Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Григорий (Постников) ( 1784 - 1860 ), митрополит С.-Петербургский и Новгородский .
В миру Постников Георгий Петрович.
Родился 1 ноября 1784 году в селе Михайловском , Никитского уезда, Московской губернии в семье диакона.
Первоначальное образование получил в Перервинской и Троице-Сергиевской семинариях, а затем окончил Петербургскую духовную академию .
13 августа 1814 года удостоен звания магистра и 17 августа определён бакалавром академии.
25 августа 1814 года пострижен в монашество ; 27 августа рукоположен во иеродиакона ; 28 августа - во иеромонаха .
19 марта 1816 года назначен инспектором Санкт-Петербургской академии.
18 июля 1817 года удостоен степени доктора богословия и 29 июля того же года возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Волоколамского Иосифова монастыря .
С 1 октября 1817 года - экстраординарный профессор Петербургской академии.
Со 2 мая 1819 года - ректор академии и ординарный профессор.
С 21 августа 1821 года - член комиссии духовных училищ.
7 мая 1822 года хиротонисан во епископа Ревельского , викария Санкт-Петербургской епархии .
С 4 января 1826 года - епископ Калужский и Боровский .
С 3 марта 1828 года - архиепископ Рязанский и Зарайский .
Со 2 марта 1829 года - член Святейшего Синода .
С 28 июля 1829 года (по другим источникам - с 25 июля) - архиепископ Тверской и Кашинский .
С 1 марта 1848 года - архиепископ Казанский и Свияжский .
26 августа 1856 года возведен в сан митрополита .
С 1 октября 1856 года - митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский .
Скончался 17 июля 1860 года три часа утра после трехнедельной болезни. Погребен в Александро-Невской Лавре в Свято-Духовой церкви, под алтарем .
В студенческие годы Григорий был любимым учеником великого святителя Московского Филарета , а впоследствии стал единомысленным с ним архипастырем. Митрополит Филарет говорил: "хотя Григорий и ученик мой, но и мне есть, чему от него поучиться".
В 1817 году архимандрит Григорий стал доктором богословия за диссертацию: Commentatio de prophetis in genere . Его записки по догматическому богословию были руководством для духовных академий. Из этих лекций напечатано в Христианском Чтении : "Учение о Боге едином" и "Учение о Святой Троице" ( 1822 ).
Преосвященный Григорий отличался всесторонним образованием. Заведуя в академии классом богословских наук, он преподавал их все - одни в полном составе, другие по частям; он читал богословие догматическое , богословие полемическое , введение в чтение книг Священного Писания , герменевтику , богословское учение о должностях и "основания христианства" и читал самостоятельно, по своим собственным запискам. Записки митрополита Григория по догматическому богословию, из которых напечатан только отдел о Боге, "поколику Он есть един", и о Святой Троице, получили широкое распространение как пособие для преподавания богословия в семинариях и академиях.
Владыка Григорий заботился об издании и собирании первоисточников: в Санкт-Петербургской духовной академии им было положено начало переводу на русский язык византийских историков; в эту академию он передал важные рукописи Новгородской Софийской библиотеки . Он занимался и агиографическими трудами и издал житие казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия .
Это был ревнитель чистоты веры и нравственности. Строго соблюдал церковный устав , в догматических убеждениях относительно веры и Православия был стоек, непреклонен и неуступчив.
Почти за каждым богослужением преосвященный Григорий говорил поучения простые, краткие и общедоступные. Того же требовал и от священнослужителей своей епархии. Весьма строго он относился к кандидатам на священство, лично их экзаменуя, и требуя произнести в своем присутствии 6-12 проповедей. Кроме того, епископ Григорий составил особую ведомость, где отмечал качество проповедей, которые должны были говорить в его присутствии по очереди все священники его епархии.
При посещении епархии он иногда подолгу оставался в одном месте, собирая окрестное духовенство, совершал богослужения и поучал народ, укрепляя любовь между пастырями и пасомыми.
В личной жизни преосвящ. Григорий отличался строгим аскетизмом и одновременно ласковостью и участливостью к окружающим. Характерной чертой для него была исключительная честность и искренность в своих действиях. Он был чужд угодливости и не стеснялся никому говорить правду открыто.
В казанский период жизни вел энергичную работу по переводу священных книг на татарский язык и по подготовке миссионеров для проповеди среди раскольников . Святитель Григорий даже проектировал учредить миссионерское высшее учебное заведение и уже сделал подготовительные распоряжения. Деятельность его по борьбе с расколом началась еще в бытность его ректором Петербургской духовной академии. Он основал при академии ежемесячный журнал Христианское чтение . Это был первый орган русского духовного ученого мира. Журнал имел направление чрез изложение истинного христианского учения противодействовать распространению в обществе мистических и масонских течений. Действия владыки Григория против раскола отличались духом кротости и любви.
