Значение АВГУСТИН (ВИНОГРАДСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое АВГУСТИН (ВИНОГРАДСКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Августин (Виноградский) ( 1766 - 1819 ), архиепископ Московский и Коломенский.

В миру Виноградский Алексей Васильевич.

Родился 6 марта 1766 года в г. Москве в семье священника и живописца.

Окончил Перервинскую семинарию , затем в 1787 г. - Московскую духовную академию .

Слушал лекции в Московском университете.

С 13 сентября 1787 г. учитель Перервинской духовной семинарии .

С 9 сентября 1788 года - преподаватель грамматики и риторики Троице-Сергиевской семинарии .

В 1792 году назначен префектом Троице-Сергиевской семинарии и преподавателем философии.

17 января 1794 года принял монашество и в том же году рукоположен во иеромонаха.

С 15 августа 1795 года - ректор Троице-Сергиевской семинарии .

21 ноября 1798 года возведен в сан архимандрита Можайского Лужецкого монастыря с сохранением должности ректора.

В июле 1801 году переведен в Московский Богоявленский монастырь , но продолжал жить в Лавре при митр. Платоне .

С 25 декабря 1801 года - ректор Московской академии и настоятель Заиконоспасского монастыря .

В 1802 году назначен цензором духовных книг, выходящих в Москве, и настоятелем ставропигиального монастыря [?].

В 1803 году был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди.

6 (7) февраля 1804 года хиротонисан во епископа Дмитровского , викария Московской епархии в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры.

С 13 июня 1811 года временно управлял Московской епархией в связи с болезнью митр. Платона.

28 декабря 1812 года ему было вверено управление Московской митрополией .

30 августа 1814 года возведен в сан архиепископа и назначен архимандритом Троице-Сергиевой Лавры . В этот период назначен членом Св. Синода .

С 19 февраля 1818 года - архиепископ Московский и Коломенский .

Скончался от туберкулеза 3 марта 1819 года в Москве .

Похоронен в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры у западных ворот.

Преосвященный Августин был замечательный оратор и проповедник своего времени. Его речи и проповеди отличались торжественностью. Будучи в 1803 году в Петербурге на чреде священнослужения, он своими речами обратил на себя всеобщее внимание.

Сказанное им в 1807 году слово по поводу заключения Тильзитского мира произвело большое впечатление, и московский главнокомандующий преподнес ему драгоценную панагию и послал один экземпляр речи государю.

Ораторский талант преосв. Августина сыграл положительную роль в период войны 1812 года . В это тревожное для России время преосв. Августин управлял Московской епархией .

Отличаясь чувством патриотизма, он своими речами воодушевлял московское ополчение на борьбу с неприятелем. 14 августа 1812 года перед 6000-м московским ополчением он отслужил молебен с водосвятием на Земницком валу.

26 августа, в день Бородинской битвы , обносил Владимирскую , Смоленскую , Иверскую иконы Богоматери вокруг Кремля, Китайгорода и Белгорода совместно с архиереями Ионою и Пафнутием (Грузинскими).

Перед приходом в Москву вражеских войск Наполеона преосв. Августин сделал распоряжение относительно сохранения московских церквей. Самое ценное из них, а также патриаршую ризницу и синодальную библиотеку перевез в Вологду . Чудотворную Иверскую икону Божией Матери вывез во Владимир .

После освобождения столицы от неприятеля преосв. Августину было поручено восстановить поруганную врагом святыню. С душевной скорбью обозревал он разгромленные и разграбленные церкви и монастыри столицы.

В Чудовом монастыре мощи основателя монастыря свт. Алексия после усиленных поисков были найдены в кучах разодранных риз в преддверии Благовещенской церкви. С великой радостью преосв. Августин поставил их на прежнее место.

Руки врага сорвали печать и замок с верхней гробницы, заключавшей в себе раку с мощами свт. Петра , митр. Московского. Преосв. Августин испросил разрешение Св. Синода оставить мощи святителя Петра открытыми навсегда. Открыв раку, он до земли поклонился и облобызал святые останки великого иерарха, потом совершил молебное пение, а по окончании литургии окропил св. водой материалы, приготовленные для поновления икон в соборе.

Преосв. Августин прекрасно владел пером, любил писать стихи, обладал даром импровизации.

Еще в 1788 году, по окончании духовной академии, он преподнес митр. Платону приветственное стихотворение на латинском языке, в котором описывал свою сиротскую жизнь. Митрополиту Платону так понравились стихи, что он назвал их "золотые стихи" и дал указание напечатать и разослать их во все духовные учебные заведения.

Из личных качеств преосв. Августина можно отметить его хозяйственную распорядительность, благотворительность, инициативность и энергичность, прямодушие в словах (чем он наживал себе немало врагов).

При всех своих положительных качествах ему были свойственны и некоторые отрицательные черты.

Он обладал излишней вспыльчивостью и нервозностью. Барон Штейнгель В.И. в своих записках отмечал, что архиеп. Августин был очень вспыльчив, мог наговорить опрометчиво тьму оскорбительных слов, но, как бывает со всеми вспыльчивыми - поспешно стихал, оказывал снисхождение даже виновным.

По отзывам Булгакова А.Я., в письмах к брату, преосв. Августин был очень груб и горд.

Жизнь он вел очень простую.

Кончина преосв. Августина была мирна и безболезненна. Перед самой смертью он исповедывался, причастился, соборовался маслом, сам начал читать отходную, но слабость одолела, и он сказал: "продолжайте, силы оставляют меня, а я сию временную жизнь..." и умер.

Похороны его происходили при огромном стечении москвичей.

Труды

Шесть проповедей преосв. Августина под № 457, 485, 529, 581, 582, 591 поименованы в Росписи русских книг Смирдина (1828).

Слово при наречении во еп. Дмитровского. М., 1804.

Слово на заключение мира с Францией. М., 1807.

Слово на погребение кн. П.М Дашкова. М., 1807.

Слово на день коронования Александра I. М., 1809.

Слово при погребении гр. И.А. Остермана.

Слово при окроплении св. одежд от имп. Александра I, принесенных в дар Успенскому собору. М., 1811.

Слово в день коронования Александра I. М., 1811.

Слово при освящении храма Александр. училища. М., 1812.

Пастырское наставление, произнесенное 28 июля 1812 г. П. [М. или СПб. ?], 1812. На русском и французском языках.

Слово при годичном поминовении воинов за веру и отечество на брани Бородинской живот свой положивших. М., 1813.

Слово при возвращении хоругви московского ополчения. М., 1813.

Слово по случаю победы у Лаона. П. [М. или СПб.?], 1814.

Слово по случаю покорения франц. столицы. М., 1814.

Слово на день воспоминания избавления церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык. М., 1814.

Слово при общем собрании членов московского отделения Библейского общества. М., 1815.

Речь архиеп. Августина при торжественной закладке храма Спасителя в 1817 г.

Речь на взятие Парижа. / В пер. фр. СПб., 1814.

Латинская элегия на убиение еп. Феодосийского Феодосия Гумилевского. Помещена в биографии архиеп., составленной Снегиревым. Там же помещена "Молитва об изгнании врагов", которую Августин сочинил в 1812 г. по приказу Александра I и которую читали во всех церквах с коленопреклонением.

Там же напечатаны некоторые латинские стихотворения Августина.

Остались в рукописях:

Догматика.

Толкование на послания Апостольские.

Литература

Снегирев. Очерки жизни Московского архиеп. Августина. М., 1841.

Обзор русской духовной литературы. с. 423-424.

Попов А.Н. Москва в 1812 году. с. 16.

Ростопчин. Записки о 1812 г.

Смирнов С. История МДА. с. 1, 4, 7, 10, 97, 310.

Орлов. Историческое описание Московской Троицкой церкви. с. 77-92.

Сочинения Августина, архиеп. Московского и Коломенского, изданные Кораблевым и Сиряковым в 1856 году.

Исторический вестник. 1881. май. с. 21-22.

-"- -"- 1889. авг. с. 369.

-"- -"- 1900. июнь. с. 821, 823, 826.

-"- -"- 1908. янв. с. 271.

Вестник Европы. 1873. т. VI. с. 230.

Православный собеседник. 1899. янв. с. 106.

Русский паломник. 1893. № 34. с. 537.

Русский архив. 1893. кн. 3. с. 8-9.

-"- -"- 1898. кн. 1. с. 96.

-"- -"- 1899. кн. 2. № 6. с. 205, п/с. 3, с. 211 п/с. 4.

-"- -"- 1900. кн. 2. с. 210, 308.

-"- -"- 1901. кн. 1. № 2. с. 306.

-"- -"- 1903. кн. 1. № 2. с. 218, 220, 222-226, 229, п/с.; № 3. с. 370; кн. 2. № 8. с. 568; кн. 3. № 3. с. 98, 99.

-"- -"- 1904. кн. 1. № 1. с. 103; кн. 2. № 5. с. 42.

-"- -"- 1905. кн. 1. № 1. с. 111.

-"- -"- 1910. кн. 2. № 5. с. 48.

-"- -"- 1912. № 5. с. 134-141; № 6. с. 212-217; № 8. с. 615.

Русская старина. 1872. февр. т. V. с. 180-181, 186, 187; апр. т. V. с. 519, 522, 523, 529, 560; сент. т. VI. с. 287.

-"- -"- 1875. апр. т. ХII. с. 816, 817; май. т. ХIII. с. 9.

-"- -"- 1891. сент. т. 32. с. 71.

-"- -"- 1904. февр. т. ?. с. 444; т. ?. с. 661.

Юбилейный сборник. с. 209, 237, 239, 606, 607.

Венгеров. с. 39-42.

Булгаков. с. 1405.

Толстой Ю. № 195.

Денисов. с. 475-480.

БЭС. т. I. с. 24; т. II. с. 1602.

БЭЮ. т. I. с. 43.

БЭЛ. т. I. с. 113-115.

ЭС. т. I. с. 150.

РБС. т. I. с. 23-27.

ЖМП. 1945. № 3. с. 67.

-"- 1951. № 4. с. 42.

Н.Д. с. 14, 15.

Источники

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2326

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.