Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Кирилл II (I) (+ 1233 ), митрополит Киевский и всея Руси [1] .
Был поставлен митрополитом всея Руси патриархом Германом II в 1224 г. и в конце этого года в сопровождении русского посольства "приведен бысть" в Киев , где торжественно взошел на кафедру в киевском Софийском соборе на Богоявление (6 января) 1225 г.
Лаврентьевская летопись : " в лето 1224 поставлен бысть митрополитом в св. Фосье (в Киеве) блаженный Кирилл гречин, месяца января в 6, в праздник Богоявленья ".
По отзыву той же летописи, он был " учителен зело и хитр ученью божественных книг ".
Кирилл - первый русский митрополит, о котором достоверно известно, что он был поставлен в Никее . То, что киевская кафедра пустовала более четырех лет, указывает на трудности, которые, возможно, возникли в вопросе каноничности назначения на Русскую митрополию [2] .
В 1226 - 1227 гг., так же как и в 1230 г., в полном согласии с киевским князем Владимиром Рюриковичем Кирилл выступил посредником в мирных переговорах между князьями, чем снискал себе большое уважение. Замечание летописца, что наряду с большой начитанностью в Священном писании Кирилл обладал еще особым даром "учительства", также, кажется, указывает на его общественную деятельность.
Взаимопонимание Кирилла с русским монашеством проявилось, между прочим, в его участии в ежегодных торжествах, посвященных празднованию памяти св. Феодосия в Киево-Печерском монастыре (о чем мы узнаем совершенно случайно, благодаря тому, что в тот же день, 3 мая 1230 г., случилось землетрясение).
Заботы Кирилла были направлены на усиление самостоятельности русской церкви по отношению к княжеской власти, а также на ее внутреннюю консолидацию. В источниках лишь вскользь упомянуты два собора, в каждом из которых приняло участие по пять епископов и по нескольку игуменов: один во Владимире-на-Клязьме в марте 1227 г. и второй в Киеве в апреле 1231 г.
Еще одно свидетельство на эту тему содержится в адресованном Кириллу послании патриарха Германа от 1228 г., где высказывается предостережение не посвящать в священнический сан рабов, а от епископов требуется не совершать посвящений, если предварительно не будет предъявлена вольная грамота. Князьям под угрозой отлучения запрещается вмешиваться в имущественные дела церквей и монастырей, равно как и в церковную юрисдикцию, объем которой, согласно посланию, был чрезвычайно невелик. Содержание письма было, несомненно, продиктовано патриарху Кириллом, стремившимся с помощью авторитета патриарха искоренить злоупотребления в русской церкви.
Кажется, именно в это время впервые получают свое письменное оформление церковные уставы Владимира и Ярослава.
Вероятно, в связи с церковной политикой Кирилла следует рассматривать также легенду на его печати: "Kipillos monachos eleo f (eo) u archiepiskopos tis m(it)popoleos Rosias" [3] . Замечательно, что киевский митрополит титулует себя здесь "архиепископом Русской митрополии", желая тем самым указать на свое верховенство по отношению ко всем епископам, действовавшим, согласно такому толкованию, в пределах полномочий, получаемых от митрополита.
Иначе говоря, митрополит стремился свести подведомственных ему епископов до роли своих викариев (наместников). Такая политика выглядит весьма своевременной перед лицом того факта, что инвеститура со стороны князей (т. е. княжеские поставления) все больше и больше делала епископов самостоятельными церковными владыками по отношению к митрополиту, которому предоставлялось лишь рукополагать княжеских ставленников. Политическое дробление Руси также сужало сферу реальной власти киевских митрополитов. Таким образом, возникновение тенденции к κηδεμονία πάντων ("попечительству обо всех"), которая столь характерна для церковной политики митрополита Кирилла III во второй половине XIII в., видимо, надо отнести к эпохе Кирилла II.
На время правления Кирилла II приходятся посвящения следующих епископов: Митрофана , епископа во Владимире-на-Клязьме и Переяславле, 14 марта 1227 г. (во Владимире-на-Клязьме); Спиридона , архиепископа новгородского, 17 февраля 1230 г. и Кирилла (II) , епископа ростовского, ярославского и угличского, 6 апреля 1231 г. (достойно внимания, что епископы владимирские и ростовские именуются не только по местонахождению их кафедральных храмов, но и по резиденциям удельных князей).
Умер Кирилл летом 1233 г. между 10 июня и 15 августа.
Из многочисленных литературных произведений, авторы которых носили имя "Кирилл", несколько поучений, без должных на то оснований, приписывается Кириллу II.
