Значение КРОНИД (ЛЮБИМОВ) в Православной энциклопедии Древо

КРОНИД (ЛЮБИМОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Кронид (Любимов) ( 1859 - 1937 ), архимандрит , преподобномученик .

В миру Любимов Константин Петрович.

Память 27 ноября , в Соборе новомучеников и в Соборе Бутовских новомучеников . А в Троице-Сергиевой Лавре также 13 сентября (ст.ст.) — в связи с тезоименитством.

Родился 13 мая 1859 года в селе Левкиево Волоколамского уезда Московской губернии. Родители мальчика - пономарь Петр Федорович и Агафия Васильевна - отличались благочестием и глубокой верой в Промысл Божий, мать будущего наместника молилась о том, чтобы хотя бы один из ее детей принял иноческий сан. Особую заботу о христианском воспитании детей проявлял отец. О своих родителях архимандрит Кронид сохранил самые трогательные воспоминания. Впоследствии его брат Лука стал священником.

Обучался в Волоколамском духовном училище , но курса не окончил и в 1877 году поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру . Более пяти лет продолжался испытательный срок, в течение которого он исполнял различные послушания.

4 января 1883 года он подал прошение о принятии его в число послушников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

2 февраля 1883 года митрополит Иоанникий (Руднев) в своей резолюции выразил согласие на ходатайство Учрежденного собора лавры определить Константина Любимова в число лаврских послушников в связи с его хорошим поведением и способностями. Назначен келейником наместника Лавры архимандрита Леонида (Кавелина) .

28 марта 1888 года в Гефсиманском скиту соборный иеромонах Авраамий совершил постриг послушника Константина в монашество с наречением имени Кронид.

25 сентября 1889 года во время литургии в Троицком соборе Лавры монах Кронид рукоположен во иеродиакона Преосвященным Христофором , епископом Волоколамским.

23 мая 1892 за Божественной литур­гией в Крестовой домовой церкви в честь Казан­ской иконы Божией Матери митрополит Москов­ский и Коломенский Леонтий (Лебединский) рукоположил иеродиакона Кронида в сан иеромонаха. Отец Кронид был назначен смотрителем литографии и фотографий. С 1896 года состоял смотрителем епархиального училища иконописания при Лавре. Благодаря неустанной заботе о. Кронида училище иконописи "совершенно переменилось к лучшему как в нравственном отношении и учебной части, так и по самому содержанию оного". Состоял членом экзаменационной комиссии по испытании братии при представлении к рукоположению в священный сан. По ходатайству наместника Лавры архиманд­рита Павла иеромонах Кронид в 1896 году был награжден набедренником «в поощрение к даль­нейшему усердному служению в пользу обители»

В 1901 году его наградили наперсным крес­том.

С января 1902 года исправлял должность помощника казначея Лавры. С ноября 1903 утвержден в должности помощника казначея Лавры и члена Духовного собора Лавры. В 1904 года иеромонаха Кронида назначили инспектором Епархиального училища иконописи и членом его совета.

17 января 1905 года в Духовный собор Лавры поступил указ митрополита Московского и Коло­менского Владимира о назначении иеромонаха Кронида экономом Санкт-Петербургского Троиц­кого подворья .

По-видимому, Троицкое лаврское подворье сы­грало свою немаловажную роль в воцерковлении Великой княгини Елизаветы Феодоровны , буду­щей преподобномученицы, принявшей Право­славие в 1891 году. Несомненно, что в период настоятельства отца Кронида они общались, сви­детельством чего служит письмо Елизаветы Фео­доровны от 7 сентября 1910 года — взять под свое духовное руководство сестру милосердия, имев­шую намерение поступить в Марфо-Мариинскую обитель .

По прибытии в Санкт-Петербург о. Кронид развернул активную деятельность по восстановлению сильно запущенного Троицкого подворья , много труда и энергии приложил для ремонта подворской церкви, покоев Митрополита, брошенных помещений, арендного дома. За один год подворье совершенно преобразилось. "Ввиду таких особенных заслуг" иеромонаха Кронида, Духовный Собор Лавры долгом почитал ходатайствовать о представлении его в сан игумена.

11 мая 1906 года был возведен в сан игумена.

9 мая 1908 года митрополитом Московским и Коломенским Владимиром за Божественной ли­тургией в Троицком храме Санкт-Петербургского Троицкого подворья игумен Кронид был возведен в сан архимандрита.

