(Adamov) Артюр (р. 23.8.1908, Кисловодск), французский драматург. В 1914 А. с семьей выехал из России за границу, с 1924 живёт в Париже. В юности сочинял стихи в духе сюрреализма . А. выступил против прогитлеровского правительства Виши и был заточен в концлагерь (1942). Его повесть 'Признание' (1946) проникнута безысходностью. Сюжеты драм 'Пародия' (опубликована 1950), 'Вторжение' (1950) для авангардистского театра (см. Авангардизм ) выражали крайний пессимизм, как и пьесы 'Большой и малый маневр' (1953), 'Все против всех' (1953). В комедии 'Пинг-понг' (1955) ощутимы социальные мотивы; строй жизни буржуа осмеян в фарсе 'Паоло Паоли' (1957) и скетче 'Интимность' (1958). Оптимистическая трагедия 'Весна семьдесят первого' (1961, русский перевод 1968) воссоздала героические характеры парижских коммунаров. Современный расизм - объект критики в гротескной пьесе 'Политика отбросов' (1962). В трагикомедии 'Святая Европа' (1966) в обличье средне-векового мракобесия угадывается и высмеивается империализм. Горек смех А. в буффонаде 'Умеренный' (1968), грозен - в драме 'Off limits' (англ. - 'Сверх меры', 1968), воссоздающей трагическую атмосферу американского образа жизни. Движение эстетической мысли А. к реализму, суждения о новаторстве А. П. Чехова, Б. Брехта, Ш. О-Кейси отражены в сборнике 'Здесь и сейчас' (1964); жизнь и духовная эволюция А. воспроизведены в книгах воспоминаний 'Человек и дитя' (1968). А. - член Национального комитета писателей Франции.
Соч.: Theâtre, v. 1-4, P., 1953-68; Les âmes mortes. D'après ie poème de N. Gogol, P., [I960]; в рус. пер. - Паоло Паоли, в сборнике: Пьесы современной Франции, М., 1960.
Лит.: Балашов В., Победа Артюра Адамова, 'Иностранная литература', 1962, | 7; Проскурникова Т., Французская антидрама (50-60-е гг.), М., 1968.
В. П. Балашов.