Значение ВАСИЛИЙ III ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Что такое ВАСИЛИЙ III ИВАНОВИЧ

Василий III Иванович - великий князь Московский и всея Руси, сын Ивана III и Софии Палеолог . Родился 25 марта 1479 г. После смерти наследника престола - Ивана Молодого , сына Ивана III от первого брака, произошла борьба за престолонаследие, из которой победителем вышел Василий III. Он был назначен сперва великим князем Новгорода и Пскова, а потом и соправителем Ивана III, после смерти которого Василий III беспрепятственно вступил на престол 27 октября 1505 г. - I. Внешние дела. Василий III продолжал политику отца по отношению к Литве и Польше. Конечной целью ее было присоединение к Москве всех западнорусских областей, а очередными задачами - присоединение отдельных городов и областей, подчинение пограничных мелких князей, отстаиванье интересов православия в Литовском государстве, в частности - защита сестры великого князя, королевы Елены , от посягательств на ее веру и признание со стороны Литвы и Польши титула Московского великого князя - "Государь всея Руси". После смерти короля Александра был избран на литовский престол Сигизмунд. Он предъявил требование о возвращении занятых Иваном III городов, но получил отказ. Вскоре затем перешел на сторону Москвы видный и богатый литовский вельможа князь Михаил Глинский ; отряды его и других служилых князей начали воевать литовские земли. Союзники Литвы - Казань, Крым и Ливония - не оказали ей помощи, и в 1508 г. по мирному договору ("Акты Западной России", II, ¦ 43) все приобретения Ивана III остались за Москвой, а все завоеванное Глинским было возвращено Литве. В 1512 г. Василий III Иванович вновь выступил в поход, осадил Смоленск, но безуспешно. Только в 1514 г. Смоленск сдался, а вслед затем на сторону Москвы перешел князь Мстиславский. У Орши московские войска потерпели жестокое поражение от гетмана князя Константина Острожского. В Смоленске часть бояр и владыка завели сношения с Литвой, но наместник князь Шуйский перевешал изменников, кроме владыки, и отбил нападение на город, после чего война велась довольно вяло. В 1517 г. выступил с посредничеством между воюющими император Максимилиан через своего посла барона Сигизмунда Герберштейна, но неудачно. В 1520 г. было заключено перемирие на пять лет без размена пленными, но с оставлением Смоленска за Москвою. В 1526 г. возобновились переговоры о вечном мире при посредничестве императора, но при Василии III они так и не привели ни к чему: обе стороны не хотели поступиться Смоленском. Между тем население Смоленска и его области постепенно менялось: местных жителей уводили в московские области, а жителей этих областей переселяли в Смоленск - обычная мера московской политики. По отношению к Крыму задачей политики по-прежнему было ограждение русских границ от набегов крымцев. Крымцев задаривали "поминками" хану, царевичам, мурзам и т. п., подстрекали Крым к набегам на литовские земли. Литва, с своей стороны, побуждала крымцев к нападениям на Москву. Наиболее значительное из таких нападений было совершено крымцами в 1521 г.; им удалось дойти до Москвы и принудить бояр, ведавших Москву в отсутствие великого князя, откупиться. Воеводе Хабару Симскому, однако, удалось разбить татар у Переяславля Рязанского. Отношения к Казани были очень сложны. Сперва (1506) пришлось совершить поход против Казани, отложившейся от Москвы. Поход был неудачен, но вскоре Василию III удалось подчинить Казань и ее царя Мухаммеда Аминя. После смерти последнего (1518) Василий III назначил в Казань царем Шах-Али (Шиг Алея) , но в 1521 г. казанцы его изгнали и пригласили из Крыма Саип-Гирея, избившего немало русских. В 1523 г. Василий III совершил большой поход на Казань и на возвратном пути построил на Суре город Васильсурск. В 1524 г. совершен новый поход на Казань, приведший к Бегству Саип-Гирея и провозглашению казанским царем Сафа-Гирея. Василий III, с своей стороны, назначил царем сперва вновь Шах-Али, но затем по просьбе казанцев - Джан-Али. При Василии III татарские царевичи продолжали поступать на московскую службу, получая обширные земли. Василий III вел переговоры с Пруссией, приглашая ее к союзу против Литвы и Ливонии, с Данией, Швецией, Турцией (безрезультатно), с папой (об унии и о войне против Турции). При Василии III начались сношения с Францией и прибыло посольство от одного из индусских государей, султана Бабура (1533). - II. Внутренняя политика. Задачей Василия III относительно Пскова и уделов по-прежнему были присоединение и ассимиляция. Для достижения этой цели в средствах не стеснялись. В 1510 г. Псков был присоединен к Москве, и вслед затем псковское население частично удалено в московские земли, а на его место переселены люди из московских областей. Когда последний великий князь Рязанский, Иван Иванович , захотел освободиться от московской опеки и завел сношения с Литвой, Василий III переманил на свою сторону видного Рязанского боярина - Коробьина и, заманив Рязанского великого князя в Москву, заточил его в темницу, а великое княжество присоединил к Москве. К рязанскому населению был применен обычный прием московской политики. Распрями двух северских князей - Василия Семеновича Стародубского и Василия Ивановича Шемячича Новгород-Северского , Василий III пользовался для того, чтобы крепче держать их