Значение слова ИМЯНАРЕЧЕНИЕ в Словаре Обрядов и таинств

Что такое ИМЯНАРЕЧЕНИЕ

Народная мудрость гласит: С именем - Иван, а без имени - болван. Или: Без вымени овца - баран, корова без клички - мясо. Это в просторечьи. А если торжественно, то:

Нет меж живущих людей, да и не может

и быть, безымянных:

В первый же миг порождении каждый,

убогий и знатный,

Имя, как сладостный дар, от родимых

своих получает...

Так сказал Гомер. А вот откуда пришли в Россию имена, и всегда ли они были "сладостным даром"?

До принятия христианства у славян имена выбирались родителями. Они имели определенное смысловое значение: Светлана, Людмила, Красава, Любава, Милонега, Добронрава, Забава, Милуша, Всеволод, Владимир, Добромысл, Добрыня, Ярослав, Мстислав, Святослав, Ярополк, Святополк и т. д. Кроме выбора, существовал и обычай выходить за ворота и спрашивать имя первого встречного или встречной. Каковое называлось, такое и давали новорожденному. Считалось, что это принесет ребенку счастье. Иногда имя скрывали или заменяли ложным, чтобы не испортил или не превратил в оборотня колдун. Предки наши были людьми крайне суеверными, и поэтому не стоит удивляться, что многие имена напоминали прозвища: Волчий Хвост, Нелюб, Ждан, Упырь Лихой, Гнилозуб, Кручина, Болван, Угрюм, Любим и т. д. Если такие имена, как Малинка или Любим, вполне объяснимы, то, например, Болван - совсем неподходящее имя для младенца. Но объяснялись такие оскорбительные имена боязнью "глаза", т. е. привлечения недоброго завистливого внимания злых сил, которые захотят завладеть красивым и здоровым малышом, а на какого-нибудь Гнилозуба не польстятся. Этот обычай очень древен, бытовал у многих народов и сохранился после принятия христианства. Чтобы запутать бесов, советовали называть ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим, и воистину остроумной находкой было окрестить ребенка Хоздазатом (перс. - дар божий), а звать благозвучным Федором (тоже "божий дар" на греч.) или привычным Иваном (от Йоханаана - божий дар - на евр.), или славянским Богданом, который в переводе не нуждается.

Называли детей и по времени и обстоятельствам появления их на свет. В старинных рукописях можно встретить имена: Зима, Дорога, Полетко, Суббота, Мороз, Подосен; называли и по профессиям: Кожемяка, Быкодер; по именам разных животных, птиц, рыб: Заяц, Линь, Сом, Гусь, Соловей, Баран, Кот (а вот Карп, оказывается, вовсе не рыба, а означает по-гречески - плод); по народностям, жившим возле места рождения: Татарин, Мордвин.

Для полного исчезновения этих имен понадобилось почти 6 столетий, и дольше всего сопротивлялась введению нового имянаречения северо-западная часть Руси, которая еще ряд столетий после принятия христианства оставалась языческой. Свободолюбивые новгородцы и поморы вплоть до XIVв совершали волхование и сами выбирали имена своим детям, за что выговаривали гневно в своих посланиях новгородские владыки духовенству: "А те арбуи (волхвы) младенцам их имена нарекают свойски, а вас, игуменов и священников, они к тем своим младенцам призывают после". Итак, после крещения Руси на первом этапе (X- XIII в.) Церковь установила систему двойного имянаречения - церковного и славянского (языческого) имени, первое - от Церкви, второе - от родителей. Это произошло, потому что при крещении дается имя прославленного своими деяниями в христианстве святого. Своих же святых на Руси еще существовать не могло, поскольку святые не могли быть язычниками. Значит, и не было таких русских имен, которые бы принимала Христианская Церковь. Приходилось давать чуждые, непривычно звучащие имена - греческие или еврейские. По свидетельству летописей, все русские люди, в том числе и князья, в XI-XII вв. имели по два имени: княгиня Ольга - Елена, Владимир Красное Солнышко - Василий, Ярослав Мудрый - Георгий, Владимир Мономах - Федор.

В Ипатьевской летописи 1178г. есть запись: "Родится у великого князя Всеволода четвертая дочь и нарекоша ей имя в святом крещении Пелагея, а в княжее Сбыслава". В Остромировом евангелии записано имя заказчика: " В крещении Иосиф а мирскы Остромир". Славянские имена в быту считались основными.

В XIII в. Церковь попыталась отменить право родителей на выбор имени новорожденному и установить монопольное право духовенства на присвоение имен христианских. Однако это не дало желаемых результатов и привело к тому, что в народе стал использоваться старый обычай наречения имени при первом постриге, совершаемом у славян, по народному обычаю, в пяти-семилетнем возрасте. Таким образом, по церковной записи после рождения человек именовался Василием, а по домашнему обычаю с пяти лет именовался Соботой. С XVI в. употребление языческих имен запрещалось и преследовалось духовенством. Впрочем, в повести А. К. Толстого "Князь Серебряный", действие которой происходит в XVI в., одного из героев зовут Дружиной Андреевичем Морозовым, а "антигероя" - Малютой Скуратовым (увы, слишком хорошо известное историческое лицо). А Богдана Хмельницкого мы знаем по его славянскому, а не церковному (в крещении он - Зиновий) имени.

Обычай присвоения двух имен продержался до Петра I, который усмотрел его неудобство, когда была создана регулярная армия, при ведении судопроизводства и оформлении гражданских актов.

Таким образом окончательно утвердилось иудейское, греческое и римское именословие, и многие народные имена оказались преданными забвению. Следует отметить, что у других славянских народов они сохранились, и дети носят имена Снежан, Румян, Милиц, Драгомиров, Радованов и Вуков (от Волка - когда-то популярного в России имени; известен, в частности, дьяк Волк Курицын, живший в XVI в.).

Жемчудница! Моя Нежняна!

Краснолюбица -жена,

Цветана и Краса-Прельстяна,

И Любмила и Весна!

Пофантазируем, станут ли когда-то женщины на Руси носить такие имена? У нас же встречаются еще и отдельные имена арабского, индийского, персидского и германского происхождения. Все они внесены в святцы Русской Православной Церкви (церковная книга, содержащая месяцеслов /календарь/, составленный в порядке месяцев и дней года, к которым Церковью приурочено религиозное чествование каждого святого). Каждое имя обозначало что-либо на том языке, из которого оно было взято, главным образом, нечто положительное и достойное. Были, правда, имена, несущие неприятную смысловую нагрузку, например, Ардалион - замаранный, Клавдия - хромоногая, Варвара - грубая, Васса - пустыня, Фока - тюлень, а некоторые звучали весьма неблагозвучно и даже комично: Псой, Дул, Проскудня, Павсикакий, Агафонус. Представьте сейчас девушку, которую зовут, например, Епихария Мардарьевна, или молодого человека - Евпсихия Кастрикиевича, произведите от их полных имен сокращенные и ласкательные, и вообразите, каково этим несчастным приходилось бы, к примеру, в школе!

Каждое имя имеет своего покровителя, т. е. святого, чья память ежегодно отмечается Церковью в один и тот же день, который в быту называется именины. Некоторые наиболее распространенные имена имеют нескольких святых; случается, что и один и тот же святой чествовался несколько раз в году. Наиболее часто встречаются в святцах имена: Иоанн, Петр, Павел, Александр, Андрей, Михаил, Мария, Анна и Елена. Зато Ольга, Татьяна, Алла, Вера, Надежда, Любовь, Людмила и Екатерина имеют только один именинный день.

Итак, к середине XIX в. на каждые двенадцать носимых чисто русских имен приходилось не менее тысячи "импортных" - чужестранного происхождения. Сперва имя давалось по святому, чья память выпадала на день крещения. Постепенно это правило перестало соблюдаться, и имена стали выбираться по вкусу родителей. В некоторых семьях из поколения в поколение передаются одно-два имени предков, как по женской, так и мужской линии (чаще по последней). Например, дед - Сергей Михайлович, отец - Михаил Сергеевич, сын - Сергей Михайлович и т. д. В других семьях принято давать детям имена бабушек и дедушек, что всегда и было честью как для старшего члена семьи, так и для только что родившегося. Очень доброе дело объяснить ребенку, когда он подрастет, историю выбора его имени: кто в роду носил его прежде и что это был за человек.

С именами связывалось множество суеверий. Нельзя давать новорожденному имя умершего ребенка, чтобы он не унаследовал его судьбы; можно назвать именем умершего деда или бабки, если они были счастливы и удачливы, т. к. судьба передается через поколение, или просто удачливого предка.

"Узнав, что младенец назван Александром, дядя всплеснул руками.

- Великолепное имя, - сказал он - Два величайших полководца, государыня сестрица, в мире: великолепный Аннибал и Александр. И еще Александр Васильевич - Суворов. Поздравляю, сударыня сестрица! Это великолепное имя вы выбрали.

- Имя дано более по фамильной памяти, - сказал неохотно Сергей Львович, - по прадеду его, по Александру Петровичу, ибо он - прямой основатель семейного благополучия, а не по Суворову, - добавил он тонко и покосился на Карамзина". (Ю. Тынянов. "Пушкин").

