Значение ЗАЙЦ КИРИЛЛ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо

ЗАЙЦ КИРИЛЛ ИВАНОВИЧ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Зайц Кирилл Иванович ( 1869 - 1948 ), протопресвитер .

Родился 15 июля 1869 года в местечке Яунамая Ференской (Веренеской) волости Рижского уезда Лифляндской губернии в латышской семье (настоящее имя его - Карл Янович (Иоаннович) Закис), происходившей от потомков польских колонистов-миссионеров, проживавших в окрестностях г. Кокнесе (Кокенгаузена) в среднем течении Западной Двины, на юго-восток от Риги.

В 1891 году будущий пастырь окончил Рижскую Духовную семинарию и после рукоположения в сан священника (ноябрь 1896 года) служил в Латгалии : в Виляке , Виксне , Балвах , Лиепне (б. Люцинский уезд Витебской губернии ). В 1897 году о. Кирилл служит в Балвской, с 1897 по 1898 - в Лиепновской церкви.

С 1899 года по 1911 год настоятельствует в Эржепольской (Вилякской) церкви, где его талант священника и миссионера проявился в особой степени. Здесь и благоустройство храма, и открытие церковно-приходской школы, и приобретение большого колокола; в 1902 г. по его почину было организовано Эржепольское Свято-Покровское православное братство. В следующие два года в храме был произведен крупный ремонт на 2 300 руб., в приходе пастырем начата катехизация девушек, женщин и детей, создается прекрасный хор. Отец Кирилл был также неплохим иконописцем: так, например, для иконостаса церкви в Шкильбенах им были написаны отдельные образа.

Около 1900 года о. Кирилл оканчивает Высшие курсы миссионеров в С.-Петербурге . С 1900-х гг. пастырь принимает активное участие в деятельности Витебского комитета Епархиального Православного миссионерского общества.

Деятельность о.Кирилла в Вилякском приходе не могла не быть замеченной: 1 августа 1911 года его назначают противокатолическим и противосектантским миссионером в Двинск (лат. - Даугавпилс). Прихожане огромной толпой провожают о.Кирилла до железнодорожной станции. В 1911 - 1916 гг. продолжается его миссионерское служение в западных уездах губернии, о. Кирилл также законоучительствует в Банковской церковно-приходской школе Люцинского уезда. Являясь замечательным проповедником, о. Кирилл много разъезжает по приходам, посещая порой самые глухие уголки Латгалии. Он служит в сельских храмах, проводит миссионерские и катехизические беседы с прихожанами, участвует в собеседованиях с сектантами и инославными. Уже после Второй Мировой войны, в 1956 г., Русская Православная Церковь Заграницей издала в США его книгу против сектантства, в которой обстоятельно излагается православное вероучение, а также имевшие место в 1910-х гг. беседы пастыря, проводившиеся им во время его миссионерских поездок по епархии.

В годы Первой Мировой войны он поддерживает духовно свою паству в условиях военных действий (в 1915-1917 гг. фронт стоял по реке Двине и западная часть Витебской губернии - Латгалия оказалась в прифронтовой полосе).

В 1917 - 1918 годах о.Кирилл принимает активное участие в работе Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг., будучи избранным от духовенства Полоцкой епархии, возводится в сан протоиерея .

В 1918 г. о. Кирилл уезжает из РСФСР в Польшу (к тому времени территория Витебской губернии стала порубежной и была разделена между СССР, Польшей и Латвией). С 1918 по 1922 гг. о.Кирилл - настоятель кафедрального собора в Гродно , отошедшем тогда к Польше. В 1922 г. о. Кириллу, «как ранее не проживавшему в Польше», было предложено покинуть страну [1] , и он переехал на родину, в Латвию .

С 1923 г. о. Кирилл - член Синода Латвийской Православной Церкви и начальник миссионерского стола при Синоде, с 1922 г. служит в кафедральном Рижском Рождественском соборе .

С 1926 г. он преподаватель курса сектологии в Рижской духовной семинарии .