под своей властью. С бездетной смертью Василия Семеновича Стародуб был присоединен к Москве; в 1523 г. вызванный в Москву Шемячич был заключен в тюрьму, и его удел также присоединен к Москве. Уделы двоюродного брата Василия III, Федора Полоцкого, и братьев его, Симеона Калужского и Дмитрия Углицкого , после их бездетной смерти отошли к Москве. К двум другим своим братьям, Юрию и Андрею Василий III относился недоверчиво; особенно боялся он Юрия, как более даровитого и популярного. Хотя Василий III и заключал с братьями договоры, как равный с равными, и у братьев были еще свои дворы, свои служилые люди и военные отряды, однако их положение было очень зависимое. Относительно мелких, так называемых "служебных" князей или княжат, сидевших еще в старинных вотчинах, остатке былых уделов, Василий III держался подозрительно и сурово. Есть основание думать, что он принимал меры к обмену земель, выводя остатки удельного княжья из насиженных гнезд в новые, незнакомые и чуждые им места. Уничтожались, по-видимому, и укрепления, существовавшие в княженецких вотчинах. Принимались меры вообще против бояр и знатных людей; с них брали "поручные записи" в том, что они не отъедут. Василий III явно опасался княжеско-боярского класса, среди которого заметны следы несомненной оппозиции. Дошедшие до нас данные слишком скудны, чтобы можно было нарисовать картину борьбы разрастающейся вширь и ввысь московской царской власти с боярством. С боярами Василий III обращался осторожно; ни один из них, кроме сравнительно незнатного Берсеня Беклемишева , не подвергся смертной казни, и опал было немного. Зато и внимания большого Василий III боярству не оказывал, советовался с боярской думой, по-видимому, более для формы и "встречи", т. е. возражений не любил, решая дела преимущественно с дьяками и немногими доверенными людьми, среди которых виднейшее место занимал дворецкий - Иван Шигона, подьячий из тверских бояр. Тем не менее сила традиции была такова, что на все видные места в войске и по управлению Василию III приходилось назначать представителей подозрительного ему боярства. - III. Церковные дела. В княжение происходила борьба между двумя церковными течениями - "иосифлянами" и "нестяжателями", велась борьба с еретиками, и замечалось движение в области церковной мысли и книжности. "Иосифляне" были симпатичны Василию, как сторонники усиления великокняжеской власти, заявившие устами своего главы, Иосифа Волоцкого , что цари - "боги" и "сынове Вышняго"; но, с другой стороны, великокняжеская власть имела тенденцию к захвату монастырских недвижимостей, и это сближало Василия III с "нестяжателями", противниками права монастырей владеть вотчинами. Отношения усложнялись еще личной близостью Василия III к вождю "нестяжателей", Вассиану Косому (см.). Одно время могло казаться, что "нестяжатели" возьмут верх. Может быть, в связи с усилением "нестяжателей" стоит приглашение с Афона ученого монаха Максима Грека , внесшего свежую струю в московскую церковную жизнь и ставшего центром нестяжательских и тесно слившихся с ними боярских оппозиционных кружков. С течением времени, однако, естественный союз великого князя и "иосифлян" восстановился и укрепился. Когда на митрополию был возведен иосифлянин Даниил , наступил решительный поворот: суд и осуждение Максима Грека и Вассиана, а также нескольких других лиц однородного направления, знаменовали победу "иосифлянства". Практическим представителем теории "иосифлянства" был неразборчивый на средства митрополит Даниил, оказавший великому князю существенную услугу при аресте Шемячича и при разводе. Несмотря на союз с "иосифлянами", Василий едва ли не первый сделал шаг к подчинению монастырей надзору светской власти. Соборы на еретиков и инакомыслящих при Василии III Ивановиче заседали: в 1520 г. - на жидовина Исаака, в 1525 г. - на Максима Грека и его единомышленников, в 1531 г. - на Максима же и Вассиана Косого. - IV. Семейные дела и характер. От брака с Соломонией Сабуровой у Василия не было детей, и в 1526 г. он развелся с нею, несмотря на протесты Максима Грека и некоторых других лиц, постриг Соломонию в монахини и женился на Елене , дочери князя Василия Глинского. От этого брака родились сыновья Иван (будущий Грозный) и слабоумный дегенерат Юрий . Василий III, судя по рассказам современников, был нрава сурового и крутого; он был типичным московским князем, но, по мнению некоторых историков, без дарований отца. Скончался Василий III от злокачественного нарыва 3 декабря 1533 г., успев постричься в агонии под именем Варлаама. - V. Источники и литература (кроме общих трудов по истории России и русской церкви): "Полное Собрание Русских Летописей" (тт. III, IV, VI, VIII, XII, XIII); "Собрание Государственных Грамот и Договоров", I - II; Акты Истор. I. Дополнение к Актам Ист. I, Акты Зап. Рос. II, Акты Арх. Эксп. I. Памятники Дипломатический Сношений, т. I. Сборник русского исторического Общества, т. 35; Герберштейн "Rerum Moscovitarum Commentarii" (пер. Анонимова "Записки о Московии", СПб., 1866); Павел Иовий "De legatione Basilii M. P. Moscoviae liber" (пер. в "Библиотеке иностранных писателей", изд. Семеновым); Г.Ф. Карпов "История борьбы Московского государства с Польско-Литовским" (Москва, 1866); Жмакин "Митрополит Даниил" (Москва, 1881). Алексей Елачич.

Краткая биографическая энциклопедия .