Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Церковно-Земский Собор 1584 года состоялся в царствование Федора Иоанновича при митрополите Дионисии и решал вопрос об ограничении роста церковных земель и отмене тарханных привилегий. Своими решениями он примыкает к Собору 1580 , что явствует из из текста Приговора: И преж убо о сем… уложена быша сице, и на утвержение грамоту написавше…И тое бы грамоту переписати и укрепити по тому ж.
Приговор Церковно-Земского Собора 1584 года, июля 20
Благоволением Бога и Отца, и споспешением Сына, и содействием Святаго Духа, в Троицы славимаго Бога нашего и во единстве поклоняемаго милостию, Пречистыя и Преблагословенные владычицы нашия Богородицы молитвами, и великих чудотворцов молитвами, повелением благоверного царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии, мы преосвященный Деонисей митрополит всеа Русии, архиепископ Великого Новагорода и Пскова Александр, архиепископ казанской и свияжской Тихон, архиепископ ростовской и ярославской Еуфимей, епископ вологодцкой и великопермъской Варлам, епископ суздальской и торусской Варлам, епископ резанской и муромской Леонид, епископ тверской и кашинской Захария, епископ коломенской и коширской Иев, епископ Сарской и подонской Варлам, архимарит Троицы живоначальные Сергиева монастыря Митрофан, архимарит рожественской из Володимеря Герман, архимарит Спаской с Нового Иаким, архимарит симановской Иосиф, архимарит ондронниковской Феодосей, игумен кириловской Варлам, архимарит Горицкой ис Переславля Тит, архимарит лужецкой из Можайска Гурей, игумен богоявленской из-за торгу Селивестр, архимарит богоявленской из Ростова Офонасей, архимарит спаской из Ярославля Феодосей, игумен пафнотьевской из Боровска Феодосей, игумен иосифовской Еуфимей, игумен соловецкой Ияков, с Резани архимарит Иона, архимарит тверской Отроча монастыря Никандр, архимарит даниловской ис Переславля Сергий, игумен борисоглебской с Устья Антоней, игумен колязинской Боголеп, игумен ис Переславля Никитцкой Никон, архимарит солочинской Иосиф, игумен из Можайска Колотцкой Маркел, старцы соборные живоначалные Троицы Сергиева монастыря: келарь Еустафей, старец Варсунофей, Кирилова монастыря старцы: Леонид да Христофор, Пафнотьева монастыря старец Галасей, Иосифова монастыря старец Измайло, да старец Гурей Ступишин, собрахомся в преименитом граде Москве некоих ради царских вещей, паче ж и о настоящего ради греха всего християнства, что Божьим судом великий государь, блаженные памяти благочестивый царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии, во иноцех Иона, оставль земное царство, отъиде в небесное царство. А по благословению отца своего великий государь, благочестивый царь и великий князь Феодор Ивановичь всеа Русии самодержец взем скифетр Росийскаго царствия, советоваху с отцом своим и богомольцом с преосвященным Деонисьем митрополитом и со всем освященным собором, и со всеми бояры, и со всем синклитом, како совокупишася на хрестьяны туркове, и агаряне, и литовской король, и все области немецкие, и распыхахуся дивним образом, гордостию дмящеся, хотяху потребити православие. И мы сих ради со благочестивым царем нашим поболехом зелне, и многая попеченья о сем благочестивый же царь наш Феодор Ивановичь всеа Русии с своими бояры и со всем своим синклитом сотвори, яко же довлеет его царьской власти, в сих же и в нас внесена быша некая, яко возложеная Богови, яже по священным епископиям и по святым монастырем в пустош изнуряютца ради пьянственнаго и непотребнаго слабого жития многообразие, многая жив запустения приидоша. И яко же убо по монастырем сия запустеваху, а х тому от мирских живущее прилагаху, не токмо ж по благословней вине, но и с ухищрением и тяжею, и прибытка никоего ж несть, но развее токмо по монастырем в пустош изнуряетця на пьянственныя и на иныя проторы, яже не токмо иноком, но и мирским свыше потребы не подобает творити. И сия убо по монастырем в пустош изнуряхуся паче потребы, а воинственному чину от сего оскудение приходит велие. И преж убо о сем, блаженные памяти при благочестивом царе и великом князе Иване Васильевиче, а во иноцех Ионе, и сыне его, блаженные памяти царевиче князе Иване, и при освященном Антоние митрополите всеа Русии, и всего освященнаго собора и всего царского синклита, уложена быша сице, и на утвержение грамоту написавше, утвердиша в лете семь тысящь восемьдесят осьмаго году, генваря в пятыйнадесять день: что с того году и с того дни митрополиту, и архиспискупом, и владыкам и монастырем вотчин не покупати, и по душе ни по ком вотчин в монастыри не имати, для воинского оскуденье, что воинство велие прииде в оскудение. И тое бы грамоту переписати и укрепити по тому ж. Другое ж и о том советоваху и утвердихом с повелением благочестиваго царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии, смиренный Деонисий митрополит со всем освященным собором и со всем царским синклитом, о тарханех, чтоб вперед тарханом не быти, что земли митрополичи и архиепископли, и владычни, и монастырские в тарханех, и с тех никакие царские дани и земских розметов не платят, а воинство служилые люди те их земли оплачивают. И сего ради многое запустение за воинскими людьми в вотчинах их и в поместьях, платячи за тарханы. А крестьяне, вышед из-за служилых людей, живут за тарханы во лготе, и от того великая тощета воинским людем. По совету благочестиваго царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии, мы, преосвященный Деонисей митрополит всеа Русии, и со всем освященным собором, и со всеми бояры и со всем царским синклитом, уложихом сице: да церкви Божия и священныя места без мятежа будут, а воинской чин на брань противу врагов креста Христова ополчатца крепце, и сице устроихом и утвердихом по тому ж, как отец его, государь блаженныя памяти царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии и сын его, блаженные памяти царевичь князь Иван Ивановичь, утвердили прежнюю грамоту. Елико есть земель и земляных угодей, и елико недвижимых вещей, еже есть села и деревни, и пожни и сеножати, что до сего даная с лета семь тысящь восемьдесят осьмаго генваря месяца пятогонадесять дня и возложенная богови в митрополие, и в епископиях, и по монастырем, да ничтоже претворяетца и из митропольи, и из епископьи и из монастырей не исходит, и вотчины никоторым судом ни тяжею у митрополита, и у владык и у монастыря с того лета не емлют и не выкупают, хоти которое место и не утвержено крепостьми, и того у монастыря не выкупить. И вперед с манастыри о вотчинах не тягатися, а в монастыри вотчин не давати. Также от сего году, лета семь тысящь девятьдесят третьяго, месяца сентября перваго числа, на время, до государева царева и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии указу, для воинского чину и оскудения тарханы отставити, покаместа земля поустроитца и помочь во всем учинитца царским осмотрением, а платить тарханом всякие царские подати и земские розметы всяким тарханом от священных, и боярским и княженецким, со всеми людми ровно всей земле, как тарханом, так и всяким служилым людем. И тамга тарханом и всяким людем в то время до государева указу платить, хто ни почнет торговать, чтоб воинство конечне во оскудение от того не было, для ради тое вины и государеве казне в том убытка не было. И вотчинником вотчин своих вперед, по прежней грамоте и по нынешней по душам не давати, а давати за них в монастыри денги, которое село чево судит, а село имать вотчинником. А будет у кого роду не будет ближнего, и та вотчина имати на государя, а денги за нее платити ис казны, чтоб в службу служилым людем земли прибавливати. А митрополиту и владыкам, и монастырем земель не покупати и закладней не держати. А хто после сего уложенья купит землю, в которой монастырь, или закладня учнет за собою которой монастырь держати, и те земли имати на государя безденежно. А которые ныне закладни за митрополитом, и за владыками и за монастыри, и те земли поимати на государя, а в денгах ведает бог да государь, как своих богомолцев пожалует. А вперед княженецких вотчин в монастыри не имати, а хто возмет без государского ведома, и те вотчины взяти на государя безденежно. А которые монастыри покупили княженецкие вотчины, и те вотчины взяти на государя, в в денгах ведает Бог да государь, как своих богомолцов пожалует. А вперед митрополиту и владыкам, и монастырем земель не прибавливати никоторыми делы. Жити им на тех землях, что ныне за ними с того лета, как приговор был преж сего, и ныне с лета семь тясящь восемьдесят осьмаго генваря месяца пятогонадесять дня. А всякие царские дани платить всяким тарханом от священных и от бояр, и от князей с служилыми людми ровно до государева указу. И в закладчикех за собою торговых людей, с которых идет царские дани, как от священных, так от мирских царского синклита, не держати. А которое место убогое, земли будет мало, или не будет, и он бьет челом государю, и государь с митрополитом соборне и з бояры приговоря, и устроят тот монастырь землею, как будет пригоже, как бы ему мочно прожити. А на болшое утвержение царь и великий князь Феодор Ивановичь всеа Русии к сей грамоте печать свою приложил, а митрополит Деонисей всеа Русии к сей грамоте печать свою привесил и руку свою подписал, а архиепископы и епископы печати свои привесили и руки свои подписали, а архимариты и игумены, и старцы руки свои приложили. Утвержена быстъ сия грамота в преименитом и царствующем граде Москве лета 7092 (1584), месяца июля в 20 день [1] .
