Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Кирилл (Богословский-Платонов) ( 1788 - 1841 ), архиепископ Каменец-Подольский и Брацлавский .
В миру Богословский-Платонов Константин Лукьянович, родился 14 мая 1788 г. в с. Воздвиженском (возле Троицко-Сергиевой Лавры) в семье священника.
Учился в Лаврской духовной семинарии .
После смерти отца ( 1806 г.) состоял стипендиатом митр. Платона .
В 1809 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию .
В 1814 г. окончил курс академии со степенью магистра и оставлен в ней бакалавром.
28 августа 1814 г. пострижен в монашество .
В 1817 г. назначен ректором Полтавской духовной семинарии и в том же году (29 июня) - архимандритом -настоятелем Лубенского монастыря .
С 1819 г. - ректор Московской академии и настоятель Московского Новоспасского монастыря .
В 1822 г. получил ученую степень доктора богословия за "Толкование послания к евреям " (осталось в рукописи).
С 26 октября 1824 г. - епископ Дмитровский , викарий Московской епархии.
26 марта 1827 г. назначен епископом Вятским . В Вятке особенно заботился о христианской миссии среди язычников-инородцев.
24 января 1832 г. переведен на Каменец-Подольскую кафедру с возведением в сан архиепископа . Заботился об исправлении разных нестроений епархиальной жизни, об улучшении быта крепостных крестьян и т. п.
Скончался 28 марта 1841 г. в Петербурге , куда был вызван для присутствия в Св. Синоде.
Погребен в Александро-Невской Лавре в Златоустовской церкви.
По своей разнообразной церковно-административной и духовно-просветительной деятельности преосвящ. Кирилл оставил о себе добрую память, как о выдающемся архипастыре.
Уже в годы ректорско-преподавательской деятельности он активный участник в деле перевода на русский язык Св. Писания. Он первый начал читать на русском языке свои лекции по догматическому богословию.
Вступив на пост архипастырского служения, преосвящ. Кирилл зарекомендовал себя пастырем милостивым, отечески нежным к сиротам, чутким к бедным, снисходительным к немощам и заблуждениям своих чад, христианским терпеливым и справедливым, близким и доступным для всех.
В личной жизни он был строгим аскетом. По средам и пятницам ничего не вкушал кроме просфоры и чая. Все деньги раздавал бедным. В последние дни жизни в Петербурге он не имел денег даже на покупку недорогого лекарства.
Как архипастырь преосвящ. Кирилл был замечательным проповедником. Его богослужения и проповеди привлекали целые массы слушателей, в числе которых бывали католики, представители польского общества и даже евреи.
Он стремился устранить всякие нестроения епархиальной жизни, заботился об улучшении православного богослужения, построении церквей и благоустройстве бедных монастырей и духовных учебных заведений. Стремился улучшить материальное положение духовенства и низших клириков. Особенно не любил тяжб между духовенством, все споры решал быстро и справедливо. Старался всех примирить. О нем сохранились даже особые поговорки: "Кирилл всех мирил", "Кирилл милости творил".
Преосвящ. Кирилл находился в самых близких отношениях с митрополитом Московским Филаретом и пользовался большим расположением к нему знаменитого иерарха. Сохранилось 40 писем митр. Филарета к преосвящ. Кириллу, в которых Московский святитель давал преосвященному свои советы и наставления по различным жизненным вопросам. Митрополит Филарет сам составил "чин" для отпевания преосвященного Кирилла и сам исправил краткое жизнеописание Кирилла, составленное его племянником, профессором Московской духовной академии П. С. Казанским — жизнеописание это напечатано при первом томе его "Полного собрания слов и учений", вышедшего в Москве в 1854 г. в 3-х частях
Труды
Полное собрание проповедей в 3-х частях. М., 1854.
Собрание слов, говоренных к Вятской пастве (1832).
Поучительные слова и речи к подольской пастве в 2-х томах. М., 1837.
Поучительные слова на воскресные праздники к подольской пастве. М., 1840.
Литература
Хойнацкий А. Ф. Очерк из ист. пр. церк. на Волыни. Житомир, 1878, с. 219, 220.
Его же Волыно-Почаевский патерик. М., 1888, с. 200.
Батюшков Подолия.
Беляев А. А. Проф. М. Д. А. Казанский П. С. и его переписка с архиеп. Костромским Платоном. См. Богосл. вестн., 1910, февраль, с. 274.
Его же Архиеп. Каменец-Подольский и Брацлавский Кирилл. См. Душеп. чтение, 1888, № 6, 10, 11, 12.
Никанор, архип. Минувшая жизнь, т. I. Одесса, 1913, с. 106.
Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 198-200.
Булгаков, с. 1398, 1405, 1408.
Толстой Ю., № 250.
Денисов, с. 479.
Строев П., с. 133, 146, 549, 801, 929.
Списки архиереев, № 250.
Собрание мнений и отзывов митр. Филарета. СПб, 1885, ч. I, с. 280 и прим. 2; ч. II, с. 40, пр. I; 46, 53 и пр. I; 56, 59, 83, 84, 171-175, 284-299; т. доп., с. 15, пр. I.
Юбилейный сборник, с. 207, 526, 556, 616.
Р. Пр. Нкр., т. I, с. 158; т. II, с. 372.
Изв. Казан. еп., 1884, № 6, с. 235, 1907, № 48, с. 1542.
Рус. палом., 1893, № 29, с. 462, 1895, № 19, с. 295; № 20, с. 462.
Труды К. Д. А., 1888, апрель, с. 281-284, 681.
Христ. чтение, 1888, № 1, 10-12.
Приб. к Ц. В., 1889, № 17, с. 457.
Прав. собес., 1876, июнь, с. 1-24.
Русская старина, 1880, июль, с. 609, 1911, июнь, с. 570-575.
Рус. архив, 1887, кн. 2-я, с. 458 (Филарет, архиеп. Черниговский), 1898, кн. 1-я, с. 304 п/с. 6 (Два письма архим. Виталия Щепетова к архим. Филадельфу), 1904, кн. 1-я, № 1, с. 66 п/с. 1.
БЭЛ, т. III, с. 1182; т. X, с. 411-414.
БЭС, т. I, с. 593; т. II, с. 1307-1308, 1823.
ЭС, т. XV (кн. 29), с. 121.
РБС, т. VIII, с. 657-658.
Душеп. чтение, 1888, ч. 4, с. 304 и др.
Н. Д., с. 15, 56, 67.
Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно). Ч. III. Куйбышев, 1971 (машинопись).
Использованные материалы
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3682
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/54707/%D0%9A%D0...0%BB
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент