- устойчивое сочетание (определение С. в. принадлежит Н. Оцупу), получившее в литературоведении терминологическое значение и обозначающее (по аналогии с "золотым веком" русской литературы - XIX в.) самобытный и исключительно продуктивный период развития русской культуры (прежде всего русского модернизм а) конца XIX в. - первой четверти ХХ в., так называемый "русский культурный ренессанс" (Н. Бердяев). Это время характеризуется "двумя противоположными чертами - это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа... Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний" (Д.С. Мережковский). На зарождение культуры С. в. повлияли несколько факторов: развитие науки и капиталистических отношений; философские искания конца XIX в. - начала ХХ в. (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.); западно-европейский символизм (творчество А. Рембо, П. Верлена, Ш. Бодлера и др.); почвой для зарождения модернистских течений С. в. считают также поэзию восьмидесятников (С. Надсона, К. Случевского, А. Апухтина и др.).
Под знаком С. в.объединяют представителей модернистских течений ( символизм а, акмеизм а и др.), революционной поэзии ( футуризм а и др.) и относительно независимых авторов (М. Цветаева, В. Ходасевич и др.). Несмотря на пестроту художественно-эстетических и мировоззренческих программ, всем им был свойствен отказ от традиционных взглядов на искусство, активный творческий поиск нового содержания и форм его отражения, обогащение системы изобразительно-выразительных средств, признание несовершенства современной действительности и стремление её изменить.
Параллельно с модернистскими течениями в эпоху С. в. продолжал развиваться и обновляться реализм . См. также: модернизм , декаданс , символизм , акмеизм , футуризм , реализм .