Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Патриарх (πατριάρχηζ – родоначальник) – титул главы поместной Церкви в некоторых православных Церквах.
Патриарх избирается поместным собором . Титул установлен Четвертым Вселенским собором в Халкидоне в 451 году.
На Руси патриаршество было учреждено в 1589 г.; в 1721 г. – упразднено и заменено на коллегиальный орган – Синод ; в 1918 г. – восстановлено.
В настоящее время существуют следующие православные патриархаты: Константинопольский ( Турция ), Александрийский ( Египет ), Антиохийский ( Сирия ), Иерусалимский , Московский , Грузинский , Сербский , Румынский и Болгарский .
Патриархи в церковной истории
Титул патриарха, присвоенный у иудеев председателю синедриона , в христианской церкви принадлежал сначала всем епископам . С V века титул патриарх усвояется главенствующим епископам, находившимся к митрополитам известного округа в таких же отношениях, в каких митрополиты стояли к епископам своей провинции.
О таких главенствующих епископах говорится уже в шестом каноне Первого Вселенского собора ( 325 ), прямо называющем епископов римского, александрийского и антиохийского. Второй Вселенский собор ( 381 ) постановил, что константинопольский епископ по преимуществам чести должен следовать за римским епископом, так как город его есть Новый Рим; тем же собором епископу константинопольскому был подчинен фракийский диоцез . В действительности влияние и власть константинопольского епископа простирались и на Малую Азию , и на Понт .
Халкидопский собор ( 451 ) санкционировал власть константинопольского епископа над Фракией , Азией и Понтом, экзархи которых, потеряв свое прежнее значение, стали в подчиненные отношения к константинопольскому епископу.
Тот же собор приравнял епископа иерусалимского к епископам александрийскому и антиохийскому. Таким образом явилось пять главенствующих епископов, или патриархов. По преимуществам чести первое место между ними принадлежало римскому епископу, за которым шли патриархи константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский.
В отличие от других епископов, патриархи пользовались некоторыми специфическими одеждами, как-то: посох , поллиставрий , саккос , стихарь с гаммами и треугольниками. В отношении власти все пять патриархов признавались друг от друга независимыми и между собой равными, что особенно рельефно выразилось в т.н. «теории пяти чувств», господствовавшей на Востоке с середины IX в.
Проводя параллель между организмами церковным и человеческим, теория эта уподобляла патриархов пяти чувствам, которыми руководится тело церкви и из которых каждое в отдельности имеет свою сферу деятельности. Теория эта, однако, не соответствовала действительности. Не говоря уже об особом положении римского епископа, и между четырьмя восточными патриархами никогда не было равенства.
В V в. александрийский патриархат обнимал 6 провинций (весьма обширных и богатых), антиохийский патриархат – 15, константинопольский патриархат – 28, иерусалимский патриархат – только три провинции, незначительные и бедные. Еще большее значение имело исключительное положение константинопольского патриарха как епископа столицы. Уже Халкидонский собор установил, что жалобы на митрополитов могут быть подаваемы как местному, так и константинопольскому патриарху. Влияние последнего тем больше распространялось вне пределов его диоцеза , чем чаще император отсылал на его заключение важнейшие церковные дела.
Впоследствии константинопольский патриарх сделался единственным посредником между императором и епископами, прибывавшими в столицу. Значение патриарха александрийского, антиохийского и иерусалимского, сравнительно с константинопольским, слабело и потому, что около середины VII в. первые три патриархата подпали под власть мусульман и константинопольский патриарх сделался единственным патриархом византийской империи . Правда, Трулльским собором постановлено было, что ничьи иерархические права не могут подвергнуться стеснению «вследствие порабощения от неверных»; но постановление это не могло изменить фактического положения вещей.
