Значение ФИЛАРЕТ (АМФИТЕАТРОВ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое ФИЛАРЕТ (АМФИТЕАТРОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Филарет (Амфитеатров) , в схиме Феодосий ( 1779 - 1857 ), митрополит Киевский и Галицкий , святитель .

Память 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых , 10 июня в Соборе Сибирских святых и в Соборе Рязанских святых , 28 августа в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских Дальних Пещер , 21 декабря в день кончины.

В миру Амфитеатров Феодор Георгиевич, родился 17 апреля 1779 г. в селе Высоком, Кромского уезда Орловской губернии в благочестивой семье священника Георгия Никитича Амфитеатрова. Он родился очень слабеньким и почти слепым, но этот слабый младенец по средам и пятницам не принимал даже материнского молока.

В детские годы Феодор очень любил посещать храм.

С шести лет он начал учиться грамоте. Первым учителем его был дед. На 10-м году жизни, в 1789 г., Феодор был принят сразу во 2-й класс Орловского духовного училища.

В 1795 г., как лучший ученик училища, он был переведен в богословский класс Севской семинарии , которую окончил в 1797 г.

Постриг

Исполняя давнее свое желание, Феодор по окончании семинарии подал прошение о пострижении его в монашество . Это прошение было принято. 7 ноября 1798 г. он был пострижен в монашество с именем Филарета.

Как выдающийся выпускник семинарии, отличавшийся доброй нравственностью, он был оставлен в семинарии преподавателем.

9 ноября 1798 г. рукоположен во иеродиакона , а 13 января 1799 г. - во иеромонаха .

В первые годы служения на духовном поприще успех сопутствовал Филарету во всем.

В 23 года (в 1802 г.) в сане игумена он был уже ректором Севской семинарии и настоятелем Свенского монастыря.

Архимандрит

В 1804 г. возведен в сан архимандрита . Ревностный исполнитель возложенных на него обязанностей, он пользовался особым покровительством епископа Орловской епархии преосвящ. Досифея . Но это покровительство не использовалось архим. Филаретом для личных выгод. Если только дело касалось прямого долга и пользы службы, то он действовал решительно, не боясь отрицательных последствий. Такое поведение архим. Филарета привело к тому, что отношение еп. Досифея к нему постепенно изменилось в худшую сторону, и последний постарался совершенно выжить его из епархии.

Перевод в Уфу

В 1804 г. Филарет был переведен из Орловской епархии в глухую, отдалённую Уфу .

Печальный вид представляла в то время эта епархия.

Архим. Филарет был назначен здесь ректором Оренбургской духовной семинарии и настоятелем монастыря. Его можно даже назвать основателем Оренбургской семинарии, так как в то время она только начинала действовать.

Тяжелые испытания и скорби постигли в Уфе архим. Филарета. Первые полтора года этого периода жизни, когда во главе епархии стоял еп. Амвросий (Келембет) , у Филарета все шло хорошо. Но с назначением на Уфимскую кафедру преосвящ. Августина (Сахарова) , которому архим. Филарет был охарактеризован Орловским еп. Досифеем с отрицательной стороны, положение его резко изменилось. По малейшему поводу еп. Августин преследовал архим. Филарета, писал на него жалобы в Св. Синод. Такое притеснение продолжалось в течение всего уфимского периода жизни архим. Филарета. Он терпеливо сносил все обиды и унижения, но, в конце концов, у него появилась мысль оставить все, удалиться в какой-нибудь отдаленный монастырь и, скрыв свой сан, начать жизнь самого последнего инока. Но Господь не оставил своего избранника. Однажды после пламенной слёзной молитвы коленопреклоненный Филарет, находясь в полусонном состоянии, увидел руку, писавшую на стене: "Не бойся! Судьбы архимандрита Филарета в руках Божиих!". С этого времени жизнь архим. Филарета совершенно изменилась. По ходатайству протоиерея Турчанинова, хорошо знавшего Филарета, перед митрополитом Амвросием (Подобедовым) , он указом Св. Синода от 10 ноября 1810 г. был переведен в Тобольск для испытания. Управлявший Тобольской епархией еп. Амвросий (Келембет) , который и ранее знал Филарета, в своих донесения митрополиту и Св. Синоду о характере и поведении вновь присланного архимандрита называл его "не человеком, а ангелом во плоти".

Благодаря таким положительным отзывам, менее чем через три года ( 2 декабря 1813 г.) архим. Филарет был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповедывания слова Божия и назначен настоятелем Волоколамского Иосифова монастыря . Этот вызов в Петербург означал признание заслуг и достоинств его и был как бы ступенью к дальнейшему повышению. По предложению ректора С.-Петербургской духовной академии Филарета , впоследствии известного митрополита Московского, архим. Филарет указом Комиссии духовных училищ от 15 февраля 1814 г. был назначен инспектором С.-Петербургской духовной академии . Служение Филарета в должности инспектора продолжалось всего полгода, но имело для него очень важное значение. В этот период он был удостоен степени доктора богословия ( 1814 г.). Докторская степень была присвоена архим. Филарету не за научные труды, а по должности и за безукоризненный образ жизни. В этом же году Филарет был переведен в должности инспектора во вновь открывавшуюся Московскую духовную академию . Это назначение также состоялось по указанию ректора С.-Петербургской академии Филарета (Дроздова) .

Московская духовная академия

Прибывший на новое место назначения архим. Филарет занялся благоустройством открывавшейся академии. 1 октября 1814 г., в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, состоялось торжественное открытие Московской духовной академии .

Архим. Филарет, будучи инспектором, а через год и ректором академии, проявил себя глубоким знатоком своего дела. Он был и наставником, и преподавателем, и настоящим отцом для своих воспитанников. Лекции его по догматическому богословию отличались краткостью, ясностью и доступностью и посещались студентами с большим желанием. По словам самих слушателей, в его лекциях слышалось что-то в роде благовествования, а потому и слушались они с благоговением.

Впоследствии догматическое богословие читалось по конспектам лекций архим. Филарета.

Отношения ректора со студентами были дружески-братские. Он имел подход к каждому, воспитывал своих питомцев не наказаниями, а внушением и примером личного поведения. Ректор не хвалил провинившихся, но щадил их и таким методом воспитания почти всегда добивался положительных результатов. Его воспитанники так впоследствии отзывались о своем ректоре: "Управление его в академии было истинно отеческое, мы были для него дети родные".

В период ректорства архим. Филарета дважды проводились ревизии Московской академии ректором С.-Петербургской академии Филаретом . Результаты этих ревизий наглядно выразились в следующем факте: после второй ревизии в 1818 г. ректор С.-Петербургской академии Филарет (Дроздов) , тогда уже епископ Ревельский, снял с себя панагию и подарил ее ректору Московской академии в знак особого уважения и признания его заслуг. О высокой оценке ректорской деятельности архим. Филарета свидетельствовал и тот факт, что за четыре года ректорства он 6 раз был удостоен различных наград и поощрений.

Епископ Калужский

В 1819 г. вышел указ Св. Синода о возведении его в сан епископа.

1 июня 1819 г. он был хиротонисан во епископа Калужского и Боровского . Хиротонию совершали митр. Московский Серафим с преосвященными: грузинским митр. Ионой, архиепископами Пафнутием и Досифеем и епископом Дмитровским Лаврентием.

О деятельности калужского период жизни преосвящ. Филарета можно ясно судить из краткой архивной записи, в которой было отмечено, что назначенный в Калужскую епархию еп. Филарет "по благочестию своему, благости отеческой, кротости и смиренномудрию, благоразумию и дальновидности, по сердолюбию и искреннему участию к бедным и по всему вообще архипастырскому служению был незабвенный для Калужской епархии святитель".

Стремясь воспитывать в своей пастве дух благочестия, он ревностно относился к исполнению всех церковных богослужений и проповеди в храмах слова Божия. Его беседы отличались ясностью и простотой изложения, а потому все посещавшие храм слушали их с большим вниманием и удовольствием. Впоследствии эти беседы-толкования Евангелия от Матфея были напечатаны отдельной книжкой.

Калужский архипастырь уделял внимание и делу строительства, обновления и благоустройства церквей, причем требовал, чтобы деревянные храмы заменялись каменными. За период его епископства в Калужской епархии было построено 25 каменных церквей.

Не забывал он и о духовенстве своей епархии, стараясь принимать все возможные и зависящие от него меры по улучшению материального состояния духовенства. Часто оказывал помощь нуждающимся духовным лицам из своих собственных средств.

Особым вниманием преосвящ. Филарета пользовались вдовы и сироты духовного сословия. Защищал он духовенство от притеснений помещиков и гражданских властей, а в случаях виновности лиц духовного звания он был к ним отечески строг и требователен. При поездках по епархии, а также в других удобных случаях еп. Филарет старался экзаменовать и одновременно поучать церковнослужителей. И все это делалось с такой простотой, что никто не чувствовал себя униженным.

С детских лет стремившийся к иноческой жизни, еп. Филарет обратил внимание на состояние монастырской жизни епархии. При нем был вновь создан монастырь под названием "Добрый", а в Оптиной пустыни был устроен в 1820 г. Скит, в котором еп. Филарет имел свою келью и часто посещал его. Деятельность Филарета в отношении существовавших монастырей была направлена на улучшение всеми возможными мерами их материального положения.

Предметом постоянных забот еп. Филарета была Калужская семинария .

В решении консисторских вопросов он зарекомендовал себя как любвеобильный и добрый пастырь.

Преосвящ. Филарет занимался и делом просвещения раскольников. В 1820 г. в России начала проводиться работа по переводу Св. Писания на русский язык. Преосвященный Филарет выступил против этого начинания. " Русское наречие, - писал он, - не может передать священного писания со всею силою и верностию, каким отличается перевод славянский, в котором доступно понятию все то, что только нужно для назидания верных к вечному их спасению... Надобность состоит не в переводе Библии на русский язык, а в прилежном изучении славянского языка во всех наших духовных и светских училищах и в повседневном прилежном чтении на нем священного писания".

Филарет выдвинул 7 тезисов против "русской Библии".

В Ветхом Завете, хотя язык еврейского народа неизбежно менялся, книжники оставили священный текст без изменений, ограничиваясь его истолкованием для народа.

Ввиду возможных повреждений еврейского текста Промысл Божий сохранил его в форме греч. перевода (Септуагинты), который был сделан "под несомненным руководством Духа Божия".

Восточная Греческая Церковь, приняв Септуагинту, не переводила ее на новогреческий язык, а толковала народу Библию по старому переводу.

Перевод Российского библейского общества "сделан не только не с благословения иерархов греческих, а решительно без их ведома и вопреки их воле".

Слав. перевод, осуществленный свв. Кириллом и Мефодием, основан на Септуагинте.

Славянские Церкви не делают переводов на свои народные языки.

Мысль о рус. переводе родилась не в среде иерархии и не в народе, а пришла из Англии, "гнездилища всех ересей, сект и революций".

Эти тезисы были опровергнуты митр. Филаретом Московским , мнение которого о необходимости русского перевода Библии было принято Свящ. Синодом, санкционировавшим новый перевод Писания. Владыка Филарет (Амфитеатров) остался при своем мнении до конца дней своих.

Епископ Рязанский

12 января 1825 г. указом Св. Синода еп. Филарет был переведен в Рязанскую епархию .

Впоследствии он дважды посетил Калужскую епархию. Особенно памятным для калужан было его посещение в 1842 г., когда по его молитвам во время литургии и молебна пролился на землю обильный, благотворный дождь и оросил почерневшие от долговременной засухи поля.

В Рязань преосвящ. Филарет прибыл 1 марта 1825 г. Служение его на Рязанской кафедре было непродолжительным - всего три года, причем из этого времени он больше года находился в С.-Петербурге, присутствуя в Св. Синоде . За этот непродолжительный период времени никаких особенных действий в Рязани не было. Как и в Калуге, он заботился о нравственном состоянии духовенства, по-прежнему был милостив к вдовам и сиротам, заботился о благолепии храмов. Но и за этот короткий период рязанская паства полюбила своего архипастыря.

22 августа 1826 г. еп. Филарет был возведен в сан архиепископа и назначен членом Комиссии духовных училищ.

Архиепископ Казанский

25 февраля 1828 г. он был назначен архиепископом в Казань . Прямо из Петербурга, где он в это время находился, архиеп. Филарет вынужден был срочно выехать в Казань. Такая срочность поездки объяснялась тем, что в этот период в Казанской епархии начали отпадать от христианства множество инородцев, недавно принявших христианскую православную веру. Задача Филарета и заключалась в том, чтобы выяснить причины и наметить меры к устранению в дальнейшем подобных явлений.

Прибыв в Казань, преосвящ. Филарет в первый же год совершил обзор своей новой обширной епархии. Паства казанская была очень многообразна по числу национальностей, проживавших в ней. Результаты обзора и свои предложения по устранению многих недостатков, имевших место в епархии, и по утверждению в вере разноплеменных обитателей своей паствы архиеп. Филарет подробно изложит Св. Синоду. Его предложения по данному вопросу отличались мудрой опытностью. В осуществлении некоторых намеченных мероприятий встретились многие трудности, но он не отступал от намеченного плана. С огромной энергией занимался архипастырь порученным делом и достиг больших успехов. Много содействовал успеху дела пример его личной жизни и различные чудесные явления, происходившие по его молитвам. Сердце казанского архипастыря всегда было преисполнено милосердием ко всем нуждающимся без различия национальностей. В голодные годы архиеп. Филарет, раздав все свое состояние, брал взаймы, но не прекращал помогать голодающим. Оказывая помощь от себя, он располагал к этому и богатых людей Казани. Во все трудные периоды жизни он всегда был среди паствы. Так во время страшного бедствия - холеры архиеп. Филарет ежедневно сам совершал божественную литургию в течение 40 дней и составил в этот период специальное молебное пение.

