Пьер [Pierre Drieu La Rochelle, 1893—] — французский писатель послевоенного периода. На творчестве его наиболее полно отражается послевоенный
581 кризис буржуазной интеллигенции. Эклектизм, растерянность и гамлетизм являются отличительными чертами всех его литературных опытов. Воспитание Д. получил в католическом колледже, а затем в Высшей школе социальных наук, где готовился к дипломатической карьере. Его товарищами по школе были Вайян-Кутюрье и Реймон Лефевр, впоследствии примкнувшие к коммунизму. Последний оказал на Д. сильное влияние, приобщив его к новым течениям французской лит-ры и политическим вопросам. Но помимо этого Д. увлекался публицистикой Мориса Бареса, Леона Додэ и зачитывался произведениями реакционных идеологов и беллетристов от Жозефа де Местра до П. Бурже. Война застигла Д. в период самого острого интеллектуального брожения, когда ему было 20 лет. Вначале ему казалось, что она в какой-то степени оздоровит французские нравы и разрешит заодно некоторые из волновавших его социальных вопросов. Но война кончилась, и он понял, что она никаких вопросов разрешить не могла, а явилась лишь одним из моментов социального кризиса всей капиталистической Европы, глубоко заострившего вопрос о судьбах всего буржуазного общества и западно-европейской культуры. Опыт Октябрьской революции показался Д. наиболее логическим следствием этого кризиса. Но как типичный представитель буржуазной интеллигенции он испугался логики событий и не сумел понять закономерности диалектики исторического процесса. У него начались обычные зигзаги от злой критики буржуазного общества к самому ярому национализму, от революционного радикализма к идеям мракобесного консерватизма. Впоследствии Д. стал одним из идеологов французского фашизма, и вся буржуазная печать приветствовала в нем нового Бареса — Бареса послевоенного периода. Как поэт и романист Д. развился под влиянием Рембо и Клоделя и отчасти эстетических идей сюрреализма, к к-рому одно время примыкал. Главные публицистические опыты Д. собраны в сборниках: «Mesure de la France», «Suite dans les id?es», «Gen?ve ou Moscou». Из беллетристических произведений Д. для него особенно характерен «Пустой чемодан» из сборника «Жалоба против неизвестного». Библиография : Interrogation, 1917; Fond de Cantine, 1920; ?tat-Civil, «N. R. F.», 1921; Mesure de la France, Grasset, 1923; Plainte contre inconnu, 1924; L’Homme couvert de femmes, «N. R. F.», 1925; Suite dans les id?es, 1926; Sans pareil, Bleche, Grasset, 1928; Gen?ve ou Moscou, 1928, «N. R. F.». С. Р.