Значение АНТОНИЙ РАДОНЕЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

Что такое АНТОНИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Антоний (Медведев) ( 1792 - 1877 ), архимандрит , наместник Троице-Сергиевой Лавры , преподобный .

Память 12 мая , 3 октября , в Соборе Радонежских святых

До пострижения

Родился 6 октября 1792 года в семье вольноотпущенного крестьянина графини Е. И. Головиной, служившего поваром у князя Е. А. Грузинского в селе Лыскове . Наречен в крещении Андреем. Отец умер, когда ему было 4 года, в семье осталось четверо детей. Мать дала мальчику христианское воспитание, он обучился грамоте и стал учеником аптекаря при больнице в Лыскове, впоследстии князь Грузинский поручил ему заведование больницей. Обладая прекрасным голосом, Андрей пел в церковном хоре. В 1812 года, из-за недостатка врачей прикомандированный к Нижегородскому ополчению, А. Г. Медведев получил официальное разрешение на врачебную практику.

Начало монашеского пути

Под влиянием настоятельницы Арзамасской Алексеевской женской общины игумении Олимпиады (Стригалёвой) решил принять монашество . По указанию явившегося ему во сне преподобного Андрея Критского , его небесного покровителя, 27 июля 1818 года он стал послушником в Сарове . Пробыв около полутора лет в Саровской пустыни , он вернулся в Арзамас и поступил в Высокогорскую пустынь .

27 июня 1822 году принял монашество с наречением в честь преподобного Антония Киево-Печерского . 20 июля епископом Нижегородским Моисеем был рукоположен во иеродиакона , а 22 июля того же года - во иеромонаха . Игумения Олимпиада оставалась духовной наставницей Антония до своей кончины в 1828 году.

9 июля 1826 года епископом Нижегородским Мефодием Антоний был определен строителем Высокогорской пустыни и присутствующим в Арзамасском духовном правлении. Благодаря усердным трудам нового строителя пустынь вскоре стала процветающей. Личность настоятеля, его служение и дар слова привлекали из Арзамаса и окрестностей многих богомольцев, которые обращались к нему с просьбой быть их духовным отцом.

При вступлении Антония в должность строителя пустыни в ней было 20 человек братии, при переходе его в Троице-Сергиеву Лавру - 90 человек.

Антоний неоднократно ездил в Саров для беседы со старцами, особенно с преподобным Серафимом .

Наместник Троице-Сергиевой Лавры

23 феврале 1831 года скончался наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Афанасий (Фёдоров) . За 2 месяца до его кончины преподобный Серафим предсказал назначение Антония следующим Лаврским наместником, и, действительно, 26 февраля митрополит Московский святитель Филарет предложил Антонию принять это служение.

10 марта 1831 года Антоний прибыл в Москву , 15 марта был возведен в сан архимандрита в церкви преподобного Сергия Радонежского на Троицком Сухаревском подворье в Москве и 19 марта приехал в Троице-Сергиеву Лавру.

При Антонии в Лавре был основан Гефсиманский мужской скит (освящен 28 сентября 1844 года), из «холодных» храмов стали отапливаемыми Троицкий собор, Никоновская, Духовская, Смоленская церкви, была построена Варваринская церковь и капитально отремонтирована крепостная стена. В 1832 году из братских келий в Донском (Варваринском) корпусе была организована странноприимная мужская больница, за стенами Лавры - женская больница и богадельня.

В 1838 году на месте сгоревшей гостиницы был создан дом призрения, где разместились богадельня, больница и домовая церковь. В Угловой (Пятницкой) башне организовано училище и приют для сирот на 100 человек, которые жили и учились на полном содержании монастыря, еще 100 учеников приходили учиться и обедать; организовано питание для странников.

В 1861 году училище и приют были переведены в дом призрения, мальчики-сироты обучались ремеслам, из способных к пению был организован хор. Архимандрит Антоний устроил в Лавре иконописную мастерскую, школу иконописания ( 1839 ), литографическую мастерскую ( 1844 ).

Исключительное внимание наместник уделял заключенным в сергиево-посадской пересыльной тюрьме. В 1871 - 1873 годах по проекту архитектора И. А. Малышева , штатного служителя Лавры, было построено новое тюремное здание, более половины суммы на строительство пожертвовали духовные дети Антония. На средства Лавры в тюрьме была устроена церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» , богослужения в которой совершали лаврские монахи; Лавра помогала в обеспечении заключенных продовольствием.

Антоний покровительствовал также частным лицам, назначая из средств, вверенных ему благотворителями, пособия нуждающимся.

Антоний проявлял большую заботу о духовной жизни иноков. Помня заповедь преподобного Серафима: « Будь не отцом, а матерью братии », следовал наставлению преподобного: не бранить за порок, но исправлять его. Антоний был духовником многих мирян; торжественностью совершаемых им богослужений и даром слова он снискал любовь и уважение богомольцев. Антоний собирал переводы аскетических сочинений преподобного Паисия Величковского , помогал оптинским монахам в издании книг, с большим вниманием относился к лаврским старцам.

Своими трудами на благо Лавры и духовной мудростью Антоний расположил к себе святителя митрополита Филарета , который избрал его духовным отцом и нередко посылал к нему людей, нуждавшихся в назидании или утешении. С одобрения митрополита были напечатаны отдельной брошюрой «Монастырские письма», в которых Антоний описал разные случаи особого проявления благодати Божией и явлений из мира духовного. После кончины преподобного Серафима Антоний взял на себя заботы о Дивеевской общине . Благодаря совместным трудам Антония и митрополита Филарета в 1841 году было напечатано составленное архимандритом Сергием первое «Житие преподобного Серафима».

7 августа 1859 года указом Синода Антонию была присвоена степень первоклассного архимандрита .

Последние годы жизни и кончина

В 1872 году Антоний просил у митрополита Московского святителя Иннокентия увольнения от должности по старости, но тот отклонил просьбу.

В 1873 у отца Антония был легкий инсульт, после которого он сильно ослабел и оставался прикованным к постели. Святитель Иннокентий благословил устроить домовую церковь при кельях архимандрита, где он изредка совершал литургию .

Управление Лаврой было передано духовному собору, к Антонию обращались за советом лишь в наиболее важных делах.

В 1876 году, после начала войны с Турцией , Антоний при мощах преподобного Сергия Радонежского благословил великого князя Николая Николаевича , командовавшего русскими войсками, а в январе 1877 года, собрав последние силы, приветствовал императора Александра II и августейшую семью.

Антоний скончался, попрощавшись с братией, напутствованный таинствами Елеосвящения и Причащения . Отпевание Антония совершили епископ Иоанн (Митропольский) и епископ Можайский, викарий Московской епархии Игнатий в сослужении более 60 священнослужителей при огромном стечении народа. Архимандрит Антоний был погребен с восточной стороны Свято-Духовского собора Троице-Сергиевой Лавры.

Почитание и прославление

Почитание архимандрита Антония особо выразилось в обязательном и усердном поминовении его в Троице-Сергиевой Лавре на всех заупокойных ектениях . Преподобный Антоний был прославлен как местночтимый святой 16 октября 1998 года по благословению патриарха Алексия II , который сам возглавил торжество прославления. Ко времени прославления останки Антония были обретены и помещены в Духовском соборе.

Награды

набедренник (от еп. Нижегородского Афанасия , сентябрь 1826).

палица (от еп. Нижегородского Афанасия, 1828).

Российские ордена св. Анны 2-й степени (18 апреля 1836); св. равноап. кн. Владимира 3-й (1 июня 1849) и 2-й степени (3 марта 1863).

бронзовый наперсный крест на владимирской ленте (в память Крымской войны 1853-1856 гг., 18 сентября 1856).

наперсный крест (пожалован императрицей Марией Александровной в память пребывания императорской четы в Лавре, 20 сентября 1856).

право ношения панагии (в ознаменование 25-летия служения в Троице-Сергиевой Лавре, от Святейшего Синода , 4 сентября 1856).

Почетные членства:

член-корреспондент императорского Русского археологического общества (8 апреля 1852).

Молитвы

Тропарь, глас 3

Волю Божию в житий твоем взыскуя,/ предречение преподобнаго Серафима/ и Небесное призвание чрез святителя Филарета/ на служение в Лавру великую приял еси./ Истинный хранитель заветов аввы Сергия быв,/ иноков наставник богомудрый/ и Лавры благоукраситель искусный явился еси./ Ныне же, предстоя Престолу Святыя Троицы,/ преподобие отче Антоние,//моли спастися душам нашим .

Кондак, глас 2

Вышних желая улучити, блаженне,/ от юности Христу последовал еси,/подвигом и нравом святых отец ревнуя,/ благодать духа мирна стяжал еси./Сего ради множеству иноков/ и всем притекающим к тебе/ милостивый отец явился еси./ Темже с любовиювопием ти:/радуйся, Антоние,// Лавры Сергиевы похвало и Церкви Российской украшение .

Молитва

О преподобне отче Антоние, великаго аввы Сергия достойный преемниче, наставлений преподобнаго Серафима исполнителю, святителя Филарета друже и сотаинниче, иноков и всех ревнителей благочестия учителю! Моли всемилостиваго Христа Бога нашего и Его Пречистую Матерь Церкви и Отечеству нашему в мире и тишине пребывати, обители Сергиевой, идеже прославляется великое имя Пресвятыя Троицы, непоколебимой сохранитися, училищу духовному, в ней пребывающему, в православней вере утвердитися. Испроси нам молитвами твоими у Пресвятыя Троицы благодать волю Божию взыскати и исполняти, житие в подвизех покаяния провождати, скорби, болезни и искушения с благодарением терпети, дух мирен стяжати и искати прежде Царствия Божия, в немже ты прославлявши со всеми святыми Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь .

Труды

"Предвестие о дне кончины митр. Московского Филарета," ДЧ , 1867, ч. 3, 185-186.

"Письмо проф. С. К. Смирнову [23 мая 1863 г.]," БВ , 1915, № 10/12, 668.

"Письма к духовной дочери Е. И. М.," [Серг. П.], 1990р, 44-94.

"Доброе слово новоначальному послушнику," [Серг. П.], 1996п.

Монастырские письма , Серг. П., 1996п.

Литература

Михаил (Лузин), архим., "Слово, произнесенное 16 мая 1877 года при погребении наместника Св.-Троицкой Сергиевой Лавры архим. Антония," ДЧ , 1877, ч. 2, 371-380.

Н. Д., "Некролог о наместнике Св.-Троицкой-Сергиевой Лавры архим. Антонии (Медведеве)," Моск. ЕВ , 1877, Май, № 21, 198-199.

Нечаев, В., прот., "В память архим. Антония," ДЧ , 1877, ч. 2, 366-370.

Толстой, Д. Н., Архим. Антоний, наместник Св.-Троицкой Сергиевой Лавры: Некролог , М., 1877.

Письма митр. Московского Филарета к наместнику Св.-Троицкия Сергиевы Лавры архим. Антонию, 1831-1867 гг. , М., 1877-1884, ч. 1-4.

Казанский, П. С., Очерки жизни архим. Антония, наместника Св.-Троицкой Сергиевой Лавры , М., 1878.

И. Ф., "Случай из жизни архим. Антония," ДЧ , 1879, ч. 1, 89-103.

Субботин, Н., Митр. Филарет и архим. Антоний как почитатели заветов и памяти прп. Серафима , М., 1904.

"Об отказе митр. Московского Филарета освящать Триумфальные ворота в Москве по совету архим. Антония: Из зап. Преосвящ. Леонида, архиеп. Ярославского," ДЧ , 1905, ч. 3, 35-36.

ЖПодв , Май, 48-78.

Нилус, С., Святыня под спудом , Серг. П., 1911, 39-41.

Хибарин, И., "Наместник Троице-Сергиевой Лавры архим. Антоний," ЖМП , 1954, № 7, 11-12.

Георгий (Тертышников), архим., Архим. Антоний (Медведев), наместник Св.-Троицкой Сергиевой Лавры: Жизнеописание , Серг. П., 1996.

Георгий (Тертышников), архим., Житие прп. Антония (Медведева), наместника Св.-Троицкой Сергиевой Лавры , Серг. П., 1996.

Филимонов, К., Сергиев Посад: Страницы истории: XIV - нач. XX в. , М., 1997, 120.

Голубцов, С., протодиак., Троице-Сергиева Лавра за последние сто лет , М., 1998, 9-18.

Использованные материалы

http://www.jmp.ru/patriarh/t1/370.htm

http://www.pravenc.ru/text/115982.html

Статья Большой биографической энциклопедии :

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/4359/%D0%90%D0%...0%B9

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.