Значение СТИЛЬ (ЯЗЫКА) в Большой советской энциклопедии, БСЭ

СТИЛЬ (ЯЗЫКА)

языка, 1) разновидность языка (стиль языка), используемая в какой-либо типичной социальной ситуации - в быту, в семье, в официально-деловой сфере и т.д. - и отличающаяся от др. разновидностей того же языка чертами лексики, грамматики, фонетики.

Определение С. зависит от объёма самого понятия 'язык', а также от центрального понятия - норма языковая . Если нормой признаётся вообще правильная, неискажённая общенародная речь, то С. определяется как разновидность общенародного языка (тогда С. будет также просторечие ) . Если же норма понимается более узко - лишь как литературно-правильная речь, то С. определяется как разновидность литературного языка. Соответственно варьируется и классификация С. При первом понимании выделяется центральный - нейтрально-разговорный С., по отношению к которому остальные С. характеризуются как стилистически 'отмеченные', окрашенные; при втором - под нейтральным пластом языка понимается общая часть всех С., с которой в различной пропорции соединяются в каждом С. 'отмеченные' стилистические средства.

В современных развитых национальных языках существуют 3 наиболее крупных С.: нейтрально-разговорный (или, при др. классификации, разговорный), более 'высокий' - книжный, более 'низкий' - фамильярно-просторечный. Благодаря этому один и тот же предмет может быть назван и описан в различных стилевых регистрах (ср. 'жизнь' - 'бытие' - 'житьё'), что открывает широкие возможности перед художественной речью. В каждом из основных С. возможны более частные, но уже менее чёткие подразделения: в книжном - научный, газетно-публицистический, официально-деловой и др.; в фамильярно-просторечном - собственно разговорно-фамильярный, просторечный, студенческий жаргон и т.д. Каждый С. закреплен традицией за типовой общественной ситуацией: книжный - за ситуацией официального общения, нейтрально-разговорный - за ситуацией повседневного служебного, бытового общения, фамильярно-просторечный - за ситуацией интимно-бытового и семейного общения. Все С. и подразделения называются иногда в советской лингвистике функциональными С. Некоторые исследователи рассматривают художественную речь как один из функциональных С. - С. художественной литературы в целом.

От собственно стилевых делений языка следует отличать различия эмоционально-экспрессивной окраски языковых средств (нередко также называемых 'стилистическими'), которые могут быть представлены в пределах одного и того же С. и выражаются в таких оценках, как 'высокое, возвышенное', 'торжественное', 'нейтральное', 'сниженное', а также 'грубое', 'ироническое' и т.п. Исторически 'возвышенное' тяготеет к книжному, а 'сниженное', 'грубое' - к фамильярно-просторечному С.

С. могут быть лишь там, где языковая система предоставляет возможность выбора языковых средств, и поэтому являются категорией исторической; они возникают вместе с понятием нормы. Три основных С. имеют три различных исторических источника. Книжный С. обычно восходит в значительной части к литературно-письменному языку предшествующей эпохи, нередко иному, чем повседневный язык основной части населения, например в России к старославянскому языку , во Франции, Италии, Испании - к латинскому, в республиках Средней Азии - к древнеуйгурскому. Нейтрально-разговорный С. восходит к общему языку народа; фамильярно-просторечный С. в значительной части - к городскому просторечию.

Национальные особенности происхождения и литературной обработки С. сказываются на разном понимании 'нейтральности'. Так, во французском языке нейтральный С. сдвинут в сторону книжной речи, в русском языке, по сравнению с французским,- в сторону разговорного просторечия, т.к. норма французского литературного языка складывалась в эпоху классицизма (17 в.), а русского литературного языка - в эпоху становления реализма (эпоху Пушкина) при различном отношении к демократическим элементам языка. Ломка стилевых ограничений нередко выступает в истории как признак нового литературно-художественного и идейного направления.

Трёхчастное деление С. существовало уже в Древнем Риме, но отождествлялось там с жанром литературы и проводилось лишь в пределах книжно-письменной речи посредством ассоциаций с различными предметами действительности (например, 'воин', 'конь', 'меч' - для 'высокого' С., 'земледелец', 'вол', 'плуг' - для среднего, 'ленивый пастух', 'овца', 'палка' - для 'низкого'). Одна и та же действительность, как правило, не могла быть описана в разных стилевых регистрах.

Изучение С. (см. Стилистика ) на протяжении античности и средневековья входило в круг риторики и поэтики. В 17-18 вв. оно составило предмет 'теории трёх стилей', повсеместно принятой в Европе (ср. учение М. В. Ломоносова в России). В современном значении термин 'С.' появляется в европейских языках в 1-й трети 19 в. в связи с общими идеями историзма, к середине 19 в. термин 'С.' утвердился (Г. Спенсер , Х. Штейнталь ) . С возникновением семиотики было установлено, что категория С. играет важную роль не только в литературе, но везде, где применяется язык, в том числе в науке (М. Фуко и др.).

2) Манера говорить или писать, способ языкового поведения человека в той или иной общественной среде или ситуации (стиль речи). Поскольку С. языка - обобщение особенностей речи типичной социальной ситуации, а С. речи - выбор говорящим или пишущим наличных средств из С. языка, то С. языка и С. речи - одно и то же явление (стиль), только рассматриваемое стилистикой с разных сторон.

3) Вторичный уровень всякой языковой системы, в том числе искусственного языка , возникающий при предпочтительном выборе каких-либо из её средств для определённой цели - информативной, оценочной, предписывающей и т.д. - в рамках одного из трёх модусов употребления языка: семантического, синтаксического, прагматического (см. Семиотика ) .

Лит.: Жирмунский В. М., Национальный язык и социальные диалекты, Л., 1936; Виноградов В. В., Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX вв., 2 изд., М., 1938; Степанов Ю. С., Французская стилистика, М,, 1965; Будагов Р. А., Литературные языки и языковые стили, М., 1967; Вомперский В. П., Стилистическое учение М. В. Ломоносова и теория трех стилей, М,, [1970]: Guiraud P., La stylistique, 6 ed., P., 1970; Foucault M., Les mots et les choses, P., 1971; Morris Ch., Writings on the general theory of signs, The Hague - P., 1971. cm. также лит. при ст. Стилистика .

Ю. С. Степанов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.