В деле воспитания паствы в духе благочестия основным мероприятием святитель считал строительство храмов и чтение проповедей. При обзора епархии сам архиепископ почти везде говорил проповеди, причем проповедывал без всякой подготовки. Признавая важность проповеди в деле духовного воспитания паствы, архиеп. Филарет сам лично, с особым вниманием рассматривал проповеди воспитанников семинарии.

В Казани архиеп. Филарет обратил в православил более 5000 язычников. Вместе с выполнением основной своей задачи по обращению иноверцев казанский архипастырь не оставлял без внимания и раскольников, проживавших в его епархии.

В отношении ко всей своей пастве святитель, несмотря на чрезвычайную загруженность работой, оставался таким же внимательным и чутким ко всем нуждам, мудрым наставником и также был полон ревностного усердия к богослужениям, как и прежде в Калуге. Посещал монастыри, в которых своими беседами, полезными советами и указаниями старался укреплять дух благочестия у их обитателей.

С отеческой заботой и вниманием следил святитель за состоянием духовных учебных заведений епархии. В его бытность архиепископом казанским в учебных заведениях произошло много положительных перемен, облегчивших жизнь их воспитанников. Он сам вносил большие пожертвования в пользу учебных заведений и располагал к этому других. Помимо существовавших до него учебных заведений, архиеп. Филарет открыл уездные и приходские училища в городах: Чистополе и Свияжске в 1829 г. и в 1833 г. - в Сызрани и Самаре. В учебные заведения он старался подбирать преподавательский состав достойного поведения, знающий свое дело.

В 1836 г. архиеп. Филарет был вызван в С.-Петербург для присутствия с Св. Синоде, где в то время решался вопрос о воссоединении униатов.

По пути в Петербург архиепископ посетил Воронеж и содействовал епископу воронежскому Антонию в устройстве монастыря в честь святителя Митрофана. Еп. Антоний предсказал Филарету о скором назначении его в Киев. Это предсказание вскоре сбылось. По прибытии в Петербург он был назначен сначала на Ярославскую кафедру , но еще до выезда в Ярославль Филарет получил новое назначение. 18 апреля 1837 г. он был назначен митрополитом Киевским .

Митрополит Киевский

20 лет продолжалось служение митр. Филарета на Киевской кафедре . За этот период времени с новой силой раскрылись замечательные черты его как доброго пастыря и мудрого наставника, заботливого воспитателя молодежи, отзывчивого помощника бедным и сиротам и особенно усердного молитвенника за всех.

В первые годы по вступлении на Киевскую кафедру митрополиту Филарету встретилось много трудностей. Это было время воссоединения униатов. Нежелавшие воссоединения лица старались всячески вредить укреплению православия и различными ложными слухами старались поселить среди народа недоверие к духовенству православных церквей. Во избежание подобных явлений митр. Филарет старался назначать в приходы, где население состояло из католиков и православных, священнослужителей достойных и опытных. Он выступал в защиту духовенства перед лицом гражданской власти, с полным знанием дела изложил создавшееся положение и указал источники распространения ложных доносов на духовенство. В это же время митр. Филарет активно участвовал в обсуждении вопроса о материальном обеспечении сельского духовенства, защищая положение 1842 г., по которому сельское духовенство обеспечивалось землями, домами и единовременным пособием от прихожан.

Значительное место, как и прежде, в деятельности митр. Филарета занимали духовные учебные заведения епархии как с точки зрения воспитания в них достойных пастырей Церкви, так и со стороны материального обеспечения воспитанников.

По ходатайству архипастыря в Киеве было открыто Киево-Софийское духовное училище , в распоряжении которого преосвящ. Филарет передал 3-этажный митрополичий дом и на свои средства содержал 40 учеников этого училища из 110 принятых. Этому училищу он уделял наибольшее внимание из всех учебных заведений епархии. Он интересовался всеми сторонами жизни воспитанников: учебно-воспитательной, материальной, бытовой и культурной. Но интересовался он не как простой наблюдатель, а как активный участник и помощник, оказывая свое содействие во всех необходимых делах. Такие заботы оправдали себя. Из стен училища вышли сотни достойных служителей Церкви, оно подготовило большое количество воспитанников для поступления в Киевскую семинарию , где они показали себя лучшими среди других воспитанников.