Дальнейшие усердные труды отца Кронида на благо Русской Православной Церкви были отмече­ны многими церковными наградами: орденом Свя­той Анны 3-й степени (6 мая 1911 г.), сереб­ряным жетоном для ношения на груди — за труды по сооружению храма в Царском Селе (20 августа 1912 г.), орденом Святой Анны 2-й степени ( 1914 г.).

9 января 1915 года Святейший Синод Русской Православной Церкви назначил архимандрита Кронида наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вместо уволенного на покой архимандрита Товии . Одним из первых дел новоназначенного наместника было учреждение в Лавре лазарета для раненых воинов.

Обязанности эконома Троицкого подворья, а затем и наместника Лавры не освобождали архи­мандрита Кронида от пастырского делания. Он был не только способным хозяйственником, но и опытным духовным наставником, занимался окормлением своих чад, которое проявлялось не только в руководстве к благочестивой жизни, но и во врачевании греховных язв, в поддержании духов­но некрепких среди искушений и скорбей.

Его забота о ближних выражалась и в руководстве к благочестивой жизни, и во врачевании греховных болезней, и в поддержании мужества среди искушений. Среди духовных чад о.Кронида были известные люди: профессор МДА А.И.Введенский , А.А. Яблонский с супругой. Архимандрит Кронид, проникнутый любовью к ближним, усердно и ревностно проповедывал. Он был убежден в том, что поучение посредством слова Божия есть неотъемлемая часть пастырского служения. Отец Кронид строил свои проповеди, основываясь на Священном Писании и толковании его святыми отцами. Его поучения отличались простотой изложения и сердечностью. Его проповеди производили необычайно глубокое впечатление. Беседы архимандрита Кронида составляют прекрасное пособие для проповедников, они хороши для назидательного чтения верующим, в них содержится доступное изложение истин веры. Они являются источников духовного света, который помогает христианину выбрать истинный путь ко спасению и твердо идти по нему. Некой составляющей трудов о. Кронида на ниве духовного просвещения является фиксация им знаменательных случаев благодатного Божия покровительства людям верующим.

Видя ослабление веры в русском обществе, архимандрит Кронид призывал своих соотечественников к покаянию, предупреждая о грядущих от распространяющегося вольнодумства и неверия бедах. В его проповедях слышны отголоски обличительных ветхозаветных пророчеств, его слово дышит провидческим предчувствием грядущих страданий народов России. Только покаяние могло избавить страну от потрясений и казней, следствия ширящегося отступления от веры и Церкви: Если русский народ не опомнится и не придет к Богу в покаянии, то стране нашей, несомненно, грозит опасность гибели от безбожия и безначалия. В городе – дневной и ночной грабеж, и некому будет спасать от этого. Не придется ли тогда и нам поступать так же, как сделали наши предки, пославшие к варягам послов просить их к себе в начальники, говоря: "Земля наша велика, а порядка в ней нет: придите и княжите над нами". Но может случиться нечто худшее этого: враги сами придут к нам незваные, как некогда приходили монголы, и, пользуясь междоусобием, овладеют нашей страной и будут водворять в ней порядок посвоему .

С началом революции начался и крестный путь о. Кронида. Уже при Временном правительстве летом 1917 г. были отобраны Лаврские типографии.

С началом работы Помест­ного Собора Русской Православной Церкви, чле­ном которого отец Кронид был, он переехал в Москву , где прожил всю осень и зиму. После избрания митрополитом Московским, а потом и патриархом, св. Патриарх Тихон становится священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры , а его ближайшим помощником и близким ему человеком становится архимандрит Кронид, который по должности входит в Патриаршее Управление.

После издания Декрета об отделении Церкви от государства и инструкции к Декрету (август 1918 года) духовенство лишалось всех прав по управлению церковным имуществом. Осенью 1918 г. началась конфискация имущества принадлежавшего Лавре, архимандрит Кронид для властей становится лишь старостой Лавры. В Сергиевой обители секуляризировали землю, а затем 1 ноября 1918 года Наркомпрос учредил Комиссию по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры . В Лавру был назначен комиссар, без разрешения которого не должны производиться никакие собрания.

В начале 1919 года вышло постановление пре­зидиума Московского Совета о передаче монастыр­ских помещений Отделу народного просвещения. Лавра подает ходатайство о земельном наделе. Создается трудовая артель, именной список кото­рой насчитывает 224 человека.

