Значение ВЛАДИМИР (БЛАГОРАЗУМОВ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое ВЛАДИМИР (БЛАГОРАЗУМОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Владимир (Благоразумов) ( 1845 - 1914 ), епископ Приамурский и Благовещенский , духовный писатель.

В миру Иосиф Иванович Благоразумов, родился 3 апреля 1845 года в семье диакона Пензенской епархии.

По окончании среднего образования в Пензенской духовной семинарии 14 ноября 1866 года был возведен в сан иерея и назначен священником в уездный город Городище , Пензенской епархии .

В 1878 году овдовел. Желая получить высшее богословское образование, поступил в Казанскую духовную академию в том же году.

В 1882 году окончил курс академии с дипломом кандидата богословия и с правом получения степени магистра.

С 1882 года был смотрителем сначала во втором, а затем и в первом Пензенском духовном училище .

1887 год - преподаватель Волынской духовной семинарии .

14 августа 1888 года принял монашество и занял должность преподавателя Св. Писания в Волынской духовной семинарии . На Волыни иеромонах Владимир обратил на себя внимание своими внебогослужебными чтениями и собеседованиями, которые ввел в уездном городе Кременце . В скором времени он был избран председателем Совета Богоявленского Свято-Николаевского Братства и редактором " Почаевского Листка ".

В 1891 году был переведен в Кишиневскую духовную семинарию , где состоял преподавателем Св. Писания и одновременно был членом Кишиневского миссионерского общества и Трехсвятского Братства .

Будучи преподавателем, иеромонах Владимир защитил диссертацию на тему: "Св. Афанасий Александрийский , его жизнь, учено-литературная и полемико-догматическая деятельность". За это сочинение в 1896 году ему была присвоена степень магистра богословия. По отзыву профессора Л. Писарева магистерское сочинение иеромонаха Владимира послужило к изучению одного из важнейших периодов церковно-исторической жизни IV века, именно, периода борьбы св. Афанасия Александрийского с савеллианством , арианством , еполлинарианством и духоборчеством , - словом с теми ересями, которые на протяжении IV -го века старались распространять в обществе ложное учение о Лице Сына Божия и Св. Духа.

В данном случае автор ставит себе широкую задачу. Все русские биографы, касаясь жизни и деятельности св. Афанасия, обыкновенно не делали более или менее подробного обзора его литературной деятельности. Иеромонах Владимир со своей стороны восполнил этот пробел. В связи с теми или иными фактами жизни и деятельности св. Отца, он указывает и самые литературные произведения последнего. Он довольно обстоятельно, хотя и в сжатой форме, передает содержание их, отмечает особенности их догматико-полемического характера, устанавливает более или менее определенно вопрос о времени их написания и действительной принадлежности их св. Афанасию. В этом последнем отношении сочинение иеромонаха Владимира по справедливости может считаться заметной новинкой в нашей бедной патриотической литературе, хотя и не имеет самостоятельного характера.

В 1897 году в декабре иеромонах Владимир был переведен на должность старшего цензора Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета с возведением в сан архимандрита .

4 февраля 1901 года хиротонисан в Казанском соборе Санкт-Петербурга во епископа Сарапульского , первого викария Вятской епархии .

5 апреля 1902 года назначен епископом Михайловским , викарием Рязанской епархии . На этой кафедре владыка Владимир пробыл до 3 ноября 1906 года, когда был назначен епископом Приамурским и Благовещенским .

22 мая 1909 года по болезненному состоянию уволен от управления епархией на покой с правом управления Николаевской Теребенской пустынью Тверской епархии .

Был пожизненным членом Совета Казанской духовной академии .

В 1911 году был освобожден от управления Николаевской Теребенской пустынью с назначением ему местопребывания в Калязинском монастыре той же Тверской епархии.

Известен как духовный писатель. В течение своей многолетней с начала пастырской, а потом учено-педагогической деятельности Преосв. Владимир зарекомендовал себя многими учеными статьями и небольшими назидательными заметками (большей частью проповеднического содержания). Более видными и заметными работами оказываются статьи, посвященные истории и деятельности западно-русского края, например, " Иосиф Семашко , митрополит Литовский, главный деятель по воссоединению западно-русских униатов с Православной Церковью", "Краткий очерк жизни и деятельности преподобного Иова игумена Почаевского" и многие другие. Много статей издано отдельными брошюрами. Все эти статьи собраны автором в особую книгу, составившую объемистый том, как памятник 40-летних трудов его пастырства и архипастырства.

В 1914 году указан, как управляющий Нежинским Благовещенским монастырем .

Скончался в 1914 году в городе Нежине .

Сочинения

"Св. Афанасий Александрийский. Его жизнь, учено-литературная и полемико-догматическая деятельность". Магистерская диссертация. Кишинев, 1895.

"Основы христианского воспитания детей". СПб., 1900.

"Иосиф Семашко, митрополит Литовский, главный деятель по воссоединению Западно-русских униатов с Православной Церковью". СПб., 1900.

Великое дело освобождения южных славян от турецкого ига: (Слова, поучения и речи по поводу событий 1876-1878). СПб., 1900.

Избранные проповеди и статьи религиозно-нравственного содержания. СПб., 1901.

"Чудесные знамения Почаевской иконы Божией Матери".

Св. равноапостольный великий князь Владимир.

Несколько мыслей по поводу воссоединения с Православной Церковью чехов на Волыни.

Краткий очерк жизни и деятельности преп. Иова, игумена Почаевского.

Вечерние духовно-назидательные чтения в Почаевской Лавре. (Мысли и желания по этому поводу).

Пастырские труды за тридцать пять лет служения св. Церкви. (1866-1901). Избранные проповеди и статьи религиозно-нравственного содержания, в 2-х ч. СПб., 1901

"Религиозно-нравственные внебогослужебные чтения и собеседования при Волынской духовной семинарии".

О необходимости воспитания детей в духе православия и русской народности.

Основы христианского воспитания детей. СПб., 1900.

Христианский взгляд на гостеприимство.

Слово в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери. Рязань, 1905.

Свои многочисленные произведения Преосв. Владимир печатал в следующих изданиях:

" Волынский Епархиальный Вестник "

" Почаевский Листок ".

" Церковный Вестник " и " Церковные Ведомости ".

Литература

Проф. Попова А. и доцента Писарева Л. На сочинение преподавателя Кишиневской духовной семинарии иеромонаха Владимира, представленное на соискание сиепени магистра богословия на тему: "Св. Афанасий Александрийский, его жизнь, учено-литературная и полемико-догматическая деятельность". "Прав. Собес." 1898, ноябрь, с. 498.

"Церк. Вед." 1901, № 4, с. 21.

- " - 1902, № 15-16, с. 88.

- " - 1906, 3 46, с. 487.

- " - 1909, № 22, с. 221.

"Приб. к "ЦВ" 1901, № 6, с. 205-208.

- " - 1902, № 15-16, с. 556.

- " - 1911, № 40, с. 1694.

- " - 1911, № 43, с. 1848.

"Церк. Вестн." 1908, № 31, с. 957.

- " - 1908, № 45, с. 1405.

"Изв. Каз. еп." 1914, № 40, с. 1245.

"Прав. Собес." 1897, декабрь, с. 22.

- " - 1900, март, с. 28.

- " - 1902, март, с. 151, отчет.

- " - 1905, сентябрь, с. 12.

- " - 1914, февраль, с. 4 отчет.

"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии

на 1903 год", с. 168.

на 1905 год, с. 146.

на 1906 год, с. 140.

на 1910 год, с. 292.

"Отдых Христиан." 1908 год, август-сентябрь, с. 58.

"Мисс. Календарь" 1907-1908 гг. с. 130.

Прот. Зас. сов. Каз. Д. А. за 1895 год, с. 161.

за 1896 год, с. 498-499.

за 1902 год, с. 35.

Булгаков, с. 1395, 1399, 1411.

БЭС т. I, стб. 532-533,

БЭЛ т. III, стб. 578-586, 1188.

НЭС т. X, тб. 937 и доп. т. I, с. 439.

Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков: Загорск, 1961. Ч. 1.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_867

Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.