Значение ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ПУСТЫНЬ в Православной энциклопедии Древо

Что такое ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ПУСТЫНЬ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Троице-Сергиева Приморская пустынь , мужской монастырь .

Адрес: Россия , 193000, г. Санкт-Петербург , Петербургское шоссе, 15.

Транспорт: трамвай от ст. метро "Автово"; ж. станция "Балтийский вокзал", электричка до ст. "Володарская".

Тел.: (812) 130-27-91

Официальный сайт: http://www.pustin.spb.ru/

Монастырь был основан в 1732 году архимандритом Варлаамом , настоятелем Троице-Сергиевой Лавры под Москвой. Возник он на месте бывшей в петровское время приморской дачи Екатерины Иоанновны, племянницы Петра I. В 1732 г. императрица Анна Иоанновна пустовавшую дачу сестры подарила своему духовному наставнику архимандриту Сергиевой лавры Варлааму, который начал строить здесь монастырь. По указу Анны "для поддержания обители в хозяйственном отношении" монастырю было передано 219 десятин земли и приписано три деревни с крепостными крестьянами. В первое время пустынь не имела особого штата монахов. Для совершения богослужения сюда присылались лица из числа братии Троице-Сериевского монастыря. Управлял юной пустынью ее основатель архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Варлаам (Высоцкий) . Новая обитель в первые годы своего существования называлась Приморской Троице-Сергиевого монастыря дачей.

12 мая 1735 архим. Варлаам освятил во имя прп. Сергия первую церковь в пустыни, подарив ей серебряные сосуды. Она была деревянной и привезена из усадьбы царицы Параскевы Феодоровны на Фонтанке, где именовалась Успенской.

По проекту П.А.Трезини келии в 1756 - 1760 были выстроены из кирпича, а к 1764 на углах стен появились башни. В том же году монастырь, где жило около 20 монахов, отделился от Троице-Сергиевой лавры и стал управляться собственным архимандритом.

Расцвет пустыни начался в 1834 году, когда ее наместником был назначен архим. Игнатий (Брянчанинов) , автор знаменитых " Аскетических опытов ".

"Ты мне нравишься, как и прежде! Ты у меня в долгу за воспитание, которое я тебе дал, и за мою любовь к тебе. Ты не хотел служить мне там, где я предполагал тебя поставить, избрал по своему произволу путь, - на нем ты и уплати мне долг твой. Я тебе даю Сергиеву пустынь, хочу, чтоб ты жил в ней, и сделал бы из нее монастырь, который в глазах столицы был бы образцом монастырей" , сказал тогда император Николай I Павлович свт. Игнатию [1] .

Святитель Игнатий вспоминал:

"Непостижимыми судьбами Промысла я помещен в ту обитель, соседнюю северной столицы, которую, когда жил в столице, не хотел даже видеть, считая ее по всему не соответствующею моим целям духовным. В 1833 году я был вызван в Сергиеву пустыню и сделан ее настоятелем. Негостеприимно приняла меня обитель - Сергиева пустыня. В первый же год по прибытии в нее я поражен был тяжкою болезнию, на другой год другою, на третий третьей: они унесли остатки скудного здоровья моего и сил, сделали меня изможденным, непрестанно страждующим. Здесь поднялись и зашипели зависть, злоречие, клевета; здесь я подвергся тяжким, продолжительным, унизительным наказаниям, без суда, без малейшего исследования, как бессловесное животное, как истукан бесчувственный; здесь я увидел врагов, дышащих непримиримою злобою и жаждою погибели моей; здесь милосердый Господь сподобил меня познать невыразимые словом радость и мир души; здесь сподобил Он меня вкусить духовную любовь и сладость в то время, как я встречал врага моего, искавшего головы моей, - и соделалось лице этого врага в глазах моих как бы лицем светлого ангела. Опытно познал я таинственное значение молчания Христова пред Пилатом и архиереями иудейскими. Какое счастие быть жертвою, подобно Иисусу! Или нет! Какое счастие быть распятым близ Спасителя" [2] .

На этом фоне новый настоятель развил деятельность совершенно исключительную: он добивался разных ссуд, строил новые корпуса, поправлял церкви, ввел соответствующие монашескому образу жизни порядки, ежедневную исповедь, благообразную службу, монахи получили приличную одежду, - чинно шли трапеза и келейная жизнь... В кельях появилось много святоотеческих книг. Монастырским хором при нем руководил известный духовный композитор прот. П.И.Турчанинов , который в 1836 - 1841 был священником в соседней Стрельне .

"Как уже оставляющий настоятельство Сергиевой Пусты­ни, могу с откровенностию сказать об отношениях сердца моего к этой обители. Четырнадцатый год провожу в ней - и ни к чему в ней не прилепилось мое сердце; ничто в ней мне не нравится. Только к некоторым братиям я питаю истинную любовь! Кажется - едва выеду из Сергиевой Пустыни, - забуду ее. Я занимался устроением ея, как обязанностию; принуждал себя любить Сергиеву пустыню, как в Инженерном училище принуждал себя любить мате­матику, находить вкус в изучении ея сухих истин, переходя­щих нередко в замысловатый вздор. Стоящая на юру, окруженная всеми предметами разнообразного, лютаго со­блазна, обитель эта совершенно не соответствует потребно­стям монашеской жизни. Быть бы тут какому-либо Бого­угодному заведению и при нем белому духовенству! Не по мысли мне монастырь - Сергиева Пустыня." Свт. Игнатий (Брянчанинов) [3]

Дело своего наставника продолжал в 1857 - 1897 архим. Игнатий (Малышев) , который, будучи художественно одаренным человеком, украсил пустынь прекрасными постройками и довел ее духовное состояние до очень высокого уровня. Большой известностью пользовался в то время в столице духовник братии иером. Герасим, выпускник столичного университета, скончавшийся в 1897 году.

Перед революцией в обители, обладавшей капиталом в 350 тыс. руб., было семь храмов и жило около 100 человек братии, из которых по давней традиции выбирались судовые священники для русского военного флота. Пустынь содержала странноприимный дом, детский приют, женскую богадельню, небольшую школу и больницу.

На монастырском кладбище были погребены умершие из знатных и родовитых семей (принцев Ольденбургских, Апраксиных, Мятлевых, Нарышкиных, Чичериных, Строгановых, Дурасовых), дочери и внуки Суворова и Кутузова, канцлер Горчаков, поэт Мятлев, архитекторы Штакеншнейдер и Горностаев. В 1964 году, когда в монастыре расположилась специальная средняя школа милиции, кладбище было полностью уничтожено.

В 1886 г. петербургский купец Карл Цоппи получил разрешение провести от станции Сергиево (Володарская) до Троице-Сергиевой пустыни конно-железную дорогу.

В 1919 г. монастырь был закрыт, но богослужения в пустыни продолжались еще более десяти лет. Часть братии осталась жить среди воспитанников детской трудовой колонии - коммуны "Труд". Там была школа-семилетка. К 1925 г. в ней обучалось 265 детей. В 1930-е годы колонию сменила школа переподготовки начсостава им. Куйбышева. В годы войны монастырские строения сильно пострадали. В 1964 здесь располагалась Петербургская специальная школа милиции.

В 1973 году архитектурный комплекс монастыря поставлен под государственную охрану, а в 1993 году принято решение о его поэтапной передаче епархии.

4 декабря 1993 года, в праздник Введения, в переданном верующим храме состоялась первая служба.

Храмы

Собор Пресвятой Троицы Построен по проекту Б.Растрелли , утвержденному 12 марта 1756 г. Строительство закончилось в 1760 г. Пятиглавый собор возвышался в центре архитектурного ансамбля монастыря. Храм эффектно возвышался над остальными монастырскими постройками. Купола его были широко расставлены. Стены расчленены пилястрами, особую нарядность придавали лепные украшения. Внутренняя отделка храма отличалась пышностью и богатством. На горнем месте до 1917 г. стоял образ Пресвятой Троицы, написанный в 1840 г. акад. К.П. Брюлловым . Главными святынями храма была чудотворная икона прп. Сергия Радонежского и два креста с частицами мощей прп. Сергия и вмц. Варвары. В годы войны храм сильно пострадал. Собор был взорван в 1962 г.

