(Rimbaud) Артюр (20.10.1854, Шарлевиль, - 10.11.1891, Марсель), французский поэт. Вырос в мещанской среде. Учился в лицее до 1871 (не окончил). Как поэт формировался под воздействием Т. де Банвиля , В. Гюго, особенно Ш. Бодлера. Р. с сарказмом обрушивался на мещанство ('Заседатели'), Вторую империю ('Бешенство кесаря' и др.), религию ('Наказание Тартюфа', 'Зло'), связывая с Республикой надежды на перестройку общества ('Кузнец'). Разочарование в правительстве 'национальной измены' вызвало у него в начале 1871 кризис: приступы отчаяния и показного цинизма сменялись мечтами о сверхъестественном могуществе поэта-ясновидца, способного указать человечеству путь к гармоническому миропорядку. Парижская Коммуна 1871 вернула Р. веру в социальный прогресс. Он стремился принять личное участие в борьбе, создал шедевры революционной поэзии Франции - 'Военный гимн Парижа', 'Париж заселяется вновь', 'Руки Жанны-Мари' (1871). В поэзии Р. развивались реалистическая образность, психологизм, сатира ('Семилетние поэты', 'Бедняки в церкви', 'Сестры милосердия', сатирические стихи т. н. 'Зютистского альбома'). Наступление реакции тяжело сказалось на душевном состоянии и дальнейшем творческом пути Р.
Переход к символизму обозначился в 'Пьяном корабле', в сонете 'Гласные'. В символистский период Р. создал т. н. 'Последние стихотворения' (1872) и стихотворения в прозе, т. н. 'Озарения' (написаны 1872-73, изд. 1886). Книга 'Сквозь ад' (1873), сочетая трагическую разорванность стиля с убийственной критикой символизма, готовила поэтический реализм 20 в. Со 2-й половины 70-х гг. 19 в. Р. отошёл от литературы и после долгих скитаний в 1880 был вынужден стать агентом торговой фирмы в Эфиопии. В 20 в. вокруг наследия Р. развернулась борьба между реализмом и модернизмом. Лучшие поэтические традиции Р. были восприняты Г. Аполлинером, П. Элюаром, поэтами Сопротивления.
Соч.: -uvres, [2 ed.], P., [1964]; -uvres, P., [1966]; в рус. пер,- Стихотворения, М., 1960; [Стихи], в кн.: Тень деревьев. Стихи зарубежных поэтов в пер. И. Эренбурга, М., 1969.
Лит.: Лившиц Б. К., От романтиков до сюрреалистов, Л., [1934]; Балашов Н., Рембо, в кн.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; его же, Блэз Сандрар и проблема поэтического реализма XX в., в кн. Сандрар Б., По всему миру..., М., 1974; Е tiemble R. et GaucIere Y., Rimbaud, P., 1950; Fowlie W., Rimbaud. [A critical study], Ch. - L., [1967]; Gascar P., Rimbaud et la Commune, [P., 1971]; 'Europe', 1973, | 529-30 (| посвящен Рембо).
Н. И. Балашов.