В 1929 - 1933 гг. о. Кирилл - настоятель кафедрального Рижского собора.

В 1922 - 1934 гг. был редактором журналов «Вера и жизнь» и «Tiziba un Dsihwe» до их закрытия латвийскими властями. Активный деятель и духовный руководитель Русского Студенческого Христианского Единения в Риге.

В 1933 году судьба наносит ему первый ощутимый удар. Доверие к людям оборачивается для него позором. В связи с обнаружением по вине служащих собора большой недостачи в храмовой кассе в 1933 г. пастырь был отстранен архиепископом Иоанном (Поммером) от службы в соборе. Начинается следствие, настоятелю ведущего храма, всеми уважаемому человеку, грозит суд. На помощь, однако, приходит один из его состоятельных студентов, оплатив всю сумму недостачи и тем спасая о. настоятеля от суда (за бесхозяйственность в храме прот. Кирилл был осужден в 1933 г. на 8 месяцев тюрьмы условно, но по аппеляции был оправдан судебной палатой).

После провозглашения в 1936 г. автономии Латвийской Православной Церкви под юрисдикцией Константинопольского Патриарха протоиерей Кирилл Зайц был полностью отстранен от церковной службы митр. Августином (Петерсоном) как сторонник Московского Патриархата. С 1936 по 1940 гг. о. Кирилл проживал на хуторе Яунземе Бебринской (Беверсгофской) волости Рижского уезда, (ныне Огреский район), где работал в своей усадьбе. «По праздникам, - вспоминает архимандрит Кирилл (Начис) , - он приходил в кафедральный собор, но не служил, а стоял среди молящихся, руки его были поцарапаны или изранены из-за тяжелого труда».

В конце 1940 г. вновь назначен экзархом Прибалтики митрополитом Сергием (Воскресенским) , настоятелем кафедрального Рижского собора. До ноября 1941 г. по-прежнему являлся членом Синода и начальником миссионерского стола при Синоде.

С началом войны опять понадобились сильные священники-миссионеры: множество просьб из оккупированных районов о присылке духовенства и открытии церквей; толпы беженцев в Риге и всюду по Латвии; стоны в госпиталях, переполненных ранеными, многие из которых были верующими и нуждались в исповеди и в причащении; а также военнопленные - тут еще большие страдания и еще большая нужда в поддержке и утешении! Два бывших синодальных миссионера: протоиереи о. Сергий Ефимов и о.Кирилл Зайц, определяются начальниками двух миссий. В августе 1941 г. митр. Сергий (Воскресенский) назначил о. Кирилла начальником Внутренней Православной Миссии в Латвии, протоиерея Сергия Ефимова, который уже жил и работал в Пскове , - во Внешнюю (Псковскую) Православную Миссию.

В конце ноября 1941 г. протоиерей Кирилл Зайц становится во главе Внешней Православной Миссии (с 1 декабря 1941 г. он проживал во Пскове). Почти три года он руководил работой по восстановлению церковной жизни на Северо-Западе России (до осени 1944 года, когда при приближении фронта Миссия была переведена в Вильнюс , а потом прекратила свою работу). О.Кирилл Зайц работал с полной отдачей сил, совершив настоящий подвиг в деле восстановления порушенных и закрытых церквей, совершении богослужений, организации приходской работы и катехизации населения в трех огромных областях России: Псковской, С.-Петербургской, Новгородской. По сути дела, в ведении о. Кирилла находились три епархии, проповеди его собирали множество народа. Целеустремленный и убежденный церковный деятель, при этом очень скромный, в быту о. Кирилл был очень прост и неприхотлив: у него была одна ряса и одни сапоги. На всякое церковное служение о. Кирилл шел, невзирая на свое высокое положение. Если некого было послать на требы, семидесятитрехлетний пастырь сам ехал, - на лошади, запряженной в подводу, в калошах, - единственные сапоги сдал в ремонт, - в дальний приход на престольный праздник или в лежащую вдалеке от дорог, в глубине Порховских лесов Никандрову пустынь , куда священники отказывались ехать, боясь партизан и немцев (незадолго до того назначенный в пустынь священник был убит).

Во время посещения Пскова митрополитом Сергием (Воскресенским) в 1943 г. о. Кирилл был возведен в сан протопресвитера с предоставлением права совершать литургию по архиерейскому чину.

С конца ноября 1943 г. привлекался в качестве преподавателя сектоведения на Православных Богословских курсах в г. Вильно . 18 февраля 1944 г. эвакуировался из Пскова в Ригу . С 15 марта по 27 июля 1944 г. являлся начальником Внутренней Православной Духовной Миссии на территории Латвии и Литвы. Проживал в г. Шауляй , служил в церкви свв. апп. Петра и Павла .

Арестован 18 августа 1944 г. в г. Шауляй по обвинению в измене Родине. Заключен в вильнюсскую тюрьму, затем переведен в московскую, а 29 сентября 1944 г. - в ленинградскую тюрьму.

12-15 января 1945 г. протопресвитер Кирилл Зайц был приговорен Военным трибуналом войск НКВД Ленинградского военного округа по делу руководства Псковской Православной Духовной Миссии к 20 годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях без права обжалования и осужден по статье 58-1 а и 58-2 с лишением свободы на двадцать лет, с лишением прав еще на пять лет и с полной конфискацией имущества. Допросы начальника Миссии чекисты вели особо жестокими методами.

Отбыть срок о. Кириллу не пришлось. Из пересыльного пункта Ленинграда к 25 августа 1945 он прибыл в Карагандинский лагерь (Карлаг), где провел три с лишним года. В Карлаге 79-летний пастырь скончался в заключении (от сердечной недостаточности) 28 октября 1948 года, через четыре года после ареста. Похоронен на кладбище лагерного пункта (№ не указан) Карлага.

Определением Военного трибунала Ленинградского военного округа от 8 августа 1956 г. приговор отменен и дело производством прекращено. Посмертно реабилитирован. Сведения о полной реабилитации всех осужденных по делу "Православной миссии", видимо, не дошли до Псковской областной прокуратуры, и только в 1997 г. были реабилититрованы осужденные по делу игумена Павла и насельников Псково-Печерского монастыря.

Архивные материалы

Архив УФСБ Псковской области, д. № 1118-44, свидетельства протоиерея Георгия Тайлова и архимандрита Кирилла (Начиса).

Архив Управления ФСБ РФ по Псковской обл., д. А-10676, д. А-21232;

Bundesarchiv Berlin, R 58/699, Bl. 7-13;

Центральный государственный архив С.-Петербурга, ф. 9384, оп. 1, д. 7, л. 9-10.

Литература

Балевиц З.В. Православная церковь Латвии под сенью свастики (1941-1944). Рига, 1967. С. 31, 33 и др.;

Веверс Я. Я. Православная духовная миссия - агентура фашистской разведки. Рига, 1973. С. 7-9 и др.;

Полчанинов Р. В. Псковская Православная Миссия // Православная Русь. 1998. № 12. С. 14-15;

В огне войны. Русская православная церковь в 1941-1945 гг. (по материалам Ленинградской епархии) / Публ. М.В. Шкаровского // Русское прошлое. Кн. 5. СПб, 1994. С. 285, 313;

Свящ. Андрей Голиков. Мартиролог Православных священнослужителей и церковнослужителей Латвии, репрессированных в 1940-1955 гг. М., 1999. С. 132-135;

Синодик С.-Петербургской епархии. ХХ столетие. СПб, 1999. С. 51;

Данилушкин М.Б. и др. История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. Т. 1. СПб, 1997. С. 878, 880, 883;

Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2000. 153, 155.

Использованные материалы

По материалам свящ. Андрея Голикова (Рига) и М.В. Шкаровского (С.-Петербург). Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002 г. выпуск 26-27.

http://ricolor.org/history/pv/10/

[1] Здесь, по-видимому, сыграло роль то обстоятельство, что о. Кирилл не был сторонником польских националистических и антирусских настроений в жизни Православной Церкви в Польше в эти годы

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.