Храм преп. Сергия Радонежского Сохранился до наших дней, но сильно переделан храм Преподобного Сергия Радонежского, первый в пустыни. Деревянная церковь, перевезенная из усадьбы царицы Параскевы Федоровны на Фонтанке, где именовалась храмом Успения Пресвятой Богородицы, и освященная в 1735 году архим. Варлаамом, была заменена новой в 1756 - 1758 годах. А в 1854 году, благодаря денежной помощи княгини З.И. Юсуповой, полностью перестроена в византийском стиле. В храме находились усыпальницы Апраксиных и кн. Юсуповых. Святыней храма был серебряный ковчежец с частицами святых мощей, полученных в дар от Александрийского патриарха Иерофея, и мраморная колонна с образом Рождества Богородицы, привезенная из иерусалимского дома свв. Иоакима и Анны.

Храм Воскресения Христова Печальна судьба храма Воскресения Христова (заложен в 1877 году, освящен в 1884 году), выдержанной в византийском стиле трехпридельной базилики, строительством которого руководил сам настоятель - архим. Игнатий , выполнивший роспись и освятивший нижний придел Архистратига Михаила в память погребенного в нем кн. М.П. Голицына. В храме хранился ковчежец с частицами разных святых, деревянный крест с частью Ризы Господней и мощами. В 1920-е годы он был закрыт, а в 1968 году снесен.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы Заложен 25 июля 1844 года над прахом княгини Марии Ивановны Кочубей (урожд. Барятинской). Взорван в 1964 г.

Храм св. мч. Валериана в инвалидном доме В 1805 году над могилой графа Валериана Александровича Зубова, по воле покойного, была заложена церковь во имя св. мученика Валериана с инвалидным домом на 30 человек "увечных воинов". Строил храм архитектор Пунчини. Храм был освящен 21 июня 1809 года. В 1813 г. сюда, в пустынь, было привезено тело М.Кутузова , скончавшегося во время заграничного похода. В 1919 году храм был закрыт. Здание уцелело в сильно переделанном виде.

Храм свт. Григория Богослова Еще один надгробный храм (одноглавая церковь, выполненная в русско-византийском стиле по проекту А.И.Штакеншнейдера был заложен в 1855 году и освящен 11 мая 1857 года митрополитом Григорием в честь святого покровителя покойного генерал-лейтенанта Григория Григорьевича Кушелева. Сохранился в переделанном в 1930-е годы виде.

Храм сщмч. Саввы Стратилата В 1859 году над святыми воротами в корпусе братских келий по проекту А.М. Горностаева был заложен храм священномученика Саввы Стратилата в память Саввы Яковлева, знаменитого столичного богача XVIII века.

Часовни При монастыре имелось несколько часовен. Две из них (часовня Тихвинской Божией Матери и часовня Рудненской Божией Матери) погибли в последнюю войну.

Настоятели

Варлаам (Высоцкий) 1735 г. - 1737 г.

Вениамин (Краснопевков-Румовский) , архим. 16.01.1774 г. - 13.07.1774 г.

Иннокентий (Полянский) (27 мая 1787 - 29 июня 1788)

Феофилакт (Русанов) (25.05.1796 - 1798)

Мефодий (Пишнячевский) , архим. II 1812 г. -

Игнатий (Брянчанинов) , св. 1833 г. - 1857 г.

Игнатий (Малышев) 1857 г. - 1897 г.

Сергий (Дружинин) 1915 г. -

Николай (Парамонов)

Литература

Антонов В.В., Кобак А.В.. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия: В 3-х т.. С.-Петербург. Издательство Чернышева. 1996.

Использованные материалы

http://www.mitropolia-spb.ru/rus/churches/Hermitage/Hermitage.html

http://www.mitropolia-spb.ru/rus/metropolitan/trudi/cursovaya.html

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?rpc5_578

http://strelna.h1.ru/memory/pustin.htm

http://www.russia-hc.ru/rus/culture/literature/brian/brian_2.cfm

[1] http://www.russia-hc.ru/rus/culture/literature/brian/brian_2.cfm

[2] http://www.russia-hc.ru/rus/culture/literature/brian/brian_2.cfm

[3] Собрание писем свт. Игнатия. п. 5 (6, 43) - http://www.anb.nnov.ru/letters/letter.php?id=5

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.