Строгою благочестивою жизнью, высоким самоотвержением, неусыпным попечением об обращении раскольников и магометан , он являл ревность, достойную первых веков христианства.
Специальностью владыки Григория было изучение раскола; он собирал раскольнические рукописи и секретные отчеты министерства внутренних дел о состоянии раскола. В 1853 году он предложил Синоду вызвать в Санкт-Петербург кандидатов в миссионеры из 14 наиболее зараженных расколом епархий для приготовления их к миссионерской деятельности среди раскольников. Преосвященный Григорий читал им лекции, указывая пути полемики.
Тогда же им издано полемическое сочинение: Истинно-древняя и истинно-православная Христова церковь (СПб., 1854 ). Полемика митр. Григория, основанная на близком знакомстве со старообрядческой литературой, была проникнута "искренней любовью к заблудшим". "Что в нашем учении всего превосходнее и всего полезнее? - мир", писал митр. Григорий. Впреки обычному тогда взгляду на приемы борьбы с расколом владыка убеждал своих слушателей действовать на заблудших "словом истины и силами Божиими", внушал им, что "все полицейские меры - не их меры".
Ему обязаны своим возникновением три духовных журнала: в Петербурге - Христианское Чтение (с 1821 года) и Духовная Беседа (с 1857 года), в Казани - Православный Собеседник (с 1855 года).
На Петербургскую кафедру митрополит Григорий вступил уже 74 лет, и первый призыв его был - к покаянию. Этот призыв не сходил с его уст до самой кончины.
Митрополит Григорий был искренним сторонником митрополита Московского Филарета в вопросе о пользе перевода на русский язык книг Священного Писания.
Труды
Попечение о спасении души. М., 1908.
Беседы с духовенством Казанской епархии. СПб, 1855.
Заметки на историю Шрекка (Д. К. Д. Уч. № 5654).
Слово при вступлении в Калуж. епархию, 1855.
День святой жизни, или ответ на вопросы: как мне жить свято?. СПб, 1856.
Пять писем еп. Иеремии (Соловьеву) (Рукопись ак. библ. № А 11/313).
Сокращение Герминевтики. (СПб дух. акад., 1819).
Богословия догматическая (на латин. яз.). СПб дух. акад., 1819.
Богословское учение о должностях. СПб дух. акад., 1819.
Богословия полемическая. СПб дух. акад., 1819.
Основания христианства. СПб дух. акад., 1819.
Истолкование некоторых частей Св. Писания (по словам прот. Певницкого). Русская старина, 1905, август, с. 321.
Записки по истории раскола (рукопись). Казан. акад.
"Commentatio de prophetis in genere" (докторская диссертация), 1817.
Слово в неделю св. Пасхи, говоренное в Ал-Невской Лавре. СПб, 1917.
Слово при открытии мощей свя. Митрофана Воронежского. СПб, 1832.
Истинно-древняя, истинно-православная Христова Церковь. СПб, 1854.
Слова и беседы на все воскресные и праздничные дни в году с присовокуплением слов и бесед на некоторые особенные случаи. Казань, 1849-1850 гг.
Житие святителей чудотворцев Гурия, архиеп. Казанского и Варсонофия, еп. Тверского. СПб, 1853.
Христианские изыскания в Азии (перевод с англ.). Киев. старина, 1893, № 11, с. 205.
О Боге едином и о св. Троице. Христ. чтен., ч. VI, с. 50, 64, 166, 176, 183, 213.
Вечерние мысли (стихотворение). Библиограф, 1885, № 3, с. 51.
Речь. СПб, 1814.
До 30 писем к митр. Филарету и другим лицам, 1855.
Литература
Русский биографический словарь: В 25 т. /А.А. Половцов. - М.,1896-1918. - Т. . - C. 491
Здравомыслов К.Я. Новгородские иерархи, с. 205-212.
Рункевич С.Г. Алекс.-Невская Лавра 1713-1913. СПб, 1913, с. 899, 904. (?)
Савва, архиеп. Хроника моей жизни, 1901, т. I, с. 452; т. III, с. 109, прим. 1, с. 361, 362; 1902, т. IV, с. 170, 172, 592; 1904, т. V, с. 575, 894; 1906, т. VI, с. 2, 25, 54, 64, 135, 205, 229, 397, 453; 1911, т. IX, с. 213.
Никанор, архиеп. Собрание сочинений. Казань, 1909, с. 87, 485.
Копылов Н. СПБ дух. акад. (очерк из ист. за 100 лет). Русская старина, 1910, май, с. 404, 422. (?)
Леонид, иером. История Церкви в Калуж. еп. Калуга, 1876.