По отношению к Киевской духовной семинарии заботы митр. Филарета состояли главным образом в обеспечении религиозно-нравственного воспитания будущих служителей Церкви и усовершенствовании учебного процесса. Он передал семинарии свою личную библиотеку и распорядился о передаче ей же библиотеки Киевского Николаевского монастыря . При нем значительно увеличилось число воспитанников семинарии. При вступлении его на епархию из 1213 священников было только 377 окончивших семинарию, а к концу его святительства - 887.

Под непосредственным руководством митр. Филарета было написано инспектором Киевской семинарии архим. Антонием (племянником высокопреосвящ. Филарета) и вышло в свет в 1848 г. учебное пособие для семинарии по догматическому богословию.

Этот труд получил всеобщую положительную оценку.

Чтобы лучше следить за состоянием всех духовных учебных заведений, митр. Филарет требовал предоставления ему еженедельно подробного отчета о положении дел в каждом учебном заведении. Эти отчеты должны были лично представлять сами руководители учебных заведений одновременно все. При этом путем обмена мнениями избиралось лучшее из практики одних руководителей и предлагалось другим для руководства.

Что касается Киевской духовной академии , протектором которой был митр. Филарет, то можно сказать, что двадцатилетний период его протекторства был периодом особенного процветания ее в деле науки и духовно-нравственного развития. В этот период она привлекала в свои стены представителей других стран и даже иных вероисповеданий. По окончании академии они покидали нашу страну с чувством глубокой благодарности ко всем воспитателям и особенно к великому архипастырю, окружавшему их своей заботой и вниманием.

Особенное внимание митр. Филарет обращал на преподавательский состав академии, на характер и содержание лекций. На ректорскую и другие руководящие должности он старался назначать людей, хорошо знавших особенности и привычки местного края. Достойную смену преподавателям он стремился подготовить из числа воспитанников самой академии.

Высокопреосвящ. Филарет был известен всей стране как деятельный покровитель развития просвещения. Это обращало на него внимание многих учебных заведений России, которые считали за большую честь быть под его покровительством. Благодаря этому, он был почетным членом Академии Наук, Московского общества истории и древностей, четырех духовных академий (Киевской, С.-Петербургской, Московской и Казанской), а также трех университетов (Киевского, Московского и Казанского). Он был не просто формально почетным членом, но и активно интересовался и участвовал, в частности, в жизни Киевского университета. И другие светские и военные учебные заведения Киева не оставались без его внимания.

Не менее важным предметом забот митр. Филарета было благоустройство и благосостояние Киево-Печерской Лавры , которая стала излюбленным местом его пребывания с первых же дней приезда в Киев. Поселившись в Лавре, митр. Филарет занялся устройством внутренней жизни лаврской обители по правилам монашеского жития, установленного основателями Лавры - преподобными Антонием и Феодосием Печерским. Он запретил отвлекать братию монастыря на полевые работы, строго следил за нравственным состоянием братии, постоянно наставляя ее (братию) своими добрыми и мудрыми поучениями. Вскоре и братия стала относиться к своему архипастырю с благоговейным почитанием и любовию. Современники говорили о нем: "Мы знали его, как доблестнейшего подвижника, умевшего притом и воспитывать подвижников".

Схима

Пример, достойный подражания, представляла личная святоподвижническая жизнь митр. Филарета. Это был великий молитвенник, тайно принявший на себя подвиг схимонашества 13 августа 1841 г. При точном и ревностном исполнении обязанностей, возлагаемых званием и долгом общественного служения, высокопреосвящ. Филарет с особой строгостью исполнял все уставы и правила иноческого жития. Стремясь к уединению, он летом большую часть времени проводил в Голосьевой пустыни, которая находилась недалеко от Киева. Здесь он вел себя, как самый простой инок. На его средства в этой пустыни была устроена каменная церковь. Отличительными чертами личности митр. Филарета было его глубочайшее смирение и нестяжательность. С раннего детства он привык довольствоваться малым и так продолжалось всю жизнь. Он не делал сбережений, а все, что имел раздавал неимущим, сам оставаясь без копейки. Так было во время посвящения его во епископа, когда он получив назначение на епархию не мог выехать из-за неимения средств и вынужден был занять деньги на дорогу у своего студента. А смирение его было таково, что даже келейник мог отругать его за расточительность, которая заключалась в бесконечной милостыни нищим и помощи всем нуждавшимся. Нищие были постоянными посетителями его дома, так что даже келейники смущались этим перед знатными личностями, посещавшими митрополита, а он только радовался.

По-прежнему большое внимание уделял митр. Филарет и делу строительства, благоустройства и обновления храмов, преодолевая при этом все преграды со стороны лиц, недовольных его деятельностью. Большую помощь в этом деле оказывали благотворители, вносившие значительные суммы на обновление храмов.

Митр. Филарет содействовал устройству вокруг Лавры каменной стены, а также разрешил занять имеющиеся на территории Лавры помещения под гостиницу, странноприимницу и лечебницу. Высокопреосвящ. Филарет активно участвовал в делах Св. Синода , членом которого он был с 1836 г. до освобождения его от этой должности по его просьбе в 1842 г. Этот период был особенно насыщен событиями в делах Высшего Церковного Управления. По указанию Св. Синода он был организатором и главным участником торжества, происходившего в Витебске в 1839 г. по случаю воссоединения униатов.

Митр. Филарет пользовался известностью не только в России, но и за границей. Он вел переписку с патриархами Иерусалимским, Константинопольским, Александрийским и Дамасским.

До самых последних дней своей жизни Киевский архипастырь был неутомим как в трудах святительского служения, так в подвигах иноческой жизни и переносил эти трудности и подвиги с удивительной бодростью, укрепляемый помощью свыше.

С 1855 г. после тяжелой болезни он стал часто подвергаться различным недугам, которые встречал как предвестники близкой кончины, но переносил их с терпением и благодушием и радовался приближению переселения в жизнь вечную. Он часто говорил: "Я вижу Господь скоро позовет меня к Себе". Такая уверенность архипастыря не обманула его. 1857 г. он встретил на одре болезни. Болезнь по временам отпускала его, но не надолго. "Храмина тела моего разрушается", - говорил он. Последнюю литургию митрополит совершил 6 декабря 1857 г. С этого времени он находился только в своих покоях, каждый день слушал божественную литургию в домовой церкви и причащался св. Христовых Таин. До самого момента кончины сознание не оставляло митрополита. И он, находясь в очень тяжелом состоянии, приказал пускать к нему всех приходящих без исключения, продолжал интересоваться делами и общественной жизнью, давал советы и указания.

21 декабря 1857 г. в девятом часу вечера высокопреосвящ. митрополит Филарет скончался.

Погребение совершалось 29 декабря согласно его завещанию в надпещерной церкви Воздвижения Креста Господня.

В заключение можно сказать, что святитель Филарет был образ "словом, житием, любовию, духом и чистотою". Истый монахолюбец, пламенный ревнитель святого подвижничества. Творец Иисусовой молитвы. Постник в строжайшем смысле. Обладал даром духовного ведения и исцеления, даром чудотворения, даром замечательной памяти и дерзновенной молитвы. Удостоился многих благодатных откровений и видений.

Навеки незабвенен его подвиг основания Иоанно-Предтеченского скита в Оптиной пустыни, явившегося рассадником истинных ревнителей отшельничества и старчества.

Никогда не пропускал слушание литургии, а последние три года ежедневно причащался св. Таин.

Строгий к себе во всем и особенно в образе жизни высоко подвижнической, он в отношении к другим был весьма снисходителен и милостив и прибегал к мерам строгости только в исключительных случаях.

Его нищелюбие вошло в пословицу и называли его не иначе, как "Филаретом Милостивым".

Сильный, глубокий ум, основательность суждения и проницательность, высокий дух веры и благочестия в строго православном направлении и вместе с тем простота, кротость и приветливость ко всем служили отличительными чертами характера архипастыря и внушали к нему общее внимание и глубокое уважение, даже более того - благоговение.

Митр. Филарет был более практик, чем теоретик, был выразитель идеи православия и монашества более в жизни, нежели в литературной деятельности. Однако и в учено-литературном отношении он остался не без следа в истории Русской Церкви, за что, также как и за покровительство просвещению, был избираем в действительные и почетные члены различных обществ и учреждений. Митр. Филарет состоял членом Императ. Российской академии, Императ. московского общества истории и древностей российских, конференций духовных академий киевской, с.-петербургской и московской и Императ. университетов киевского и казанского. Кроме лекций по догматическому богословию и истолковаиельному чтению Св.Писания, тщательно и самостоятельно обработанных и имевших немаловажное значение, особенно при начале ученой деятельности преобразованной Московской духовной академии, кроме разного рода более или менее пространнных мнений по вопросам церковным, писем и т.п., не предназначавшихся к печати, от митр. Филарета осталось немало и печатных трудов. Личные черты характера митр. Филарета ясно представляются в его произведениях, особенно же его простота, задушевность и возвышенная степень благочестивой настроенности, при строгости православных воззрений и глубине разумения духа и буквы Св.Писания.

Почитание

После причисления святителя Филарета-Феодосия к лику местночтимых святых в нескольких соборных памятях, его имя было внесено во всероссийский месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 8 декабря 2005 года.

Труды

"Слово в день Вознесения Господня", произнесенное в 1814 г.;

"Слово в Великий Пяток", говоренное в 1815 г.;

другое "Слово в Великий Пяток", говоренное в 1818 г. в Новоиерусалимском монастыре;

"Слово при отпевании московского архиепископа Августина" (Виноградского), произнесенное 10 марта 1819 г.;

"Слово на новый 1822 год" и др.;

"Беседы на пятую, шестую и седьмую главы святого евангелиста Матфея" (4 издание, Москва, 3-е изд. 1831, 4-е изд. 1837);

"Беседы на V, VI, VII, VIII, IX, X и XI главы святого евангелиста Матфея" (Киев, 1842);

"Беседы на евангелие Иоанна" (т. I, Киев, 1847);

"Слова и речи, говоренные в разные времена" (т. 1 - 3, Киев, 1857; новое издание, ib., 1883);

"Евгений, митрополит киевский и галицкий" (в XIX книге "Временника московского общества истории и древностей", 1857).

Библиография

Русский биографический словарь: В 25 т. /А.А. Половцов. - М.,1896-1918. - Т. "Фабер - Цявловский". - C. 77

Сергий (Василевский), архим. Высокопреосвящ. Филарет, в схимонашестве Феодосий, митр. Киевский и Галицкий и его время, в 3-х томах. Казань, 1888.

Леонид, иером. История церк. в пределах Калуж. губ. и калуж. иерархия. Калуга, 1876, с. 196, 203.

Благовещенский И., прот. Архиеп. Евгений (Казанцев). М., 1875, с. 50-51.

Бочкарев Две могилы, с. 16 и 17 и прим.

Геронтий, архим. Источ. опис. Волоколамского монастыря, с. 115.

Захарченко М.М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 100, 106, 112, 118, 194, 210, 287.

Никанор (Каменский), архим. Казанский сборник статей. Казань, 1909, с. 483, 484, 516-517.

Орлов Г. Филарет Амфитеатров; митр. Киевский, как проповедник. М., 1908.

Чернавский Н. Оренбургская епархия, вып. X. Оренбург, 1903, с. 133-135.

Поселянин Е. Русские подвижники 19 в., изд. 3 доп., с. 207, 208, 226. СПб, 1910.

Его же На молитве. Петроград, 1916, с. 470.

Его же Идеалы христ. жизни, с. 202.

Савва, архиеп. Хроника моей жизни, 1901, т. III; 1902, т. IV; 1904, т. V; 1906, т. VI; 1911, т. IX.

Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 20.

Гатцук Календарь на 1883 г., с. 135.

Голубинский, с. 578.

Толстой Ю., № 233.

Булгаков, с. 1401, 1403, 1411, 1418.

Денисов, с. 292, 307, 474, 633.

Списки архиереев, № 233.

Записки Трубецкого С.П., СПб, 1906, с. 210 и прим. 97, 101.

Житие Филарета, митр. Киевского. Киев, 1858.

Юбилейный сборник, с. 7, 1, 4, 5, 233-251, 527, 606, 607, 696.

Письма Филарета, митр. Московского к высоч. особ. и др. лицам. Тверь, 1888, с. 15-18, 132, прим. 3; ч. II, с. 57, прим. 1.

Юбилейный сборник: речи, слова и беседы Иоанникия, митр. Киевского и Галицкого. СПб, 1899.

Летопись Е. А., с. 827.

Обозрение епархии Ионафаном, еп. Яросл. и Рост. Ярославль, 1881, с. 82.

Калуж. еп. вед., 1884, № 6-11, 14, 17-19.

Владим. еп. вед., 1865, № 18 и 24.

Древн. и Новая Россия, 1876, т. II.

Киевлянин, 1884, № 185.

Дух. беседа, 1858, т. II, № 16.

Север. пчела, 1858, № 71.

Приб. к Ц. В., 1907, № 50, с. 2215-2221.

Душеп. размышл., 1884, с. 366-367.

-"- 1885, с. 321.

-"- 1898, с. 304.

Воскр. чтение, 1857-1858, ч. XXI, 42, 45, 50, 52.

-"- 1865, кн. 10.

-"- 1895, ч. III, с. 518.

Душеп. собес., 1898, вып. X, с. 304.

Истор. вестн., 1883, сентябрь, с. 542, 544, 547, 552, 554-555.

-"- 1892, сентябрь, с. 654.

-"- 1895, февраль, с. 639.

-"- 1896, апрель, с. 182.

-"- 1900, сентябрь, с. 365-368.

-"- 1906, январь, с. 326; апрель, с. 265.

Прав. собес., 1867, январь, с. 64.

-"- 1876, июль, с. 1-24.

-"- 1879, февраль, с. 83-110.

-"- 1897, декабрь, с. 118.

-"- 1899, июнь, с. 354.

-"- 1907, сентябрь, с. 40, прил.

-"- 1908, май, с. 622.

-"- 1909, март, с.

-"- 1915, октябрь

Изв. Казан. еп., 1876, № 11, с. 342-344.

-"- 1878, № 8, с. 198.

-"- 1879, № 20, с. 588.

-"- 1883, № 6, с. 188 п/с.

-"- 1885, № 22, с. 822-823.

-"- 1888, № 23, с. 536.

-"- 1897, № 1, с. 32.

-"-1907, № 44, с. 1366; № 47, с. 1482-1492.

-"- 1908, № 6, с. 186-189, 216-223.

Прав. обозрен., 1868, декабрь, с. 371.

Рус. инок, 1912, вып. 59, с. 37-38.

Рус. старина, 1873, январь, с. 111.

-"- 1876, май, с. 157-158.

-"- 1880, май, с. 117; июль, с. 609.

-"- 1881, ноябрь, с. 581.

-"- 1882, август, с. 295; февраль, с. 336.

-"- 1885, октябрь, с. 159 п/с. 4.

-"- 1886, июнь, с. 710.

-"- 1904, февраль, с. 276; сентябрь, с. 661.

Христ. чтение, 1872, май, с. 71-150; июнь, с. 183-229; ноябрь, с. 377-419.

Труды К. Д. А.,1884, май, с. 69-102.

-"- 1885, июль, с. 435.

-"- 1890, август, с. 610, 615.

-"- 1901, № 12, с. 418-419.

-"- 1908, № 21, с. 866.

Вестн. Европы, 1873, т. 6, с. 252.

Рус. архив, 1887, кн. 2-я, с. 458 (Филарет, архиеп. Черниговский); кн. 3-я, с. 288 (К истории правосл. в Прибалт. крае).

-"- 1893, кн. 2-я, с. 149 ("Из писем А.Н. Муравьева к С.Д.Нечаеву").

-"- 1895, кн. 2-я, № 6, с. 142; № 7, с. 277-278.

-"- 1899, кн. 1-я, № 3, с. 417; № 4, с. 669; кн. 2-я, № 6, с. 204-208, 212 п/с. 6, 215 п/с. 1.

-"- 1898, кн. 1-я, с. 304 п/с. 5 ("Два письма архим. Виталия Щепетова к архим. Филадельфу Пузыне"); кн. 3-я , с. 58 п/с. 1, (Дневник М.С. Ребелинского); с. 85 ("Памятные записки игум. Евгении Озеровой").

Рус. архив, 1900, кн. 3-я, № 10, с. 26, 236.

-"- 1903, кн. 1-я, № 3, с. 378.

-"- 1904, кн. 1-я, № 4, с. 648-649.

-"- 1910, кн. 3-я, № 12, с. 589.

Ж. М.П., 1945, № 12, с. 44-45.

-"- 1954, № 4, с. 47.

-"- 1958, № 2, с. 19, 52-56.

Ж. П. Б., т. I, с. 212; т. III, с. 149, 221, 223, 229-231; доп. том II, с. 370-387; т. IV, с. 296; т. VII, с. 37-46, 51; т. XI, с. 97-110, 509; доп. I, с. 596-600; т. XII, с. 519-520; 576-822; доп. II, с. 551-553.

БЭЛ, т. VII, с. 716-717; т. VIII, с. 111; т. X, с. 608-609.

БЭС, т. II, с. 1139, 1164, 1330, 1973, 2233, 2404.

ЭС, т. 35-а, с. 737-738.

РБС, т. XXI, с. 77-79.

Н. Д., с. 16, 24, 36, 50, 69.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3507

http://www.rulex.ru/01210125.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.