Новые власти стали посягать и на народные святыни, при попытке вскрытия мощей прп. Сергия . 4 марта 1919 г. о. Кронид с братией Лавры обратился к председателю Совнаркома с просьбой запретить вскрытие раки с мощами прп. Сергия:

В Посаде, а затем и в столичной печати появилось известие о желании некоторой группы лиц вскрыть и подвергнуть осмотру мощи Преподобного Сергия. Неуместно здесь доказывать святость Преподобного и то искреннее благоговейное чувство любви, которое питаем к нему мы, часть русского народа, наконец, вся Русская Церковь. Не место здесь говорить, чем является Преподобный для нас и других верующих и сколько признания находит также и в среде неверующих как великий исторический деятель, как пример любви и кротости – тех нравственных начал, на которых только и может строиться человеческая жизнь, в ее личном проявлении и в общественно-государственном. Отсюда понятно, как дорог для нас, для общества, для Русской Церкви преподобный Сергий и все, решительно все, связанное с его памятью. Мы чтим его идеи, мы чтим его останки, мы чтим то немногое, бесконечно для нас дорогое, что сохранилось от великого молитвенника, великого единителя разрозненной тогда России, единителя во имя братской любви и мира народа. Ведь материальные остатки былой жизни всегда священны в глазах всех народов, и прах отцов всегда мыслился и мыслится неприкосновенным; но тем более он дорог, когда дело идет о духовном родоначальнике, связь с которым не только родовая, но и идейная... Мы, недостойная братия Троице-Сергиевского монастыря, преемственно несущая на себе долг охраны памяти Преподобного, обращаемся с настоящей докладной запиской к Народным Комиссарам во имя любви и мира, святых заветов основателя великой русской Лавры: не допустите того, что часть общества назовет кощунством, а что вы назовете по меньшей мере политической ошибкой.

Наместник Лавры Архимандрит Кронид. Всего: 77 подписей братии.

Но все же вскрытие мощей преподобного Сергия было произведено 11 апреля 1919 года. По распоряжению гражданских властей над моща­ми была положена крышка из толстого стекла, скрепленная с ракой сургучными печатями Наркомюста.

4 октября 1919 года в помещении комиссара Лавры состо­ялась передача прихожанам лаврских церквей: Троицкого собора, церкви преподобного Никона, Духовского храма и Смоленской церкви. Осталь­ные храмы были опечатаны.

3 ноября 1919 г. ночью лаврских монахов выселили в Гефсиманский скит . Все храмы и кельи в Лавре были опечатаны, архимандрит Кронид был удален в Гефсиманский скит 26 января 1920 г. на второй день работы ликвидационной комиссии, а 26 марта 1920 г. вышло постановление Мосгубисполкома: "О закрытии Троице-Сергиевой Лавры и передаче мощей Лавры в московский музей", но мощи прп. Сергия остались в Лавре. 7 мая 1920 г. произошло окончательное закрытие Лавры.

После закрытия Лавры часть монахов осталась жить в Гефсиманском скиту , а другие, в том числе и архимандрит Кронид, поселились в Сергиевом Посаде на частных квартирах. В 1920 - 1922 годах архимандрит Кронид жил в селе Братовщина у старосты храма, в 1922 - 1926 годах — в Гефсиманском скиту, в 1926 - 1929 годах — в Параклитском скиту , с 1929 до кончины — у Кукуевского клад­бища в Сергиевом Посаде. Архимандрит Кронид посещал Кукуевскую церковь, рядом с которой был похоронен старец Алексий Зосимовский , и любил петь там.

Он продолжал ревностно оказывать поддержку инокам. Монастырское братство какое-то время сохранялось и после закрытия обители. Все это время велся журнал Духовного собора. Оставлен­ные в Лавре при охране музея 43 монаха образо­вали «малую Лавру». К 1926 году оставленные при музее монахи были уволены.

Архимандрит Кронид никогда не выходил из канонического подчинения законному священно­началию Русской Православной Церкви, не поры­вал с митрополитом Сергием и строго порицал ушедших в расколы. Архимандрит Кронид заботился и о духовном окормлении своих духовных чад из мирян. Они, в свою очередь, также проявляли заботу о своем духовном отце, оказывая ему материальную по­мощь и утешение в скорбях. С 1935 года он стал быстро слепнуть.

11 ноября 1937 г. органами НКВД на архимандрита Кронида было возбуждено дело. Уже слепого и немощного старика арестовали 21 ноября и предъявили ему обвинение (дословно, с сохранением орфографии подлинника), что "В процессе следствия и по агентурным данным установлено, что поселившийся в г. Загорске возвратившийся из ссылки быв. настоятель монастыря Троицкой Лавры архимандрит "КРАНИД" ЛЮБИМОВ восстановил свои связи среди монашествующих к/р настроенных церковников гор. Москвы и районов Московской обл., к которому систематически наблюдается паломничество монашествующих и к/р настроенных церковников. ЛЮБИМОВ КРАНИД активный церковный деятель неоднократно принимал лично в Троицкой Лавре быв. царя и других придворных сановников, враждебно настроен к советской власти, среди окружающих проводит к/р монархическую агитацию..."

