Значение слова АГИАСМА в Православной энциклопедии Древо

АГИАСМА

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Агиасма (греч. agiasma — святыня; церковнослав. агиасма — святая вода)

1. Греческое слово agiasma, искусственно созданное при переводе Ветхого Завета и не встречающееся у античных авторов, в Септуагинте (перевод Ветхого Завета с еврейского на древнегреческий, сделанный в III в. до н.э. ) передается в значениях «святое место, святилище», «священное приношение, святыня». Авторы I - IX вв. — Филон Александрийский , Климент Александрийский , Ориген , Евсевий Кесарийский , Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Дидим Слепец , Феодорит Кирский , Феодор Студит — употребляли эту лексему в основном в тех же значениях. Словарь «Суда» ( X в.) толкует это слово как храм. Однако уже в III - IV вв. стали появляться новые смысловые оттенки: например, Климент Александрийский метафорически именовал Христа «Агиасма знания»; этим же словом (часто во мн. ч.) называют Святые Тайны святители Василий Великий , Григорий Чудотворец , Григорий Нисский , преподобный Иоанн Дамаскин .

2. В более узком значении — «святое миро , святая вода » это слово начинает употребляться византийскими авторами: Кирилл Скифопольский ( VI в.) в «Житии святого Евфимия» сообщает о помазании миром («агиасма») от раки с мощами на могиле святого Евфимия; святитель Фотий , Патриарх Константинопольский ( IX в.), в «Библиотеке» приводит рассказ Ефрема , Патриарха Антиохийского ( VI в.), о чудесном источнике святого мира; встречается слово «агиасма» в эпиграмме Христофора Митилинского ( XI в.) «На честные останки святого Пантелеимона, источающие агиасму»; святитель Григорий Нисский так называет мощи святых; в сочинениях, приписываемых Иоанну IV Постнику , Патриарху Константинопольскому ( VI в.), и в Номоканоне «агиасма» называется святой водой, а в трактате «О церемониях византийского двора» императора Константина VII Багрянородного ( X в.) «агиасма» обозначает воду источника храма Богородицы во Влахернах и богоявленскую воду. В богослужебных книгах этим словом обозначается святая вода .

Церковнославянский язык воспринял это слово в значении «святая вода»: «Агиасма еже есть освященная вода» (Дубенский сборник, XVI в.). Обычно Агиасма обозначает святую воду только великого водоосвящения; часто употребляется сочетание « великая Агиасма ». Иногда встречающееся новообразование « малая Агиасма » обозначает святую воду малого водоосвящения.

Великая Агиасма , т.е. богоявленская вода или вода таинства Крещения , является одной из главных святынь Православной Церкви и имеет широкое литургическое употребление. Эту воду пьют в случае канонических или иных препятствий к Причащению Святых Тайн. Современный Требник предписывает в этих случаях вкушать натощак Агиасму и антидор . В Чиновнике новгородского Софийского собора предписано не вкушать на литургии после Причащения даже теплоты и антидора до окончания чина водоосвящения в день накануне Богоявления, с тем чтобы вкусить великой Агиасмы натощак. Оставшаяся после совершения таинства Крещения, эта освященная вода выливается в «место непопираемое».

В XV - XVII вв. на Руси существовал особый чин Причащения богоявленской воды, «егда несть леть причаститися животворящих Христовых Тайн, Плоти и Крови», совершавшийся «по совету духовного настоятеля, егда время повелит».

О чудесных свойствах богоявленской воды упоминает уже святитель Иоанн Златоуст : «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год... Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но... целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников».

Использованные материалы

М. С. Желтов, А. Ю. Никифорова Православная энциклопедия. Т. 1. Агиасма. с. 250-251.

http://www.minds.by/index.php?link=nomera/16/st16_11&section=61

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.