Значение РУБЛЁВ АНДРЕЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

РУБЛЁВ АНДРЕЙ

Андрей (около 1360-1370 - 1427, по другим источникам, около 1430, Москва; погребён в Андрониковом монастыре), русский живописец, создатель московской школы живописи. Биографические сведения о Р. крайне скудны: воспитывался в светской среде, в зрелом возрасте принял монашеский постриг, по-видимому в Троице-Сергиевом монастыре (см. Троице-Сергиева лавра ), по другим исследованиям, в Андрониковом монастыре . Творчество Р. сложилось на почве художественных традиций Московской Руси; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом.

На формирование мировоззрения Р. большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины 14 - начала 15 вв., для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Р. воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина ('Спас', 'Апостол Павел', 'Архангел Михаил', все - рубеж 14-15 вв., по другим исследованиям, 10-е гг. 15 в., Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи. В конце 14 - начале 15 вв. (по другим исследованиям, около 1412 или около 1427) Р. создал свой шедевр - икону 'Троица' (Третьяковская галерея). Традиционный библейский сюжет Р. наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, он поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишнёвого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным 'голубцом' и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. 'Троица' рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи 'Троицы' - самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни. В 1405 Р. совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Р. совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами - Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Р. в Успенском соборе наиболее значительна композиция 'Страшный суд', где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Р. во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

В 1425-27 Р. совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Р. В ряде произведений Р. удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные ('Апостол Павел'). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (около 1427, по другим исследованиям, на рубеже 14-15 вв.; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Р. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Р. точно не доказана: фрески Успенского собора на 'Городке' в Звенигороде (конец 14 - начало 15 вв.; сохранились фрагменты), иконы - 'Владимирская богоматерь' (около 1409, Успенский собор, Владимир), 'Спас в силах' (1408, Третьяковская галерея), часть икон праздничного чина ('Благовещение', 'Рождество Христово', 'Сретение', 'Крещение', 'Воскрешение Лазаря', 'Преображение', 'Вход в Иерусалим' - все около 1399) Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Кремлёвского Архангельского собора), часть миниатюр 'Евангелия Хитрово' (конец 14 - начало 15 вв., Библиотека СССР им. В. И. Ленина, Москва). Творчество Р. является одной из вершин русской и мировой культуры. В 1947 в Андрониковом монастыре открыт Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублёва.

Лит.: Алпатов М. В., Андрей Рублёв, М., 1959; Демина Н. А., 'Троица' Андрея Рублёва, М., 1963; Лазарев В. П., Андрей Рублёв и его школа, М., 1966; Плугин В. А., Мировоззрение Андрея Рублёва, М., 1974; Бетин Л. В., О происхождении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, в сборнике: Реставрация и исследование памятников культуры, в. 1, М., 1975.

Л. В. Бетин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.