Значение ШИК МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо

ШИК МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Шик Михаил Владимирович ( 1887 - 1937 ), священник .

Родился 20 июля 1887 года в состоятельной еврейской семье. Его отец был почётным гражданином Москвы , купец 1-й гильдии.

В 1905 году закончил 1-я Московскую гимназию.

Учился в Московском университете , затем прослушал курс философии во Франкфуртском университете. После Франкфурта недолго жил у родных в Варшаве . В 1912 году вернулся в Москву. Был членом историко-философского кружка, созданного его университетскими друзьями - братом и сестрой Вернадскими, сёстрами Шаховскими и другими. Был очень образованным человеком: владел древними языками - греческим, латинским, еврейским, и современными европейскими - польским, французским, немецким, английским.

С 1914 - 1918 годах служил в армии в чине унтер-офицера инженерных войск.

В 1918 году принял Православие . Женился на княжне Наталии Дмитриевне Шаховской . Работал в Московском университете, где занимался историей религий, но там быстро все разваливается.

В 1919 - 1920 годах был членом комиссии по охране памятников искусства и старины Свято-Троицкой Сергиевой Лавры , учёным секретарём которой был о. Павел Флоренский . Его духовником был старец Зосимовой пустыни о. Алексий , который поручил о. Сергию Сидорову заботиться о нем и быть всегда близким с ним.

Также с 1919 по 1925 год преподавал историю в Педагогическом техникуме Сергиева Посада .

В 1925 году был рукоположен во диакона митрополитом Петром к церковь Петра и Павла в Сергиевом Посаде.

1 декабря 1925 года был арестован по делу митрополита Петра (Полянского) и заключен в Бутырскую тюрьму

Властями было сфабриковано так называемое дело "Даниловский синод". В обвинительном заключении по этому делу указывалось, что в Москве "создана черносотенная церковная группировка, стремившаяся разжигать и поддерживать постоянное обострение между церковью и советской властью". "Группировка" получила наименование "Сергиевой самаринской", по фамилии А.Д. Самарина , якобы возглавлявшего ее. Входили в нее жители Сергиева Посада: дипломат П.Б. Мансуров , князь И.С. Мещерский , священник Сергий Сидоров , диакон Михаил Шик, товарищ обер-прокурора Синода П. В. Истомин .

5 ноября 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорила его по ст. 68 УК РСФСР к 2 годам ссылки в Казахстан , "зная о существовании в Москве монархической организации церковников и мирян, скрыл таковую".

Отбывая срок в городе Турткуль был рукоположен во иерея епископом Никодимом .

В 1928 году вернулся из ссылки в Москву и стал служить в храме св. Николая на Маросейке .

В 1930 году стал служить в церкви св. Николая у Соломенной Сторожки .

После возвращения из ссылки о. Михаил сблизился с "мечевской группой". Как пишет в "Записках уцелевшего" С. М. Голицын "о. Михаил был очень известен в Москве как замечательный проповедник и вдумчивый филисоф". Храм святого Николая у Соломенной Сторожки, где настоятелем был тогда о. Владимир Амбарцумов - последнее официальное место служения о. Михаила. В этом храме у о. Михаила были самые близкие духовные чада: известный литературовед Борис Дмитриевич Удинцев и замечательная русская пианистка Мария Вениаминовна Юдина.

В 1931 году из этого храма он и о. Владимир ушли за штат в связи с отказом поминать митрополита Сергия как Местоблюстителя Патриаршего Престола. О. Михаил поселился в городе Малоярославце , в 120 км от Москвы. С помощью родителей о. Михаилом был куплен дом, где он принимал приезжавших из Москвы духовных чад. Работал переводчиком иностранной литературы по договорам с ГИХЛ и Детгизом. Построил у себя дома домовую церковь, где совершал богослужения до ареста в 1937 году. На жизнь (в семье было 5 детей) зарабатывал переводами с английского.

25 февраля 1937 года был арестован по "делу" епископа Арсения Жадановского .

26 сентября тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила отца Петра к расстрелу за активное участие в контрреволюционной организации церковников-нелегалов " Истинно православной церкви " .

27 сентября 1937 года был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Реабилитация состоялась 21 мая 1956 года.

См. также

Групповое Дело - "П-25682, Москва, 1937 г."

Арсений (Жадановский)

Андрей (Эльбсон)

Петриков Петр Сергеевич

Сидоров Сергей Алексеевич

Матрона (Чушева)

Вера (Рожкова)

Валентина (Засыпкина)

Литература

Бобринская, В. С., Жизнь священника Сергия Сидорова и его семьи , Москва, 1993, машинопись, 116-117.

Каледа-Амбарцумова, "Соломенная Сторожка: О храме святителя Николая и его последних настоятелях", Московский журнал , 1992, № 10, 57-59.

Шаховской, Д. М., "Обретение", Новая Европа , Москва, Милан, 1994, № 5, 109-113.

Емельянов, Н. Е., "За Христа пострадавшие", Татьянин день , 1998, февраль, № 19.

Родионова, Н. А., "Святитель Николай и Соломенная сторожка", Встреча , Культурно-просветительная работа, 2001, № 1.

Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных) , Москва, Современный писатель, 1998, 208 с., илл., 169-171, 188.

Каледа-Амбарцумова, Лидия, "Соломенная Сторожка", Московский журнал , 1992, № 10, 57-59.

Использованные материалы

http://dorvmeste.narod.ru/2007/2007_1_odna.html

База данных Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века Православного Свято-Тихоновского богословского института:

http://kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.