Название митрополита Кирилла в летописях " блаженным " дает возможность предположить, что это был замечательный митрополит, выдающийся из ряда других архипастырей.
Литература
Соловьев, С. М., История России , кн. I, 605, 803, 808.
Митр. Макарий, И. Р. Ц. , т. III, 23.
Карамзин, т. III, 151, 155, 157.
Булгаков, 1402.
Ратшин, 94.
Голубинский, Е. И., Р. Ц. , т. I, 789.
Обзор рус. дух. лит. , № 49, 46, 47.
Прав. собес. , 1858, февраль, 280.
Истор. вестн. , 1885, декабрь, 35.
БЭЛ , т. X, 393.
БЭС , т. II, 1304, 1305.
ЭС , т. XV (кн. 29), 120.
РБС , т. VIII, 663.
Н. Д. , 12.
Использованные материалы
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6390
Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко.
http://www.sedmitza.ru/text/41707.html
[1] Он второй по нумерации Кирилл на Киевской кафедре, если считать первым Кирилла XI века , которого ряд историков считают легендарным.
[2] В историографии не раз указывалось на попытку волынского епископа Иоасафа «скочити на стол митрополич», о чем сообщает Ипатьевская летопись. Эту преднамеренную узурпацию относили к годам монгольского нашествия (т. е. после 1237 г.); однако одно известие Новгородской I летописи, на которое не было обращено должного внимания (НПЛ. С. 68 под 1229 г.), позволяет датировать это событие другим временем. Новгородский летописец недвусмысленно утверждает, что среди кандидатов на новгородскую кафедру (примерно в мае— июне) 1229 г. был и волынский епископ Иоасаф. Подобная претензия со стороны иерарха, занимающего другую кафедру, выглядела бы весьма необычно, поэтому логично думать, что в это время Иоасаф уже не занимал своей первоначальной должности. Такое предположение позволяет точнее датировать волынское известие. Летописец, а вернее, княжеский биограф, хотел сказать, что в правление Даниила Романовича, т. е. между 1216—1219 и 1264—1269 гг., во Владимире Волынском было четыре епископа, первым из которых был Иоасаф. Далее из текста летописи видно, что Даниил назначил епископом основанного им города Холма некоего Иоанна, предшественником которого был угровский епископ, а именно этот самый Иоасаф, «иже скочи на стол митрофолич и за то свержен бысть стола своего и переведена бысть пискупья во Холм» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 739—740). Перенесение кафедры из Угровска в Холм следует ставить в связь с поставлением, по-видимому около 1240 г., в епископы холмские Иоанна, который занимал кафедру еще в начале 1260-х годов. Известно, что Даниил основал Угровскую епархию еще в то время, когда сидел во Владимире Волынском (см.: Там же. Стб. 842), т. е. до 1237/1238 г., но после 1229 г., как это следует из новгородского известия об Иоасафе. Исходя из этих данных, карьера Иоасафа восстанавливается следующим образом: из монахов монастыря Св. Горы под Владимиром Волынским он в 1219 г. стал епископом этого города; между 1220 и 1224 гг. он попытался занять пустовавшую митрополичью кафедру. Эта попытка не удалась и закончилась смещением его с должности (1225), вероятно, после прибытия нового митрополита Кирилла. Новым епископом Владимира Волынского стал Василий, монах того же монастыря Св. Горы. В то время у Даниила еще не хватило сил, чтобы воспротивиться решению митрополита, но притязание Иоасафа на должность новгородского архиепископа в 1229 г. свидетельствует, что он не отказался от честолюбивых планов и к тому же пользовался известной поддержкой светских властей. Несколько позже Даниил основал Угровскую епархию, назначив своего протеже первым епископом. Все это могло произойти с согласия митрополита Кирила либо вскоре после его кончины (летом 1233 г.), чтобы поставить нового митрополита перед свершившимся фактом. По-видимому, последовавшая несколькими годами позднее смерть Иоасафа и решение перенести епископию в Холм по времени совпадают. - Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко - http://www.sedmitza.ru/text/41707.html
[3] Сохранилось два больших экземпляра таких моливдовулов, которые до сих пор единодушно атрибутируются митрополиту Кириллу II. Нельзя, однако, исключить и кандидатуру Кирилла III , ибо среди аргументов в пользу Кирилла II только один является действительно доказательным: обе буллы были найдены при археологических раскопках «Княжей Горы» (около 100 км к югу от Киева, близ устья Роси). Как показывают многочисленные находки, эта княжеская резиденция была разрушена во время монгольского нашествия, т. е. в 1239/1240 г., или вскоре после него.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент