? икона, встречающаяся на православном Востоке и неизвестная неправославному Западу, существует во многих церквах России. Отличаясь некоторыми частностями в своем составе, она имеет два главных типа или вида ? в иконах новгородской и киевской. С первой сходны иконы того же имени, находящиеся в архангельском и вологодском софийских соборах, а со второй ? храмовая икона тобольского Софийского собора. Все же прочие иконы С.-Премудрости Божией русских храмов представляют варианты иконы новгородского софийского собора, с различными добавлениями.
На новгородской иконе изображена на первом плане человекообразная фигура юношеского возраста, подобная ангелу, с длинными разделенными надвое волосами и с большими крыльями, одетая в царский хитон или саккос, с омофором и бармами поверх саккоса; на голове венец с городами; в правой руке длинный жезл, в левой ? свиток. Она восседает на византийской подушке золотого престола. По сторонам фигуры предстоят в наклонном положении справа ? св. Дева с Предвечным младенцем на круглом диске, держимом у груди обеими руками, а слева ? Иоанн Предтеча во власянице и хламиде. Над головой центральной фигуры в малом круге поясной образ Спасителя, а выше образа, во всю ширину иконы, радуга, украшенная рядом звезд; посреди же ее ? престол с книгой и перед престолом скамейка с крестом и копьем.
Киевская икона изображает св. Деву с воздетыми горе руками и с младенцем Иисусом в ее лоне, стоящую на серповидной луне, поддерживаемой облаком, под которым амвон с семью ступенями, носящими надписи: Вера, Надежда, Любовь, Чистота, Смирение, Благодать и Слава. По ступеням того же амвона стоят: Моисей, Аарон и Давид ? справа, Исаия, Иеремия, Иезекиил и Даниил ? слева, каждый с символическим знаком и хартией в руке. Повыше ротонды или сени, помещенной над головой св. Девы, изображены Бог-Отец благословляющий, Св. Дух в виде голубя и по сторонам от Бога-Отца семь крылатых ангелов (Михаил, Уриил, Рафаил, Гавриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил).
Вопреки мнению Филимонова, П. Лебединцев полагает, что новгородская икона С.-Премудрости Божией не древнейшая, а русского происхождения и известна с 1528 г., когда новгородский архиепископ (впоследствии митрополит московский) Макарий расположил в новом порядке иконы иконостаса в новгородском Софийском соборе. Источником олицетворения премудрости на ней послужили библейские сказания. Элементы же ее составлены между 1350?1450 гг. Наоборот, киевской иконе Н. Лебединцев приписывает более раннее происхождение ? XVI в. (а не XVIII в., как думает Филимонов). В той и другой иконе главное лицо ? Иисус Христос, воплощенная премудрость, изображенный на одной иконе (новгородской) в виде "ангела велика совета", а на другой (киевской) ? в виде младенца, покоящегося в лоне св. Девы.
Ср. Филимонов, "Очерки русской иконографии. София-Премудрость Божия" ("Вестник общества Древнерусского Искусства", 1874); П. Лебединцев, "София-Премудрость Божия в иконографии севера и юга России" ("Киевская Старина", 1888, ¦ 12).
В. Р?в.