(Honegger) Артюр (10.3.1892, Гавр, - 27.11.1955, Париж), французский композитор и музыкальный деятель. По происхождению швейцарец. Член института Франции (1953). Ученик А. Жедальжа, Ш. М. Видора и В. д'Энди. В начале 20-х гг. член объединения 'Шестёрка' . Испытал влияние И. Стравинского, Ж. Кокто, Э. Сати, выступавших против импрессионизма и экспрессионизма. Уже с середины 20-х гг. шёл самостоятельным путём. Активный деятель Народной музыкальной федерации (30-е гг.). Участвовал в создании коллективных спектаклей для исполнения на открытом воздухе, в том числе '14 июля' (1936, Париж), 'Свобода' (1937), писал массовые песни и марши. Посетил СССР (1928; дирижировал авторскими концертами). В творчестве О. оригинально сочетаются традиции французской и швейцарской народной и профессиональной музыки с лучшими достижениями музыкальной культуры 20 в. Его произведения отмечены гуманизмом, прогрессивной и антифашистской направленностью. Большой вклад О. внёс в развитие жанра оперы-оратории. В произведения этого жанра черты неоклассицизма и романтизма своеобразно преломляются сквозь призму композиторской индивидуальности. Среди них выделяются: драматическая оратория 'Царь Давид' (1921, 3-я редакция 1924), оратория 'Крик мира' (1931), драматическая оратория 'Жанна д'Арк на костре' (1935), кантата 'Песнь Освобождения' (1942), 'Рождественская кантата' (1953). Автор 5 симфоний (1930-50) и др. произведений для оркестра, в том числе 'Пасифик 231' (1923), 'Монопартита' (1951). Писал также балеты, оперетты, романсы, песни, фортепьянные пьесы, музыку к драматическим спектаклям, для радио, кино.
Соч.: Incatation aux fosiles, Lausanne, 1948; в рус. пер. - Я - композитор, Л., 1963.
Лит.: Раппопорт Л., Артур Онеггер, Л., 1967; её же, Некоторые особенности гармонии А. Онеггера, в сборнике: Проблемы лада, М., 1972; Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, 2 изд., М., 1970; Павчинский С., Симфоническое творчество А. Онеггера, М., 1972; Gerard С., А. Но-negger, Brux., 1945; Guibert J., A. Honegger, P., [1959].
Л. Г. Раппопорт.