Значение РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН в Большой советской энциклопедии, БСЭ

РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН

Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (15.7.1606, Лейден, - 4.10.1669, Амстердам), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Искусство Р. отличается необычайной жизненностью и глубокой человечностью образов. Сочетая проникновенность характеристик с исключительным мастерством живописи (в которой особо важное значение имеют тончайшие эффекты светотени), Р. писал преимущественно портреты, библейские и мифологические сцены, превращавшиеся под его кистью в полный огромной психологической выразительности рассказ о человеческих чувствах и отношениях, обогащенный наблюдениями мастера над современной ему народной жизнью. Как график Р. являлся неутомимым и оригинальнейшим рисовальщиком и непревзойдённым мастером офорта [технику офорта Р. часто соединял с применением сухой иглы и достигал, кроме того, живописных эффектов приёмами печати (т. н. затяжка)].

Р. родился в семье мельника. После кратковременного пребывания в Лейденском университете (1620) Р. всецело посвятил себя искусству. Он учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-23), затем в Амстердаме у П. Ластмана (1623); около 1625-31 Р. самостоятельно работал в Лейдене. Ранние картины ('Принесение во храм', около 1628-29, Кунстхалле, Гамбург) несколько пестры и мелочны по исполнению, но в них уже есть богатство фантазии, стремление к выразительной передаче эмоций. В 1632 Р. переселился в Амстердам. Большую роль в дальнейшей жизни и деятельности Р. сыграло его супружество с Саскией ван Эйленбюрх (1634-42) и Хендрикье Стоффелс (около 1649-63). 1630-е - начальник 1640-х гг. - период наибольшего успеха и личного благополучия мастера. Снискав известность групповым портретом 'Урок анатомии доктора Тюлпа' (1632, Маурицхёйс, Гаага), Р. получал обильные заказы; у него обучались многочисленные ученики. Заказные портреты этих лет отличаются детальной передачей черт лица, одежды, драгоценностей ('Проповедник Ансло с женой', 1641, Картинная галерея, Берлин-Далем); в автопортретах и портретах своих близких Р. писал шире и искал театрализованных эффектов ('Автопортрет с Саскией', около 1635, Картинная галерея, Дрезден; см. илл. ). В картинах этих лет Р. нередко отдавал известную дань внешней патетике и динамичности барокко ('Ослепление Самсона', 1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне), но создавал и произведения, проникнутые подлинным драматизмом и демократизмом образов ('Снятие со креста', 1634, Эрмитаж, Ленинград), непосредственностью реалистической трактовки ('Даная', 1636, там же). К 1630-м гг. относятся его первые пейзажи ('Пейзаж с каменным мостом', около 1638, Рейксмюсеум, Амстердам), а также первые капитальные гравюры ('Возвращение блудного сына', 1636; автопортрет в берете, 1639). Прибегая к различным техническим приёмам, мастер создал в ранний период многие из своих лучших карандашных рисунков, но чаще всего он обращался к рисунку пером и кистью.

Конфликт, назревавший между искусством Р. и требованиями голландского буржуазного общества, утрачивавшего свои демократические традиции, проявился в 1642, когда картина 'Ночной дозор' (Рейксмюсеум) вызвала протесты заказчиков. Вместо ожидавшегося обычного группового портрета Р. создал полную героического пафоса сцену выступления гильдии стрелков, по сути дела - историческую композицию, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. С этого момента приток заказов почти прекращается, в мастерской Р. остаются лишь единичные ученики. На протяжении 1640-х гг. творчество Р. утрачивает присущие ему ранее черты мажорности, мастер пишет преимущественно спокойные, проникнутые большой теплотой чувства библейские сцены, раскрывая тончайшие оттенки человеческих переживаний ('Давид и Ионафан', 1642, 'Свыше семейство', 1645, - обе Эрмитаж; 'Христос с учениками в Эммаусе', 1648, Лувр, Париж), продолжает работать над портретами ('Старик в шлеме', около 1650, Картинная галерея, Берлин-Далем) и пейзажами ('Зимний пейзаж', 1646, Картинная галерея, Кассель). Для живописи Р. этого периода характерны богатство светотени, теплота колорита, в котором преобладают сочетания красных и золотисто-коричневых тонов. Эмоциональной насыщенностью образного строя, тончайшей светотеневой игрой отмечена графика 1640-х гг. (гравюры: 'Христос, исцеляющий больных', или т. н. 'Лист в сто гульденов', около 1642-46; 'Три дерева', 1643, см. илл. ).

