Значение КИРИЛЛ III КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

Что такое КИРИЛЛ III КИЕВСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Кирилл III (II) (+ 1281 ), митрополит Киевский и всея России ( 1250 - 1281 ) [1] .

Возглавлял русскую церковь в течение более чем четырех десятилетий (124?/1247—1281), в тяжелейшую эпоху монгольского ига.

Впервые Кирилл упоминается как поставленный, но нерукоположенный в 1242 / 1243 г. в окружении галицко-волынского князя Даниила . Будучи номинальным киевским князем (с 1238/1239), Даниил затем утвердил кандидатуру Кирилла, который, возможно, был по происхождению русским, надо думать, перед тем был избран собором, в котором приняли участие оказавшиеся в пределах досягаемости епископы и игумены [2] . Мысль о тождестве нового митрополита с печатником Даниила, также носившим имя Кирилл, является всего лишь гипотезой, хотя и имеющей достаточно веские основания.

Только по возвращении Даниила весной 1246 г. из Орды , куда он ездил на поклон к хану Батыю , Кирилл отправился к патриарху (с 1240 по 1244 г. патриарший престол , как известно, пустовал!) для поставления на Русскую митрополию. По пути в Никею Кирилл выступил посредником в переговорах между князем Даниилом и венгерским королем Белой IV , закончившихся заключением союза между этими государями. Так как венгерская миссия требовала времени, рукоположение Кирилла следует относить уже к 1247 г.

Вернувшись из Константинополя, Кирилл не мог найти для себя в Киеве приюта и пристанища: город был обращен в пепел Батыем . Кафедральный Софийский собор и митрополичий дом были разорены; Десятинный храм лежал в развалинах; Печерская обитель была покинута иноками; во всем городе едва насчитывалось домов с 200.

Осенью 1250 г. Кирилл прибывает в Суздальскую землю, где зимой 1250 -1251 гг. происходит бракосочетание дочери Даниила с великим князем владимирским Андреем Ярославичем .

Особенно бросается в глаза взаимопонимание и многолетнее сотрудничество Кирилла с Александром Ярославичем Невским , получившим в 1249 г. в ханской ставке титул великого князя киевского, а в 1252 г. и великого князя владимирского. Митрополит и князь скептически относились к предложениям унии со стороны папы, считая бесперспективным сопротивление превосходящим силам монголов. Вследствие этого они решили пойти на признание монгольского владычества и на широкое сотрудничество с завоевателями. Первая из известных встреч Кирилла с Александром Невским произошла в 1251 г. в Новгороде , где Кирилл вместе с ростовским епископом Кириллом посвящал в сан новгородского архиепископа Далмата . В 1252 г. Кирилл руководил торжествами в связи с восшествием нового великого князя Александра Невского на владимирский стол. В конце 1256 г. оба они вновь посетили Новгород .

Примерно в это же время ( 1255 - 1258 ) была учреждена Тверская епархия .

В 1261 - 1263 гг. Кирилл пребывал во Владимире-на-Клязьме , где он рукоположил сарайского епископа Митрофана и ростовского епископа Игнатия , а в ноябре 1263 г. участвовал в торжественном погребении Александра Невского . Вероятно, в Киеве Кирилл в 1269 г. посвятил в сан Феогноста , епископа Переяславля Русского и Сарая; вслед за этим Феогност, по заданию митрополита и хана Менгу Тимура, отправился в Константинополь к императору и патриарху. Его пребывание в Константинополе 12 августа 1276 г. документально засвидетельствовано (см. «ответы» патриаршего синода).

В сопровождении новопоставленного в Киеве в 1273 г. в епископы Владимира бывшего киево-печерского архимандрита Серапиона Кирилл прибыл в 1274 г. во Владимир-на-Клязьме [3] , где настоловал его епископом «Володимерю, Суждалю и Новгороду Нижнему».

Именно с этим пребыванием Кирилла во Владимире в историографии связывали тот важный митрополичий собор , на котором было принято постановление против злоупотреблений в церкви и среди клира, а также официально одобрено собрание церковных установлений (номоканон, кормчая книга ), переведенное на Балканах и присланное митрополиту болгарским деспотом Яковом-Святославом. Этот собор, как было показано (Я. Н. Щапов), имел место уже в 1273 г. в Киеве . На основе этого собрания под руководством Кирилла была создана новая русская редакция номоканона, 12 правил о церковных делах и исправлении духовенства, коих почти современный харатейный список находился в Синодальной библиотеке (XIX в.). Подробнее о правилах см. ниже.

На рубеже 1275 и 1276 гг. и весь 1276 г. Кирилл оставался в Киеве , где он рукоположил нового новгородского архиепископа Климента и Феодора , преемника скончавшегося Серапиона Владимирского.

