Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Леон (Лев, Леонт, Леонтий) ( XI в.), митрополит Киевский .
По вопросу о том, когда он занимал кафедру русского митрополита, в науке существует разные мнения: одни ученые считают его первым митрополитом Киевским, другие — вторым. И те и другие ученые утверждаются на летописях и других исторических памятниках, которые противоречат и исключают себя взаимно. Подробнее см. ст. Михаил I Киевский . Третья группа ученых считает митрополита Киевского Леона вымышленной фигурой, указывая на явную недостаточность документальных свидетельств о нем (об этом см. ниже).
Полагают, что митрополит Леон занимал кафедру митрополита с 989 до 1004 - 1008 года.
С его именем известно полемическое сочинение на греческом языке об опресноках против латинян «Льва, митрополита Переяславля в Ρωσία»: "Λέоντоς μητρоπоλίτоυ 'Рωσίας πρός ρωμαίоυς ήτоι λατίνоυς περι τών άζύμων, или в других списках: Λεόντоς μητρоπоλίτоυ τής έν 'Рωσια Пρεσθλάβας περί τоώ ότι оύ δεΐ τελέιν τά άζυμα". И большинство ученых автором этого сочинения признают митрополита русского Леона. Но еще Н. М. Карамзин вскользь заметил, что это сочинение едва ли древнее XIV в. [1] .
По А.В. Поппэ [2] , поводом к возникновению легенды о митр. Леоне-Льве, окончательно оформившейся в XVI в., стала также одна из редакций XIII в. церковного устава Владимира, в которой Лев выступает современником патриарха Фотия . Само имя Льва как одного из двух претендентов на звание «первого» митрополита Руси было почерпнуто из заглавия вышеупомянутого трактата об опресноках. Однако этот трактат не мог возникнуть прежде 1054 г., а его автором был Лев, титулярный митрополит переяславский в 1060-1070-х годах (Переяславская епископия была временно титулярной митрополией).
Архимандрит Андроник Димитрокопул приписывает сочинение об опресноках болгарскому митрополиту из греков неизвестного века [3] . М. Чельцов допускает возможность признавать, что названное сочинение составлено в конце XI в., не ранее 1054 года, каким-нибудь болгарским митрополитом города Преславы , о котором упоминает Анна Комнен и который "при неопределенности географической терминологии в XI веке мог включиться в понятие “Россия”". Последнее слово по этому предмету сказано проф. Н.К. Никольским , который полагает, что "бесспорное решение данного вопроса затрудняется:
а) вопросом о времени возникновения литературной полемики с латинянами об опресноках и о месте, занимаемом посланием в ряду других однородных полемических трактатов, происхождение которых составляет также загадку (сравн. сочинения Фотия, Никиты Пафлагона и т. п.), а также
б) вопросом об источниках трактата".
Литература
Макарий, "История Русской церкви", т. І, изд. 3-е. СПб., 1889 г., стр. 27—35, 38—41.
Е. Голубинский, "История Русской Церкви", тома первого первая половина, стр. 276—282, 328, 336, 853—854.
Филарет, епископ Черниговский, "Русский перевод послания митрополита Леона" ("Временник Общества Истории и Древн. Российских"), Москва, 1850 г., кн. V, стр. 1—18.
Евгений, митрополит, "Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии", Киев, 1825 г., стр. 64.
Н. Никольский, "Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (Х—XI вв.)". Корректурное издание. Издание отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук, СПб., 1906 г., стр. 43—47.
А. Попов, "Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян ХI—ХV вв.", М., 1875 г., стр. 27—43.
А. С. Павлов, "Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян", СПб., 1878 г., стр. 27—39.
М. Чельцов, "Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках в XI—XII вв.". Опыт исторического исследования, СПб., 1879 г., стр. 9 и сл.
И. Игн. Малышевский, "Кто был первый митрополит Киевский?" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1883 г., октябрь, стр. 123—171).
П. Г. Лебединцев, протоиерей, "Михаил, митрополит Киевский XII в. (1131—1147)" ("Киевская Старина", 1892 г., № 12, стр. 323—336, окончание в "Чтениях в Историческом Общ. Нестора Летописца", кн. 10, Киев, 1896 г., II, 3—14, под заглавием: "К вопросу о Киевском митрополите XII в. Михаиле").
А. С. Павлов, "Догадка о происхождении древнерусского предания, которое называет первого русского митрополита Михаилом Сириным" ("Чтения в Историческом Общ. Нестора Летописца", кн. 11, II, стр. 22—26).
П. Г. Лебединцев, "Примечания к Догадке" А. С. Павлова ("Чтения в Историческом Общ. Нестора Летописца", кн. 11, II, стр. 27—33). — Д. А. Толстой, граф, "Римский католицизм в России", СПб., 1876 г., т. I, стр. 9.
Ф. Терновский, "Изучение византийской истории и ее тенденциозное применение в древней Руси", вып. II, стр. 32.
Срезневский, "Древние памятники русского письма и языка XI—XIV веков". Второе издание, СПб., 1882 г., стр. 11.
Использованные материалы
Русский Биографический Словарь / Под ред. А.А. Половцева
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/70754/%D0%9B%D0...0%BD
Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко
http://www.sedmitza.ru/text/41707.html
[1] "История Государства Российского", т. І, прим. 474, изд. Эйнерлинга
[2] Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко - http://www.sedmitza.ru/text/41707.html
[3] Андроник Димитрокопул, "Graecia orthodoxa", Lipsiae, 1872, p. 93
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент