Значение СЕРАФИМ (АЛЕКСИЕВ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое СЕРАФИМ (АЛЕКСИЕВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Серафим (Алексиев) ( 1912 - 1993 ), архимандрит .

В миру Алексиев Стоян Георгиев, родился 25 февраля 1912 года в селе Горно Броди , в Македонии , младшим сыном во многочисленном семействе бедных благочестивых родителей. Его отец Георгий Алексиев занимлся отливкой колоколов – дело, которое он завещал своим двум старшим сыновьям Димитрию и Афанасию. Стоян же отличался чутким церковным сознанием и глубокой верой.

После переселения семьи в Софию из-за Балканских войн, Стоян поступил в Софийскую духовную семинарию , которую закончил с отличием. В 1934 году он был послан учиться в старокатолический богословский факультет в Берне ( Швейцария ), где получил научную степень доктора богословия , защитив диссертацию на тему: «Смысл заповедей Иисуса Христа в нагорной проповеди». По возвращении в Болгарию , он был назначен преподавателем сначала в Пловдивской , а затем в Софийской духовной семинарии.

Здесь, 3 февраля 1940 года, он принял монашество и именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского , которого он глубоко почитал на протяжении всей своей жизни и которому посвятил позднее одну из любимейших книг болгарских православных читателей: «Святой Серафим Саровский». Переломным моментом в жизни молодого монаха стало его сближение с пребывавшим в Болгарии русским архиепископом Серафимом (Соболевым) . От него он воспринял живое чувство Православной веры и тонкое ощущение духовной жизни, которые он впоследствии сам преподавал своим многочисленным духовным чадам.

На Благовещение 1943 года инок Серафим был рукоположен во иеромонаха . После двухгодичного служения протосингелом при Сливенской митрополии , отец Серафим был возведен в сан архимандрита в январе 1947 года и перемещен на должность начальника культурно-просветительного отдела при Священном Синоде Болгарской Православной Церкви в Софии. В то тяжкое для Церкви время архимандрит Серафим неединожды доблестно защищал Православную веру. На новой должности он развил неустанную деятельность, организуя курсы по пастырству для священников, вдохновенно проповедуя, регулярно издавая свои беседы, а также множество статей, брошюр и обширных трудов на духовно-нравственные темы. Архимандрит Серафим обладал тажке редким поэтическим даром, который он выразил во многих стихотворениях и поэмах, помещенных в церковных изданиях, а также в двух сборниках стихов.

В 1960 году архимандрит Серафим был назначен преподавателем при кафедре догматического богословия в Софийской духовной академии Климента Охридского и вскорости был утвержден в звании доцента, с хабилитационным трудом посвященным критике римо-католического догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Будучи доцентом, он продолжал публикацию богословских статей.

После десятилетей преподавательской деятельности в духовной академии, архимандрит Серафим был принужден оставить ее в 1969 году, из-за несогласия с введением нового календарного стиля в церковный обиход и вообще с экуменистическим уклоном всей церковной политики Болгарской Православной Церкви , последовавшим за вступлением ее в 1968 году во « Всемирный Совет Церквей ». Вместе с рядом других клириков он заявил о неприятии нового календаря и выходе из повиновения Болгарскому патриарху Кириллу .

Удалившись в Покровский монастырь в квартале Княжево в Софии, отец Серафим продолжил свою творческую деятельность, написав ряд книг духовно-нравственного содержания, большинству которых еще предстоит достичь читателя. Особенно много внимания и сил посвятил архимандрит Серафим в последние годы своей жизни углубленной критике экуменизма как ереси . Последний труд его, составленная совместно с архимандритом Сергием (Язаджиевым) книга «Православие и экуменизм», плод четвертевековых исследований, вышел из печати всего за три недели до его кончины, которая последовала 26 января 1993 года.

Немало трудов архимандрита любимы в Болгарии благодаря их святоотеческой позиции, глубине и доступности изложения. Работы его во множестве публикуются как канонической Болгарской Православной Церковью , так и раскольничей Старостильной , и там и там немало верующих чтит его как великого подвижника. Его труды также известны в переводе на другие языки, такие как румынский, английский. В России опубликован перевод его капитального труда об экуменизме.

Труды

Обширное духовное творчество архимандрита Серафима еще ожидает исследования и осмысления. Первой его изданной работой стала докторская диссертация

«Смысл заповедей Иисуса Христа в нагорной проповеди» (на немецком), София, 1938.

Среди многочисленных его изданий 1940-нач. 60-х годов, важнейшие:

«Нашата вяра» (катехизис)

«Нашата надежда» (беседи върху Блаженствата)

«Нашата любов» (беседи върху десетте Божии заповеди)

«Гордост и смирение»

полный текст по изд. София, 2001 (изд. 3-е): http://pravoslavie.domainbg.com/04/smirenie.html

«Вражда и помирение»

полный текст по изд. София, 1994: http://pravoslavie.domainbg.com/04/as-pomirenie.htm

«Смисълът на страданията» (впоследствии изд. София, 1995)

«Самозваните съдници»

«Болна и здрава мистика»

полный текст по изд. София, 1999: http://pravoslavie.domainbg.com/04/as-mystica.htm

см. выдержку по-русски: «Больная мистика», газета _Соборная Весть_, СПб, 1999, № 14: http://www.pravpiter.ru/sovs/n014/ta015.htm

«Забравеното лекарство. За св. тайнство Изповед»

полный текст по изд. София, 2001: http://pravoslavie.domainbg.com/04/as-lekarstvo.html

«Свети Серафим Саровски», 1957 (многократно преиздана в Болгарии)

В 1963-1969 гг. в Софийском «Ежегоднике духовной академии» вышли его богословские статьи:

«Два крайни възгледа на западните вероизповедания относно Пресв. Богородица»

«Състоянието на човека до и след грехопадението от православно, римо-католическо и протестантско гледище» (2-е изд. София, 1999)

«Изкуплението като дело на Божията любов и Божията правда»

«Франц фон Бадер – един римокатолически философ и богослов в търсеж на Православието и неговата съборност»

«Богомилската ерес от гледище на православните догматически устои на презвитер Козма и на православната догматика изобщо»

Из трудов после 1969 года, выделяются:

«Православният възглед върху стария и новия стил на календара», 1972.

«Нашата молитва»

«Молитвата на св. Ефрем Сирин в светлината на светоотеческото учение»

«Живот след живота»

«Оптинските старци»

(совместно с архимандритом Сергием (Язаджиевым)) «Православие и икуменизъм», София, 1992 (рус. перевод: «Почему православному христианину нельзя быть экуменистом», Санкт-Петербург, 1992, 302 с.).

полный текст по изд. София, 1998: часть 1 - http://pravoslavie.domainbg.com/04/pravoslavie-ecumenism/index.html

Сборники стихов:

«Прозрения»

«Песни за живота и смъртта»

Вдобавок, известны следующие работы:

«Пастирът като молитвеник»

полный текст: http://pravoslavie.domainbg.com/04/as_pastirat.htm

«Църковно-мисионерското дело на Константин Философ — св. Кирил»

полный текст по изд. София, 1996: http://pravoslavie.domainbg.com/04/as-svkyril.html

«Духовният живот на православния християнин»

полный текст по изд. София, 1994: http://pravoslavie.domainbg.com/04/as-duhzivot.html

«Житие на св. цар Борис»

полный текст по изд. София, 1992: http://pravoslavie.domainbg.com/04/svboris.html

«Беседи за живота след живота», София, 2005 (3-е исправленное изд.).

«Свети Иван Рилски и значението му за българския народ»

«Достоверни ли са житията на светиите»

«Православие и инославие»

«Единственото позволено осъждане»

полный текст: часть 1 - http://pravoslavie.domainbg.com/04/as-eretici-1.html ; часть 2 - http://pravoslavie.domainbg.com/04/as-eretici-2.html

Использованные материалы

Ряд жизнеописаний архимандрита Серафима:

http://www.pravoslavieto.com/history/20/1912_arhim_Seraphim_....htm (см. здесь же больше собрание трудов о. Серафима)

«Кратък животопис на архимандрит Серафим Алексиев», частный сайт посвященный прп. Филофее Тырновской

http://www.svetafiloteya.hit.bg/Arhimandrit_Serafim.html (перепечатано с http://pravoslavie.domainbg.com )

«Больная мистика», газета Соборная Весть , СПб, 1999, № 14:

http://www.pravpiter.ru/sovs/n014/ta015.htm

«Книжовно наследие на Архимандрит СЕРАФИМ (Алексиев)», Православна библиотека :

http://pravoslavie.domainbg.com/04/index.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.