В композициях 1650-х гг. ('Иаков, благословляющий сыновей Иосифа', 1656, Картинная галерея, Кассель) Р. всё чаще обращается к крупнофигурным сценам, сообщая образам особую ясность и монументальность. В эти годы Р. создаёт многие из своих наиболее значительных портретов [портреты: Яна Сикса, 1654, см. илл. ; сына Титуса за чтением, около 1657, Художественно-исторический музей, Вена; автопортреты (1660, Лувр, Париж, и др.)], в том числе портреты стариков, где воплощены внутренняя красота и мудрость людей, проведших долгую жизнь, полную горестей и лишений (т. н. портрет жены брата Р., 1654, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; портрет старика в красном, около 1652-54, Эрмитаж). Графика Р. 1650-х гг. сходна в основных чертах с современной ей живописью мастера (гравюры: 'Слепой Товий', 1651; 'Фауст', около 1652; 'Три креста', 1653; см. илл. ).

В 1656 Р. был объявлен несостоятельным должником; в 1657-58 всё его имущество было продано с аукциона. Р. перебирается в еврейский квартал Амстердама и там, в стеснённых обстоятельствах, проводит остаток жизни. В последнее десятилетие творчество Р. достигает наибольших высот и представляет собой как бы синтез всех исканий мастера. В 1661 Р. была заказана большая историческая картина для амстердамской ратуши на тему из далёкого прошлого Голландии ('Заговор Юлия Цивилиса', сохранился лишь фрагмент, 1661, Национальный музей, Стокгольм; см. илл. ). Это произведение, отличающееся монументальностью и героической мощью замысла, не было принято заказчиками из-за его сурового реализма. К позднему периоду относится также ряд наиболее глубоких и сложных по психологической структуре религиозных композиций Р. ('Ассур, Аман и Эсфирь', 1660, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; 'Возвращение блудного сына', около 1668-69), замечательные своим лаконизмом и силой характеристик портреты ('Старейшины суконного цеха, или т. н. синдики', 1662, Рейксмюсеум; 'Поэт И. Деккер', 1666, Эрмитаж). В поздних произведениях широкая, свободная живопись Р. приобретает особую пространственную глубину, а светотень выступает в качестве мощного средства композиционного построения и раскрытия психологических коллизий. Поздним рисункам Р. (исполненным преимущественно тростниковым пером) присущи предельная меткость наблюдений, выделение основных, наиболее характерных особенностей натуры. Хотя из непосредственных учеников Р. лишь немногие (например, К. Фабрициус и А. де Гелдер ) сумели органически воспринять его творческие принципы, реалистическое новаторство произведений Р. сделало его одним из влиятельнейших художников в истории мирового искусства.

Лит.: Ровинский Д., Полное собрание гравюр Рембрандта..., т. 1-[4], СПБ, 1890; Гаман Р., Рембрандт. Гравюры, пер. с нем., [М.], 1924; О Рембрандте. [Сб.], М. - Л., 1936; [Линник И.], Рембрандт ван Рейн. 1606-1669. [Альбом], М., 1956; Ротенберг Е., Рембрандт Гарменс ван Рейн, [М., 1956]; Рембрандт. Художественная культура Западной Европы XVII в., [Сб.], М., 1970: Рембрандт Гарменс ван Рейн, Картины художника в музеях Советского Союза. [Альбом. Авт. текста К. С. Егорова], Л., 1971; её же, Портрет в творчестве Рембрандта, М., 1975; Лазарев В. Н., Рембрандт портретист, в его кн.: Старые европейские мастера, М., 1974, с. 157-201; Bode W., Hofsted е de Groot С., L-oevre complète de Rembrandt, v. 1-8, P., 1897-1906; Hind A. М,, Rembrandt's etchings, v. 1-2, L., 1923; Neumann K., Rembrandt, Bd 1-2, 4 Aufl., Munch., 1924; Weisbach W., Rembrandt, B. - .Lpz., 1926: Benesch О. [ed.]. The drawings of Rembrandt. Catalogue, v. 1-6, L., [1954-57]; его же, Rembrandt, [Gen., 1957]; Rosenberg J., Rembrandt, v. 1-2, L., [1964]; Bredius A., Gerson H., Rembrandt's paintings, L., 1969; White C., Rembrandt as an etcher, v. 1-2, L. - University Park, [1969].

М. В. Доброклонский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.