В день ареста следователь Булыжников допросил отца Кронида. – Кто из бывшей царской семьи посещал бывший Сергиевский монастырь, где вы были наместником? – спросил следователь. – Бывший Сергиевский монастырь пользовался особенным покровительством бывшего дома Романовых, мне как наместнику монастыря неоднократно приходилось принимать в монастыре различную придворную знать, сановников и членов царствующего дома. – Сколько всего было монахов, когда вы были наместником? – В 1917 году перед революцией в монастыре и его отделениях было около 900 монахов и вольнонаемных рабочих около 700 человек. – Сколько монахов проживает в Загорском и других близлежащих районах? – Мне лично известно, что часть братии устроилась приходскими священниками в Загорском и других близлежащих районах. Всего я приблизительно знаю около 25–30 таких монахов... – Кто посещает вашу квартиру в Загорске? – Меня, как бывшего наместника монастыря, периодически посещали монахи Лавры. – Объясните цель посещения вашей квартиры монахами бывшей Лавры? – Мою квартиру в Загорске периодически посещали монахи Лавры, которые приходили меня навещать как бывшего наместника и руководителя и за советами. – Следствие располагает данными, что вы продолжаете руководить монахами бывшей Лавры. Вы это подтверждаете? – Нет, я это отрицаю. Но, действительно, были случаи, мою квартиру посещали монахи, специально для этого приезжавшие из района повидаться со мной как бывшим наместником, монахи в большинстве приезжали по своим делам в город и заходили ко мне. – Ваше отношение к советской власти? – Я по своим убеждениям являюсь монархистом, последователем истинно Православной Церкви и существующую советскую власть признаю как верующий: она послана народу как испытание его веры в Промысл Божий. – Из ваших показаний видно, что вы продолжаете руководить монахами бывшей Лавры, поэтому требуем от вас правдивых показаний. – Монахи меня действительно посещали, но руководства над ними с моей стороны совершенно не было. – Вы обвиняетесь как участник контрреволюционной группировки церковников, предлагаем дать правдивые показания о вашей контрреволюционной деятельности. – Я повторяю, что по своим убеждениям я являюсь монархистом до настоящего времени, в таком же духе воспитывались мною монахи бывшего монастыря... Подтверждаю, что меня в Загорске периодически посещали монахи бывшей Лавры, но участником контрреволюционной группировки не признаю. – Назовите ваших единомышленников... из числа монахов. – На поставленный вопрос показания давать отказываюсь... – Следствие располагает данными, что вы систематически производили на своей квартире прием своих почитателей, вы это подтверждаете? – Прием своих почитателей, знакомых и родственников я производил на своей квартире в городе Загорске, куда они приезжали из разных мест, но в большинстве из Москвы. – Объясните цель посещения вас в городе Загорске вашими почитателями. – Меня посещали исключительно с целью навестить, справиться о моем здоровье и с целью оказания мне материальной помощи. – Следствие требует назвать лиц, приезжавших к вам в Загорск. – Меня до последнего времени посещали в Загорске мои почитатели, назвать которых я отказываюсь, быстро забываю имена и фамилии.

8 декабря 1937 г. было сфабриковано обвинительное заключение по обвинению Любимова Константина Петровича и др., в котором говорилось: ...в городе Загорске и окрестностях сгруппировалась значительная монархически настроенная часть монахов бывшей Троице-Сергиевой Лавры, в том числе вернувшихся из ссылки, к которым примкнула и наиболее реакционная часть загорского духовенства. Идейными руководителями этой контрреволюционной группировки являлись наместник бывшей Троице-Сергиевой Лавры, в прошлом пользовавшийся особым расположением бывшего царского дома Романовых, ярый монархист Любимов Константин Петрович, и бывший благочинный Загорского и других районов, дворянин протоиерей Баянов Дмитрий Федорович . Эта контрреволюционная монархическая группа группировка монахов и духовенства сохранила до последних дней продолжение Троице-Сергиевой Лавры как нелегальный монастырь, с сохранением лаврского уставного порядка взаимоотношений между собой и [по отношению] к архимандриту Крониду; сохранялся старый особо монастырский порядок церковной службы по подобию прежней службы в Троице-Сергиевой Лавре в церкви Петра и Павла, а после ее закрытия в церкви Кукуевского кладбища; открывались филиалы нелегального монастыря на домах, как например в доме крупного загорского домовладельца и торговца Сычева Николая Михайловича , где проживало 6 монахов и монашки в маленьких комнатках - подобиях келий с "прозорливцем", старцем Ипполитом [Яковлевым - бывший духовник Лавры] и игуменом Никодимом .... Вся эта группа монахов и духовенства оказывала всемерную поддержку и помощь монахам, вернувшимся из ссылки, каковые при прямом содействии протоиерея Баянова Д.Ф. как благочинного также устраивались служителями в церквах города и района.

Далее говорилось, что обвиняемые проходившие по делу виновными себя не признали. Все проходившие по делу обвинялись в том, что

"таковые составляли контрреволюционную монархическую группу монахов и духовенства... Эта контрреволюционная монархическая группа сохраняла нелегальный монастырь, продолжение бывшей Троице-Сергиевой Лавры, оказывая помощь монахам, вернувшимся из ссылки и вела контрреволюционную агитацию..."

О том как велось следствие по данному делу и еще по трем делам священнослужителей и монахов Загорского района, говорит приложенная к данным делам справка по делу следователя, работавшего в органах НКВД, который обвинялся в том, что "работая нач. Загорского РО НКВД МО производил незаконные аресты ничем неопороченных советских граждан и путем физического воздействия вынуждал их подписывать заранее сфабрикованные им протоколы допроса с вымышленными фактами... путем обмана и угроз понуждал свидетелей подписывать протоколы с вымышленными обвинениями в отношении них..." Военный Трибунал в своем приговоре установил, что в этой же преступной деятельности по примеру следователя Сахарчука принимали участие и другие сотрудники райотдела, которым Сахарчук давал готовые, лично им сфабрикованные протоколы допроса, поручая им добиваться подписания протокола", то, что протоколы и дела были сфабрикованы, видно из массы, содержащихся в них фактических ошибок.

7 декабря 1937 года тройка НКВД СССР по Московской области приговорила архимандрита Кронида, протоиерея Дмитрия Баянова , игумена Ксенофонта (Бондаренко) , игумена Никодима (Монина) , игумена Азария (Павлова) , иеромонаха Гедеона (Черкалова) , иеромонаха Иакова (Марочкина) , иеромонаха Серафима (Крестьянинова) , иеромонаха Лаврентия (Насонова) , иеромонаха Гедеона (Смирнова) , монаха Георгия (Потапова) к расстрелу.

А протоиерей Виталий Лукашевич , священник Алексей Быстрицкий , монахиня Анну (Самойлову) , Сычева Николая Михайловича получили 10 лет исправительно-трудовых лагерей.

Был расстрелян и похоронен в Бутово , на так называемом полигоне НКВД 10 декабря 1937 г. Реабилитация состоялась 14 ноября 1958 г.

В 1938 г. было сфабриковано еще два следственных дела среди духовенства и монашествующих г. Загорска , как продолжение данного дела, где прошло 16 человек.

Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Кронид был почитаем при жизни, его почитание продолжается и до настоящего времени. В августе 2000 года причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви .

Тропарь, Глас 1:

Преподобному Сергию от юности последуя, / отче богомудре Крониде, / веру во Святую Троицу стяжал еси / и даже в старости мастите до крове сохранил еси. / Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти: / слава Давшему ти силу терпения, / слава Увенчавшему тя яко мученика, / слава Спа­сающему тобою души наша.

Кондак, Глас 2:

Яко верный ученик преподобнаго Сергия, / послушанием, смирением и молитвою / душу твою очистил еси, Крониде приснопамятне, / и Божиим промышлением во игумена обители Троицкия / достойно поставлен был еси. / Во дни же гонения лютаго / за Христа и вверенную ти братию / яко мученик пострадал еси. / Сего ради ныне, предстоя Святей Троице, / моли еже Лавре Сергиевой утвержденней быти / и спастися ду­шам нашим.

Труды

Троицкие цветки с луга духовного: Рассказы о явлениях силы Божией, собранные в обители Преподобного Сергия. Свято-Троице-Сергиева Лавра. 1996.

Беседы, проповеди, рассказы. Свято-Троице-Сергиева Лавра. 2004

Кронид (Любимов), архимандрит. Беседы и проповеди. Т. 1 и 2. ТСЛ, 1998.

Литература

Священномученик архимандрит Кронид (Любимов) наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2001

Георгий (Тертышников), архимандрит. Жизнеописание архимандрита Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры // Вышенский паломник, 1998, № 1(6).

Использованные материалы

БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института

http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/martyrs.htm?ans/

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4842.htm

http://www.fond.ru/book/me4/m4-44.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.