Комментарий
Тарханы — зд. землевладения, свободные от всех государственных налогов и податей. Тамга — торговая пошлина. Скифетр — скипетр, жезл, атрибут царской власти. Царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии, во иноцех Иона — перед смертью Иван IV по обычаю постригся в монахи, приняв монашеское имя Иона.
Приговорная грамота Собора 1584 года повторяет в основном Приговор 1580 года . По сословному составу участников Собор 1584 года полностью совпадает с Собором 1580 года. С. Ф. Платонов определял их состав как «соединение высших учреждений, собора и синклита» [2] . По численному составу Собор 1584 года был несколько менее представительным, чем Собор 1580 года — на нем отсутствовали некоторые епископы, не представлен ряд монастырей. Приговор 1584 года подчеркивает генетическую связь с предшествующим актом и воспроизводит его почти без изменений. Однако в некоторых случаях поправки, внесенные в текст документа, существенно меняют смысл норм. Так, в соответствии с Приговором 1580 года государство выкупало завещанные вотчинником земли у монастырей и передавало в род вотчинника независимо от дальности родства. Приговор 1584 года ограничивает круг наследников лишь ближайшими родственниками. Кроме того, в нем раскрываются и цели изъятия земли у монастырей: выморочные земли поступают теперь в службу служилым людям земли прибавливати, т. е. пополняют фонд поместных земель.
Для Приговора 1584 года характерно стремление к объяснению причин принятия той или иной нормы. Возможно, это вызвано желанием нового правительства получить поддержку мелких служилых людей и одновременно разъяснить боярству необходимость принятия того или иного решения. Продворянская направленность Приговора свидетельствует о влиянии Годунова. Некоторую неуверенность правительства выдает и политика по отношению к тарханам, которые являлись довольно обременительным для государства пережитком феодальной раздробленности. Ограничение тархан, начатое еще Василием III, не привело к их полной ликвидации. Новое правительство не посмело сразу и бесповоротно отменить тарханы, боясь вызвать недовольство крупных землевладельцев, особенно духовенства. Они были отменены Приговором 1584 года временно, до поправления хозяйства. Причины отмены тархан объясняются подробно: освобождение от налоговых тягот церковных и монастырских вотчин создавало более выгодные условия для крестьян, которые платили здесь лишь феодальную ренту. Поэтому крестьяне и переходили в такие вотчины, несмотря на запреты. Уход крестьян из поместий мелких служилых людей приводил к разорению хозяйств последних. Одновременно терпела убытки казна, поскольку она лишалась налогоплательщиков. Государство страдало и от того, что служилые люди не могли исполнять воинскую службу, поскольку не имели для этого достаточно средств. Опыт Ливонской войны показал, что служилые люди всячески уклонялись от военной службы, чтобы не оставлять свои поместья и следить за крестьянами, стремившимися их покинуть. Денежного и хлебного довольствия, выплачиваемого государством, дворянам явно недоставало, поэтому служилые люди должны были дополучать остальные средства из своих поместий. Запрещая держать за собою в закладчиках торговых людей, с которых идут царские дани, Приговор препятствовал закабалению крупными феодалами торговых людей, плативших налоги государству, отстаивая, таким образом, интересы казны.
Источники
Российское законодательство X-XX вв. Т. 3. с. 31-36.
Внешние ссылки
http://www.sedmitza.ru/index.html?did=6159 - Библиотека Седмица.Ru
[1] Подписи не воспроизводятся. Агаряне — зд. имеются в виду мусульмане.
[2] Платонов С. Ф. К истории московских земских соборов. Соч., т. I. Спб., 1912, с. 294.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент