Значение слова КОКТО в Литературной энциклопедии

Что такое КОКТО

Жан [Jean Cocteau, 1892—] — современный французский писатель. В начале своей деятельности испытывает сильное влияние символистов и на всем протяжении своего творческого пути является в значительной мере продолжателем Маллармэ и Рембо. Мировая война застает К. кубистом, примыкающим к группе, объединившей поэтов — Аполлинера, Сандрара, Аррагона — и художников — Пикабиа, Пикассо и др. Считая, что французский театр отжил свой век, «сделался альбомом старых фотографий», К. пытается произвести переворот на французской сцене в духе кубизма: «Парад» (Parade, 1915), «Бык на крыше» (Le bu0153uf sur le toit) и «Свадьба на Эйфелевой башне» (Les mari?s de la Tour Eiffel, 1923). Однако все это «бунтарство» К. (давшее французским критикам повод рассматривать его как «коммуниста») осталось чисто формальным, не пошло дальше «эпатирования» французской буржуазной публики, характерного для такого художника деклассирующейся мелкой буржуазии, как К. Примкнувший было к дадаизму (см.) , что сказывается в особенности в «Стихотворениях» (Po?sies, 1920), К. после распада группы французских дадаистов приходит к сюрреализму. Его дальнейшее развитие идет под знаком ухода в мистику, в поэзию подсознательного и приводит К. в конечном счете к католицизму, под знаменем к-рого в настоящее время группируются наиболее реакционные писатели Франции. Творческий путь Кокто, отмеченный постоянными переходами от одной группировки к другой, от одного «изма» к другому, — не только результат литературного дендизма, желания не отстать от литературной моды: это гораздо более глубокое явление. В сюрреализме, в исканиях некоей «потусторонней реальности» и в реакционной мистике католицизма К. пытается найти способ уничтожения того хаоса, к-рый проникает собой все его творчество. Последний роман К. — «Сорванцы» (Les enfants terribles, 1929), где средством снятия противоречий, лежащих в основе романа, оказывается лишь самоубийство его героини Элизабет, — подтвердил, что творческий путь К. приводит его в тупик, откуда нет выхода. Библиография: I. Самозванец Тома, перев. В. Мониной, с предисл. А. В. Луначарского, изд. «Никитинские субботники», М., 1925; Le Cap de Bonne-Esp?rance, 1919; Thomas l’imposteur, 1923; Le Grand ?cart, Roman, 1923; Plain-chant, 1923; Opera, 1927; Le Rappel ? l’ordre, 1927.

381 II. Эфрос, Три силуэта, «Современный Запад», 1923, № 4; Эйхенгольц М., Современная французская поэзия, «Печать и революция», 1924, № 4; Dominique P., Quatre hommes entre vingt, 1924; Dubech L., Les chefs de file de la jeune g?n?ration, 1925. А. Е.

Литературная энциклопедия.