Он ходатайствовал в пользу Православия и у Патриарха Константинопольского, Иоанна Века , знаменитого ученостью, красноречием, который в угодность императору Михаилу Палеологу , хотел подчинить Церковь Восточную Западной : посылал к Иоанну епископа Феогноста; но последний возвратился в Россию (1279 г.) без всякого успеха в возложенном на него поручении: раскол, гонение и даже казнь многих ревностных служителей Церкви продолжались в Константинополе.

В 1280 / 1281 г. Кирилл еще раз посетил Суздальскую землю; здесь он расследовал обвинения в адрес ростовского епископа Игнатия .

Услышав, что епископ Игнатий Ростовский , вздумал судить давно умершего доброго князя Глеба Васильковича , и как недостойного велел ночью перенести в гробе из Соборной церкви в Спасский монастырь, Кирилл, оскорбленный таким злоупотреблением духовной власти, отлучил епископа от службы, и наконец, простив его из уважения к ревностному предстательству князя Димитрия Борисовича Ростовского, сказал ему:

«Игнатий! оплакивай во всю жизнь свое безумие, дерзнув осудить мертвеца прежде суда Божия! Когда Глеб был жив и властвовал, ты искал в нем милости, брал от него дары, вкусно ел и пил за столом княжеским, и в благодарность за то обругал тело покойника. Кайся во глубине сердца, да простит Бог твое согрешение!»

Во время этой Суздальской поездки Кирилл и скончался в Переславле Залесском 27 ноября 1281 г. [4] . Его останки 6 декабря того же года были доставлены в Киев (около 1000 км санного пути) [5] , где он и был погребен в Софийском кафедральном соборе , как последний киевский митрополит.

Кирилл умел отстаивать церковные интересы перед монгольскими ханами. 1 августа 1267 г. ханом Менгу Тимуром ему была выдана жалованная грамота (ярлык), в которой содержались гарантии терпимости в религиозных вопросах, духовенство освобождалось от различных налогов, провозглашались неприкосновенность церковной недвижимости и предметов культа и льготы в отношении подвластных церкви людей. Из текста можно заключить, что Кирилл и ранее, возможно, получал такие грамоты от золотоордынских ханов Батыя (1237-1256) и Берке (1256- 1266).

Догадки о том, что при Кирилле якобы ослабли, если не вовсе прервались, связи с Галичем и Волынью, беспочвенны. Молчание источников на этот счет объясняется их плохой сохранностью. О том, что Rosia mikra наряду с другими русскими землями оставалась под юрисдикцией киевского митрополита, свидетельствует такое обстоятельство: русский номоканон, разработанный под руководством Кирилла, был принят в Волынском княжестве еще в своей древнейшей форме; его переписывали здесь в 1286 г.

Нет оснований для утверждения, будто Кирилл перенес митрополию во Владимир-на-Клязьме . Для Кирилла характерны частые поездки по епархиям, и Владимир стал для него просто резиденцией во время длительных пребываний в Северо-Восточной Руси; особенно в период до смерти Александра Невского ( 1263 ) Кирилл управлял митрополией отсюда, ведая одновременно делами вакантной владимирской кафедры. Такие действия Кирилла была логическим следствием теории «попечительства обо всех», которой он придерживался. Этой теорией руководствовались в XIII и XIV вв. и византийские патриархи, оставляя за собой право на верховный надзор. Кирилл мыслил себя как действительный епископ всей митрополии с суверенной полнотой архиерейской власти, поскольку следующий по рангу церковный иерарх, патриарх, был слишком далеко. Такой взгляд выражался и в титуле, охотно применявшемся Кириллом: «архиепископ всея Руси» [6] . С этой точки зрения подчиненные ему епископы рассматривались как действующие лишь в силу врученных им митрополитом полномочий. В этом смысле особый владимирский епископ был не нужен до тех пор, пока Владимир часто использовался Кириллом в качестве временного местопребывания. Эти взгляды угадываются и в обращении митрополита к ростовскому епископу Игнатию («брате и сыне») или в том факте, что Кирилл, в обход епископа Климента, обращается непосредственно к новгородцам ( «мне поручил бог архиепископию в Руськой земли, вам слушати бога и мене» ).

Правила митрополита Кирилла

На Соборе во Владимире в 1274 году были приняты предложенные святителем 12 правил о церковных делах и исправлении духовенства.

«Доныне, — пишет митрополит, — уставы церковные были омрачены облаком еллинской мудрости; ныне же предлагаются ясно, и неведение да не будет извинением. Уклоняясь от истинных правил Христианства, какое мы видели следствие? Не рассеял ли нас Бог по лицу земли? Не взяты ли грады наши? Не истреблены ли князи острием меча? Не отведены ли в плен семейства? Не опустошены ли церкви? Не томимся ли ежедневно от ига безбожных и нечестивых врагов? Се казнь за нарушение уставов церкви!»

Уверенный, что нравственность мирян во многом зависит от нравов духовенства, Кирилл повелевает давать священный сан единственно людям непорочным, коих жизнь и дела известны от самого детства; соседи и знакомые должны засвидетельствовать их честность, трезвость, добрые склонности. Житель иной области (следовательно, неизвестный в той епархии), раб неосвобожденный, гражданин не платящий дани, господин жестокий, многоклянущийся, лжесвидетель, убийца, хотя и принужденный, мздоимец, безграмотный, незаконно женатый, отчуждаются от сего сана. Иерею надлежит иметь тридцать лет от рождения, диакону двадцать девять. Епископам строго запрещается брать с них деньги за поставление , кроме определенных митрополитом семи гривен для крилошан. Всякая мзда, так называемая посошная и другие отменены.

Далее сказано:

«Мы сведали, что некоторые иереи в странах Новогородских от Пасхи до недели Всех Святых празднуют только и веселятся, не крестят никого и не отправляют службы Божественной: такие да исправятся или да будут извержены! Един достойный пастырь лучше тысящи беззаконных. Известно нам также, что многие люди, держась древних языческих обыкновений, сходятся в святые праздники на какие-то бесовские игрища, криком и свистом сзывают подобных себе пьяниц, и бьются дрекольем до самой смерти, снимая с убитых одежду: отныне кто не престанет тешить диавола такими гнусными забавами, да будет отлучен от церквей Божиих; да не приемлют от него никаких приношений, то есть ни просфор , ни кутьи , ни свеч ; когда же умрет, да не отправляют по нем божественные службы, и тело его да лежит далеко от святых храмов!».

В числе многих обыкновений, противных уставам церковным, Кирилл осуждает обливание при крещении, говоря, что оно беззаконно и что крестимый должен быть всегда погружаем в сосуде особенном.

Н. М. Карамзин отыскал в одной древней Кормчей под его именем «Правило», предложенное на владимирском соборе 1274 года . Московское общество истории и древностей российских обнародовало находку в первой части «Русских достопамятностей», а митрополит Евгений в «Словаре русских писателей духовного чина» заметил, что «Правило» издано хотя и по характерному списку XIII века, но не совсем исправному и полному. При ближайшем знакомстве с древними славянскими Кормчими и вообще рукописями, благодаря трудам барона Розенкампфа, Строева и Востокова найдены многие другие списки этого «Правила», и подлинность его признается ныне всеми. Приписывались Кириллу и другие сочинения, но не совсем основательно. Преосвященный Макарий , в своей статье: «О сочинениях Кирилла III», признает, кроме «Правила», предположительно принадлежащим перу Кирилла только «Поучение к попам», помещаемое в некоторых славянских Кормчих непосредственно за «Правилом»; остальные же сочинения, упоминаемые, например, в «Обзоре духовной литературы» Филарета , решительно отвергает.

Использованные материалы

Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко.

http://www.sedmitza.ru/text/41707.html

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict....htm

Словарь достопамятных людей русской земли

[1] Он третий по нумерации Кирилл на Киевской кафедре, если считать первым Кирилла XI века , которого ряд историков считают легендарным.

[2] По Брокгаузу, Кирилл был епископом Холмским .

[3] Здесь он проживал подолгу, отчего некоторые с него и начинают считать перенесение кафедры из Киева во Владимир.

[4] По Брокгаузу - 7 декабря 1280 .

[5] Обнаруженные в киевском Софийском соборе граффити о дне смерти Кирилла позволяют поставить знак иначе, чем это сделано А. Н. Насоновым в его издании Новгородской I летописи в сообщении о смерти Кирилла. - примечание в изд. Щапова.

[6] Неясно значение титула prototronos, который прилагается Кириллу в письме к нему болгарского деспота Якова-Святослава (1261 или 1270 г.): «...пишу тебе, возлюбленный богом архиепископе Кирилле протофроню...» Prototronos - episcopus primae sedis в патриархии, обозначал первого среди митрополитов, prototronos в митрополии - высшего рангом епископа этой митрополии (в Киевской таким с 1165 г. был новгородский епископ). Таким образом, единственно возможное предположение - это то, что Кирилл был назван так в качестве prototronos патриархии, но такое предположение противоречит традиционному первому месту, которое в Константинопольской патриархии занимала кесарийская кафедра. В противном случае речь могла бы идти всего лишь о кратковременном повышении ранга Русской митрополии (с 60-го до первого места?); не объяснялось ли это, скажем, особым положением никейских императоров и патриархов или тенденцией к установлению дружественных контактов с монголами через посредничество Кирилла? Предположение о prototronos как епископе первейшего стола в митрополии, т.е. Киева, желательно было бы подкрепить данными других источников. В таком случае следовало бы исходить из того, что Кирилл, считавший себя «архиепископом всея Руси», употреблял титул prototronos для того, чтобы подчеркнуть свою претензию на попечительство обо всех. Однако не надо забывать, что здесь титул применен болгарским государем, который, благодаря своим родственным связям с византийским двором, должен был ясно понимать его настоящее значение. Нельзя исключить возможность, что Яков-Святослав заимствовал титул из интитуляции послания самого Кирилла, хотя и в этом случае возможны оба толкования. - примеч. изд. Щапова.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.