Сухомлинов История Рос. Академии (о митр. Новгор. Григории Постникове).
Чистович Руководящие деятели (о митр. Новгор. Григории Ростникове).
Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 12, 13, 15, 20, 118-121.
Гатцук Календарь на 1883 г., с. 130.
Денисов, с. 823.
Булгаков, с. 1401, 1407, 1411, 1412, 1414.
Толстой Ю., № 243.
Строев П., с. 19, 21, 36, 38, 42, 50, 69, 77, 185, 266, 267, 290, 417, 446, 569.
Юбилейный сборник, с. 38, 553.
Списки архиереев, № 243.
Летопись Е. А., с. 807, 830.
Письма Филарета митр. Московского к высоч. особ. Тверь, 1888, ч. 1, с. 18-21, 48, пр. 1, 51; ч. II, с. 47 пр. 3, 48, 49 пр. 1, 65 пр. 2, 76, 222, 265 пр. 2.
Переписка Филарета митр. Московского с С.Д. Нечаевым. СПБ, 1895, с. 10, с. 10 пр. 12, с. 19 пр. 30, с. 27 пр. 47, 57 пр. 114, 77 пр. 155, 252 пр. 547, 254 пр. 544.
Письма Моск. митр. Филарета к архиеп. Алексию (1843-1867). М., 1883, с. 122.
Собрание мнен. и отз. Филарета митр. Моск. и Колом., т. I, с. 42, 46, 52, 62; т. II, с. 150, 236 пр. 1, 251, 305; т. III, с. 106 пр. 2; т. IV, с. 85, 112 и пр. 5, 154-166, 169, 245-246, 290-294, 305-306, 332-334, 383-385, 405, 449-451, 503 и пр. 1;
Ист.-стат. свед. о СПб епархии, VIII, с. 63-72.
Изв. Казан. еп., 1879, № 22, с. 635-639.
-"- 1907, № 27, с. 812-813 п/с.
Труды К. Д. А., 1882, июнь, с. 208.
Сам. еп. вед., 1895, № 11, с. 466.
Приб. к Ц. В., 1889, № 1, с. 72.
-"- 1891, № 13, с. 431.
Рус. палом., 1895, № 9, с. 142.
Прав. собес., 1897, июнь, с. 230.
-"- 1899, январь, с. 8.
-"- 1907, март, с. 440; сентябрь, с. 42, прим.; ноябрь, с. 20.
Истор. вестн., 1882, сентябрь, с. 12; октябрь, с. 18.
-"- 1883, январь, с. 230-231.
-"- 1884, февраль, с. 428.
-"- 1889, ноябрь, с. 414.
-"- 1895, февраль, с. 639.
-"- 1896, апрель, с. 175.
-"- 1900, июль, с. 282.
-"- 1904, апрель, с. 110.
Христ. чтен., 1870, июль, с. 178.
-"- 1872, май, с. 71-150.
-"- 1879, январь, с. 497-498.
-"- 1902, март, с. 78-82.
Прав. обозрен., 1865, март, с. 115.
-"- 1868, декабрь, с. 371.
-"- 1871, июль, с. 62.
Русская старина, 1876, октябрь, с. 300.
-"- 1877, т. 19, с. 151; май, с. 118.
-"- 1880, март, с. 502-503, 506-507; июнь, с. 230; июль, с. 607-608.
-"- 1881, апрель, с. 781.
-"- 1885, июнь, с. 579; июль, с. 168, 169.
-"- 1888, февраль, с. 462-463; март, с. 715.
-"- 1889, июнь, с. 671-672.
Рус. архив, 1887, кн. 3-я, с. 250, 362 (Филарет, архиеп. Черниговский).
-"- 1889, кн. 1-я, с. 359-360 (Рассказы о митр. Филарете).
-"- 1895, кн. 2-я, № 5, с. 285-286; № 7, с. 285.
-"- 1903, кн. 3-я, № 9, с. 91.
-"- 1904, кн. 2-я, № 5, с. 51; кн. 3-я, № 10, с. 218, 219.
-"- 1910, кн. 3-я, № 12, с. 577.
Ж. М. П., 1945, № 6, с. 67.
-"- 1959, № 4, с. 61; № 11, с. 39.
ПБ Нкр., т. I, с. 676.
БЭЛ, т. IV, с. 690; т. VII, с. 718-719; т. VIII, с. 111-112.
БЭС, т. I, с. 682; т. II, с. 1139, 1164, 1676, 1974, 2108, 2150.
БЭЮ, т. 7, с. 588.
Использованные материалы
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_7371
http://www.rulex.ru/01040737.htm
http://www.hi-edu.ru/xPol/ - много дополнительной информации о митрополите
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент