Значение КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Кирилл Александрийский, Великий (+ 444 г.), архиепископ , отец Церкви , святитель .

Память 18 января , 9 июня .

Племянник и преемник (с 412 г.) по кафедре знаменитого Феофила , он под его руководством получил отличное образование, как в богословии, так и в науках светских, особенно в античной литературе, и довершил свое воспитание в обществе монахов Нитрийской пустыни .

В 403 г., вместе с Феофилом , был на соборе в Константинополе , осудившем Златоуста .

Свою епископскую деятельность Кирилл Александрийский открыл гонением на еретиков-новациан , которые были изгнаны из его епархии, и иудеев , которые были отчасти изгнаны, отчасти избиты, с конфискацией их имуществ. Эта мера свт. Кирилла вызвала против него неудовольствие александрийского префекта Ореста; монахи свт. Кирилла, со своей стороны, отвечали открытыми оскорблениями префекта, а один из них даже ранил его камнем, за что был казнен. Кирилл Александрийский провозгласил его страдальцем за истину и похоронил с почетом.

До позднейшего времени над свт. Кириллом тяготело обвинение в подстрекательстве параболан к убийству знаменитой Гипатии ; оно опровергнуто лишь в 1881 г., исследованием католического ученого Коппалика.

Когда епископ Аттик Константинопольский предложил свт. Кириллу внести в церковные диптихи имя Златоуста , он отказался, что объясняют обыкновенно его искренним убеждением в законности низвержения Златоуста. Лишь в 418 г. им было исполнено предложение Аттика, благодаря убеждениям его друга Исидора Пелусиота , влияние которого вообще смягчило суровый характер управления свт. Кирилла.

С 419 г. деятельность Кирилла Александрийского почти всецело посвящена борьбе с ересью Нестория ; этому способствовал, между прочим, давнишний антагонизм Александрии против Антиохии , которой принадлежал Несторий Константинопольский по рождению и образу мыслей ( антиохийская школа ), и Константинополя , которому, со времени перенесения туда императорской резиденции, Александрия должна была уступить свое место в ряду патриархатов. Александрийская школа искони была защитницей церковного учения и в своем богословствовании не шла далее интерпретации его, тогда как антиохийская школа была органом богословия спекулятивного и рационалистического. Несмотря на то, что Несторий пользовался покровительством самого императора, что его сторону держали патриархаты Антиохийский и (отчасти) Иерусалимский и свободомыслящие всей империи, победа свт. Кирилла была полная: в своих сочинениях он защитил и сформулировал "веру церкви" по спорному вопросу, по общему признанию, настолько полно и ясно, что его учение стало учением всей Церкви.

Узнав от египетских монахов, что в монастырях его епархии циркулируют проповеди Нестория , в которых доказывается, что Св. Дева , как человек, могла родить только человека, и родила не Бога, а Христа, и что поэтому ее следует именовать не Богородицей, а Христородицей , свт. Кирилл написал послание к пустынникам Египта, в котором, не называя по имени Нестория, обличал кратко его учение, а когда Несторий обиделся этим, Кирилл прямо потребовал от него отречения от указанных мыслей. Несторий отвечал на это рядом новых еретических проповедей. Тогда Кирилл обратился к Несторию со вторым посланием, в котором подробнее объяснял церковное учение. Несторий отвечал тем, что потребовал Кирилла, от имени и с согласия императора Феодосия , к себе на суд, по поводу жалоб на него некоторых александрийских клириков. Отказавшись явиться на суд своего личного врага, Кирилл изъявил согласие подчиниться приговору главных епископов диоцеза или избранных мирских сановников, и в то же время отправил императору и его сестрам три послания, в которых подробно разъяснял еретичество Нестория. Сестра Феодосия, Пульхерия , приняла сторону Кирилла, но император был обижен тем, что в послании к Пульхерии Святитель писал о деле подробнее и иначе, чем ему, как бы не признавая его способным войти в обсуждение утонченных религиозных вопросов.

Опираясь на поддержку папы Целестина , свт. Кирилл созвал собор в Александрии, который одобрил сформулированные им тезисы его учения и изрек анафему Несторию (почему эти тезисы известны под именем анафематизмов Кирилла ). Несторий отвечал на них своими анафематизмами. Наконец, константинопольский клир и сам Несторий просили императора Феодосия решить спор на вселенском соборе.

В 431 г. святитель Кирилл был председательствовал III Вселенском Соборе в Ефесе , на котором ересь Нестория была осуждена. Но борьба продолжалась и после собора, причем император энергично поддерживал Нестория. Святитель Кирилл возвратился в свою епархию и управлял ее еще 13 лет после того. Скончался в 444 г.

Тропарь свт. Кириллу, архиеп. Александрийскому

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / архиереев Богодухновенное удобрение, / Кирилле премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, / цевнице духовная, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Творения

Уже после Ефесского собора Кириллом Александрийским составлены объяснения на "анафематизмы", "Объяснение учения о воплощении сына Божия", "Замечания на мнения Феодорита Кирского ", "Апологетик к императору", "Изъяснение символа Никейского ", "Изложение учения о св. Троице ", "Пять книг против Нестория". Кроме того, от него дошли до нас толкования на книги: Песнь Песней , пророка Исаии и малых пророков , на Евангелия от Луки и Иоанна , на Послания к коринфянам и к евреям и другие, сочинения о поклонении Богу духом и истиной и о "О вере христианской" (против Юлиана ).

В числе творений святителя Кирилла имеются и "Беседы", среди которых особенно трогательно и назидательно "Слово об исходе души", помещенное в славянской " Следованной Псалтири ".

Сочинения свт. Кирилла Александрийского имели в разное время 75 изданий — первое 1508 г. в Париже, последнее [1] в 1880 г. в Лейпциге (Неймана). Новейшее из полных собраний — Миня, в "Patrologiae cursus completus" (series graeca, тт. LXVIII-LXXVII; русский перевод — Москва, 1885 и сл.).

Литература

Жизнеописание Кирилла Александрийского и "Acta sanctorum" (под 25 июня);

Tillemont, "Mémoires pour servir à l'histoire ecclésiastique" (т. XIV, где К. посвящено 159 глав и 94 примечания);

Dr. Joseph Kopallik, "Eine Biographie...nach den Quellen gearbeitet" (Майнц, 1881); рецензии на это сочинение профессора А. Лебедева, в "Прибавлении к творениям св. отцов" (1882) и профессора Болотова, в "Христианском Чтении" за 1883 г.;

архимандрит Порфирий, "Св. Кирилл Александрийский", в "Прибавлениях к творениям св. отцов" (в русском переводе 1855 г.);

профессор А. Лебедев, "Вселенские соборы IV и V вв." (Москва, 1879).

Характеристика сочинений Кирилла Александрийского, в сравнении с сочинениями Афанасия Великого, в изд. Шмита: "S. Cyrilli commentarii in Lucae evangelium" (Оксфорд, 1859).

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1267.htm

[1] по данным словаря Брокгауза

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.