Исключительно влиятельное положение константинопольского патриарха возбудило в нем стремление к духовному господству над всей церковью. Такими стремлениями особенно отличался патриарх Фотий , перу которого приписывают и постановления о патриаршей власти в « Эпанагоге » имп. Василия Македонянина и его сыновей Льва и Александра ( 884 - 886 ). По этим постановлениям, престол константинопольский призван «рассматривать и исправлять возникающие при других (патриарших) кафедрах несогласия», а равно имеет право давать ставропигии в пределах не только своего, но и других патриархатов. «Эпанагога», однако, осталась только проектом; ее постановления о патриаршей власти не вошли в « Базилики ».
Стремления константинопольского патриарха к главенству над всем христианским миром выразились в титуле «вселенский патриарх» (οίκουμενικὸζ πατριάρχηζ), который впервые стал прилагаться к константинопольскому патриарху при Иоанне Каппадокийском (начало VI в.), а окончательно вошел в употребление при Иоанне Постнике ( 587 ), что вызвало резкий протест со стороны папы Григория Великого .
В византийскую эпоху четыре восточных патриархата имели однообразную организацию. Собор патриархата, т.е. собор епископов, подчиненных патриарху, принимал церковно-диспиплинарные меры, общие для всего патриархата, составлял судебную инстанцию, высшую по отношению к провинциальным соборам и митрополитам, постановлял решения по важным вопросам административного характера. Собор при константинопольском патриархе обыкновенно составлялся в форме т.н. домашнего собора (σύνοδοζ ὲδημοΰσα), к участию в котором привлекались все проживавшие в данный момент в Константинополе епископы, без различия патриархата, к которому они принадлежали.
В такой же форме домашнего собора составлялся патриарший собор и при других восточных патриархах. Лично патриарх имел право высшего надзора за соблюдением канонов и церковных законов, право созвания собора, право руководительства собором в качестве председателя его, право посвящения митрополитов. Право посвящения епископов принадлежало митрополитам, за исключением александрийского патриархата, где патриарх всегда удерживал за собой право рукополагать всех вообще епископов (т.е. не только митрополитов, но и их суфраганов – последних, впрочем, с одобрения первых) во все подведомственные ему города и области.
После падения Византии константинопольский патриарх не только сохранил свою духовную власть, но и признан был со стороны турецкого правительства политическим главой всего православного населения Оттоманской империи , над которым он получил весьма обширную гражданскую юрисдикцию.
С другой стороны, положение константинопольского патриарха сделалось еще менее прочным, чем при византийских императорах. Смены патриарха стали до того часты, что на каждого патриарха в среднем приходилось лишь около двух лет правления. Бывали случаи, что турецкое правительство не колебалось подвергать константинопольского патриарха смертной казни (патр. Парфений в XVIII в., патр. Григорий V в XIX в.).
При тех беспорядках, злоупотреблениях и партийных столкновениях, которыми исполнена история константинопольского патриархата со времени завоевания Константинополя турками, турецкому правительству нередко приходилось выступать в качестве высшего судьи и по таким вопросам, которые совершенно лишены политического характера, например по вопросам церковной обрядности.
В организации патриаршего синода происходили разные изменения. Некоторые митрополиты получили значение постоянных и бессменных членов синода. В 1847 г. Порта желала включить в состав синода трех светских членов, которые участвовали бы в его заседаниях по всем делам, не касающимся догматов и церковной дисциплины; это встретило решительное сопротивление со стороны патриарха и епископов. Одна из позднейших реформ состоит в том, что все митрополиты, подчиненные константинопольскому патриарху, поочередно вступают на известный срок в состав синода, в котором всего должно быть 12 членов. Великий эконом , великий сакелларий , великий скевофилакс , великий хартофилакс и сакеллий заняли при константинопольском патриархе положение, отчасти аналогичное кардиналам при римском папе : по должностному своему рангу они считаются выше епископов, хотя и не имеют епископского сана.
Особенное значение получил великий логофет (хранитель печати), избираемый патриархом и синодом из знатных греков, утверждаемый пожизненно Портою и служащий посредником во всех сношениях патриарха с турецким правительством. Каждый из трех остальных восточных патриархов пользовались в своей сфере действий такими же церковными правами, какие принадлежат константинопольскому в его патриархате, но гражданской власти они не имели никакой. При каждом из них состоит патриарший синод.
Патриарх александрийский, который до VII в. именовался «папою», носит титул «судьи вселенной»; в XVII а XVIII вв. он жил в Каире , в XIX в. снова получил резиденцию в Александрии ; викарием его считается ксанфопольский епископ.
Патриарх антиохийский, носящий титул «Патриарха великого града Божия Антнохии и всего Востока», имеет пребывание в Дамаске . Патриарх иерусалимский, носящий титул «Патриарха Св. града Иерусалима и всей Обетованной земли», часто жил не в Иерусалиме, а в Константинополе или в других турецких городах.
Важнейшим явлением во внешней истории Восточной церкви является выделение из константинопольского патриархата поместных автокефальных церквей , которые при этом до XIX в. получали организацию по типу патриархатов. Первая такая церковь явилась в Болгарии , где с конца IX до начала XI вв. существовал доростольский патриархат , а с конца XII до начала XIV вв. – тырновский патриархат . В XIX в. болгарская церковь, отделившись от константинопольского патриарха, стала под власть экзарха , т.е. тоже получила организацию по типу патриархата, тогда как другие автокефальные церкви , отделившиеся от константинопольского патриарха в XIX в., получили синодальное устройство ( элладская , румынская , сербская ).
В Сербии с XIV в. по 1766 г. существовал печский патриархат . О патриархе в России см. Патриаршество в России . Арсений (Черноевич) был основателем сремско-карловацкого сербского патриархата в Венгрии .
С точки зрения восточного церковного права римский папа также рассматривался как патриарх, и притом единственный патриарх Запада; но Рим никогда не становился на эту точку зрения. Папа Николай I в 866 г. на вопрос болгарского князя Бориса : «кто истинные патриархи?» ответил: епископы Рима, Александрии и Автиохии, так как эти церкви имеют апостольское происхождение.
Римская церковь не признавала тех канонов вселенских соборов, которые возвышали власть константинопольского епископа ввиду политического значения города Константинополя . В настоящее время католическая церковь различает больших патриархов (patriarchae majores) и меньших патриархов (patriarchae minores). К первым относятся патриарх константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский. Должностные лица с названными титулами существуют в Римско-католической церкви с XIII в., со времени Латинской империи , когда восточные патриаршие кафедры были замещены латинянами, что, однако, не мешало православным грекам иметь своих собственных патриархов Латеранский собор при Иннокентии III ( 1215 ) регулировал положение латинских патриархах Востока таким образом, что они присягают в верности и повиновении папе и остаются затем при всех правах, усвояемых патриархам восточным церковным правом.
Латинские патриархи живут в Риме, за исключением иерусалимского, который с 1847 г. имеет пребывание в месте своей кафедры. В Риме существуют пять патриарших церквей (basilicae majores sive patriarchales), которые своей совокупностью должны служить видимым выражением идеи универсальности и единства католической церкви; из них церковь латерансхая рассматривается как кафедральная церковь епископа римского – патриарха Запада, церковь S. – Pietro in Vaticano – патриарха константинопольского, S. – Paolo fuori Ie mura – патриарха александрийского, S. – Maria maggiore – патриарха антиохийского и S. – Lorenzo fuori Ie шита – патриарха иерусалимского. К меньшим патриархам принадлежат: 1) некоторые западные епископы, которыми патриарший титул усвоен в виде почетного отличия (епископы венецианский, лиссабонский), 2) духовник испанского короля, носящий почетный титул патриарх Вест-Индии (Indiarum Occidentalium), и 3) высшие епископы восточных церквей, состоящих в унии с Римом (патриарх греко-мелкитов в Дамаске , маронитов в Ливане , сирийских яковитов в Сирии , халдеев в Ираке , армяно-католический патриарх в Киликии ). Звание патриарха существует и в церквах армяно-григорианской (патриарх – католикос ) и коптской , а также у несториан .
Использованные материалы
Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т. , Большая Российская Энциклопедия, 1995.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент