? библейская книга, принадлежащая к числу неканонических. Ее нет в еврейской Библии; в славянскую и русскую Библию она перешла из греческой Библии LXX толковников. По своему содержанию это ? восторженный гимн в прославление "софии", "мудрости", которая, по описанию автора, некогда восседала на престоле с Богом и затем сошла на Землю, где и утвердилась, сделавшись источником всякого блага и порядка. "Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя; она есть отблеск вечного света; она прекраснее Солнца и превосходнее сонма звезд; она выше самого света, ибо свет сменяется ночью, а премудрость не превозмогает и злобы и Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью" (П. Соломона VII и др.). Вся книга написана в духе позднейших александрийских философов вроде Филона и направлена против сенсуализма и неразлучного с ним эвдемонизма, характеристике которого посвящена вся 2-я глава. Опровергая воззрение, что вся наша жизнь случайна, дыхание наше ? дым и нет возврата от смерти, вследствие чего остается только наслаждаться временным коротким бытием и не отягощать и без того тягостную жизнь стремлением к исполнению нравственных обязанностей, ? автор книги выдвигает религиозно-нравственный принцип, признание которого одно лишь дает истинный смысл самой жизни. Некоторые главы книги высокопоэтичны и отличаются такой глубиной мысли, что недаром предание связало эту книгу с именем Соломона. Многие признаки, однако, выдают ее позднейшее происхождение. Полагают, что она написана каким-нибудь философом, в Александрии, за два века до Р. Х. Вместе с другими творениями этого рода книга П. сделалась любимым чтением народов по мере распространения среди них христианства; сама "Премудрость" получила олицетворение в виде св. Софии (????? ? премудрость), в честь которой сначала в Царьграде, а затем и у нас в России воздвигались храмы (в Киеве, Новгороде). См. Seligmann, "B. d. Weisheit" (1884); Deane, "The Book of Wisdom" (1881).
А. Л.
Высота учения, заключающегося в книге П., и наставительный характер ее были причиной того, что книга П. с самой глубокой древности пользовалась в церкви христианской величайшим уважением. Отцы I и II вв., например Климент Александрийский, Иустин, Тертуллиан, приводят места из книги П. На Западе со времени Триентского собора она признана боговдохновенной, девтероканонической. В православной церкви из книги П. Соломона заимствуются для церковного богослужения шесть паремий в дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей ввиду того, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости и в судьбе своей проявили прославляемое в книге П. торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием. См. X. Орда, "Руководство к последовательному чтению учительных книг Ветхого Завета" (Киев, 1871); прот. В. Нечаев (епископ Виссарион), "Толкование на паремии из книги Притчей и из книги П. Соломоновой" (М., 1888).