречен на Московскую митрополию . 20 сентября того же года хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Московского и всея Руси. Поставление Симона на митрополичью кафедру сопровождалось новым и сложным церемониалом. Великий князь Иоанн Васильевич сам вручил главе Русской Церкви пастырский жезл и обратился к нему с приветственной речью. После посвящения митрополит Симон ездил вокруг города на осляти, причем осла водил под ним боярин великого князя.

Митрополит Симон благословил на великое княжение сначала внука Иоанна III Димитрия , а затем сына Василия .

В правление митрополита Симона преимущественно по его почину и всегда под его председательством неоднократно созывались Соборы для решения важнейших вопросов церковной жизни. На Соборе 1503 года, созванном для благоустроения Православной Церкви, был составлен соборный ответ великому князю Иоанну III о монастырском землевладении.

Митрополит Симон был единомышленником и покровителем преподобного Иосифа Волоцкого .

Принимал активное участие в Соборе 1504 года против ереси жидовствующих . Его поддержка сыграла решающую роль в исходе ссоры между волоколамским игуменом Иосифом Волоцким и архиепископом Новгородским Серапионом . Незадолго до смерти митрополит Симон " по великого князя слову " взял " прощение " у Серапиона.

По одной версии 26 апреля 1511 года митрополит Симон заболел и скончался 30 апреля того же года. По другим данным, весной [2] 1511 года он оставил митрополию и уехал в Троицкий монастырь, а скончался 12 января [3] 1512 года [4] . Погребен был в Архангельской церкви Чудова монастыря . Позже его останки были перенесены в Успенский собор Московского Кремля, где покоятся и доныне.

Митрополит Симон именуется мужем непорочной жизни, великого смирения, украшенным всеми добродетелями. Он был весьма начитан, прекрасно знал Священное Писание и каноническую литературу. Об этом свидетельствуют его собственные сочинения и обращенные к нему послания архиепископов Новгородских Геннадия и Серапиона, преподобного Иосифа Волоцкого. Сохранились рукописи — вклады митрополита Симона: в Троицкий монастырь он вложил Толковый Апостол [5] , а в Московский Успенский собор — Златоструй [6] и Евангелие- апракос [7] . Митрополит Симон был также хорошим иконописцем : известна написанная им Владимирская икона Божией Матери .

Труды

"Поучение священнослужителям," Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. , СПб., 1841-1842, т. 1, № 109.

"Ставленная грамота преподобному Корнилию Комельскому от 1 февраля 1501 года," Муравьев, А. Н., Русская Фиваида на Севере , СПб., 1855, 60, 61.

"Окружное послание о милостыне, собираемой святогорским старцем Герасимом (1495— 1505гг.)," Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. , СПб., 1841—1842, т. 1, № 103.

"Послание духовенству в Пермь о соблюдении пастырских обязанностей (22 августа 1501 г.);" "Послание мирянам в Пермь против языческих обычаев (22 августа 1501 г.)," Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. , СПб., 1841—1842, т. 1, № 112.

"Послание во Псков по поводу постановления собора 1503 г. о вдовых священниках (15 июля 1504 г.)," Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Академии наук: в 4 т. , СПб., 1836, т. 1, 383.

Литература

Соловьев, С. М., История России с древнейших времен: в 6 кн. , (3-е изд.), СПб., 1911, кн. 1, 1400, 1412, 1544, 1555, 1558, 1560.

Карамзин, Н. М., История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. (3-е изд.), СПб., 1842—1843, т. 7, прим. 383.

Шемякин, В. И., Москва, ее святыни и памятники , М., 1896, 125, 127, 207.

Димитрий (Самбикин), архиеп., Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. , Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902, вып. 8, апрель, 199—204.

Житие святителя Серапиона, архиепископа Новгородского , Свято-Троицко-Сергиева Лавра, 1912, 14, 15, 19, 22, 25, 45.

Строев, П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви , СПб., 1877, 5, 138.

Булгаков, С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей , Киев, 1913, 1405.

Голубинский, Е. Е., История канонизации святых в Русской Церкви (2-е изд.), М., 1903, 366.

Ратшин, А., Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России , М., 1852, 97.

Сергий (Спасский), архиеп., Полный месяцеслов Востока (2-е изд.), Владимир, 1901 — 1902, т. 2, 372.

Денисов, Л. И., Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России , М., 1908, 427.

Н. Д[урново], Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи , М., 1888, 13.

Филарет (Гумилевский), архиеп., Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. (3-е изд.), СПб., 1884, 122.

Московский кафедральный Чудов монастырь , М., Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1896, 45.

Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. , М., 1903-1911, 1908, 1916, доп. т. 2, 443, прим. 2.

Московский некрополь: в 3 т. , СПб., 1907-1908, т. 3, 103.

Леонид (Кавелин), архим., Святая Русь , СПб., 1891, № 522.

Русская старина , СПб., 1882, апрель, 83; июнь, 64.

Православный собеседник , Казань, 1867, июнь, 150.

Русский архив , М., 1895, кн. 1, № 1, 15; 1900, кн. 2, № 7, 333.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. [Изд. П. П. Сойкина], СПб., б. г., т. 2, 2061.

Русский биографический словарь: в 25 т. , СПб.; М., 1896-1913, т. 8, 493—494.

Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 9 т. , М., 1994—1997, т. 4, ч. 1, 68, 78, 82—85, 179,185, 209, 233, 268, 328, 340, 341, 490; т. 4, ч. 2, 15.

Буланин, Д. М., "Симон (по прозвищу Чиж)," Словарь книжников и книжности Древней Руси , Л., 1989, вып. 2, ч. 2, 336—339.

Синицына, Н. В., "Русская Церковь в период автокефалии; учреждение патриаршества," Православная энциклопедия , М., 2000 — Русская Православная Церковь , 73.

Использованные материалы

Статья Большой биографической энциклопедии :

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/113112/%D0%A1%D...0%BD

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3832

[1] Прозвище Чиж известно по сообщению Летописи Типографской (ПСРЛ, Пг., 1921, т. 24, с. 213); его подтверждает и список митрополитов в сборнике ГПБ, собр. Погодина, № 1571.

[2] http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3832 указывает то же 30 апреля

[3] По статье _Большой биографической энциклопедии_. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3832 указывает 28 января.

[4] ПСРЛ, т. 24, 217.

[5] ГБЛ, собрание МДА, ф. 173, № 17

[6] ГИМ, Успен. собр. (бум.), № 14

[7] ГоС. Оружейная палата, № 15004

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.