Вот еще какие особенности употребления имен на Руси отмечает В. Даль: "Имена умалительные были в большом ходу и в разном значении, например, как ласка (Сеня, Сенюшка, Сенюша, Сенютка), зывали так и князей своих, особо Галицких (Владимирко, Василько), или в знак преданности, покорности, подлый перед боярином, а этот перед князем, царем (Петрушка, Федька, Митька), а попы в сем значении писались на - "чище" (Иванчище, Степанчище); особое умалительное окончание водилось для детей незаконных: "Святослав ушел во Владимир, и с ним два сына его от наложницы: Мстиславец и Ярославец".

Если у женщины рождаются одни девочки, она дает последней свое имя, дабы следующим родился мальчик.

Чтобы до поры обмануть болезнь, приставшую к ребенку, надо временно назвать мальчика именем девочки, и наоборот. До крещения дитя можно назвать покуда каким-нибудь именем, например, Богдан. Наречь ребенка именем праведника - к добру, а именем мученика - к худу. Раскрыть имя ребенка до крещения - тяжкий грех, который может повлечь за собой смерть новорожденного.

С именем связано множество пословиц и поговорок:

Без имени ребенок - чертенок. Кабы она не выла, так и не была бы выпь. В лицо человек себя не знает, а имя свое знает. Крестил поп Иваном, да прозвали люди болваном. Слывет Нижним, да стоит на горе. Фоку приставляй сбоку, а Демид прямо глядит. Катя-Катерина - ножка голубина. Петька-Петух на яйцах протух. Сашки-канашки (от канальи), Машки - букашки, Маринушки -разинюшки. Фофан - с толокном, а Федор - с волокном.

Говорят, что имя может повлиять на судьбу человека. Для тех, кто верит в это, а также и для тех, кто хочет дать своему ребенку ангела-хранителя и возродить семейный праздник - день именин, приводим ниже список наиболее употребительных православных имен с указанием дней именин и объяснением значения каждого имени. Ближайший к вашему дню рождения день памяти святого, с чьим именем совпадает ваше, - и есть день вашего Ангела.

А что творилось в дореволюционном Санкт-Петербурге 30 сентября, когда именинницами становились все Любочки, Верочки, Наденьки и Сонечки (имена в ту пору весьма распространенные) одновременно! Весь город словно сходил с ума - ни цветов, ни тортов не достать, извозчики дерут втридорога, в магазинах - толкотня, ювелиры, парфюмеры и кондитеры ликуют! А именины Машенек и Шурочек превращались в государственные праздники, т. к. эти дни совпадали с именинами главных "Шурочки" и "Машеньки": императрицы Александры Федоровны - и вдовствующей императрицы Марии Федоровны "тезоименитствами".

На именины родственники приходили без приглашения, непременными участниками торжества были крестный отец и крестная мать, пекся знаменитый "именинник" - так назывался именинный каравай, который в допетровские времена рассылался по утрам знакомым и служил напоминанием о празднике, а к началу нынешнего столетия превратился в торт (свечи на него не ставились).

Именослов (Новый стиль)

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.

ап. - апостол; блж. - блаженный (ая);

блгв. кн. - благоверный князь (княгиня);

блгв. ц. - благоверный царь. вмц. - великомученица;

вмч. - великомученик;

мц. - мученица;

мч. - мученик;

прав. - праведный (ая);

первомч. - первомученик;

прмч. - преподобномученик;

прмц. - преподобномученица;

прп. - преподобный (ая);

прор.- пророк,пророчица;

равноап. - равноапостольный (ая);

свт. - святитель; сщмч. - священномученик.

МУЖСКИЕ ИМЕНА

Аввакум - прор.: 15 дек.; мч.: 19 июля - любовь божия (евр.).

Авраамий (Авраам, Аврам, Абрам) - свт.: 27 февр.; мч.: 14 апр.; прп.: 17 февр., 5 июня - великий отец народов, (евр.).

Августин - блж.: 28 июня.

Август (рус.) - величавый, священный (в русских святцах имени Август нет. Слово "августейший" означает "Царственный").

Авдий - прор.: 2 дек.; мч.: 18 сент. - слуга Господень (евр.).

Авенир - прп.: 2 дек. (значение и происхождение неясны).

Аверкии - свт.: 4 ноября; мч.: 8 июня - удерживающий, удаляющий (лат.).

Авксентий - мч.: 26 дек.; прп.: 27 февр., 1 июня, 25 июня - приумножение (греч.).

Автоном - сщмч.: 25 сент. - самостоятельный (греч.).

Агапий - мч.: б февр., 28 марта, 1 сент., 3 сент., 3 окт., 16 ноября -любовь (греч.).

Агафон - свт.: 5 марта; прп.: 5 и 15 марта, 10 сент. - добрый, благой, благородный (греч.).

Аггей - прор.: 29 дек. - праздничный (евр.).

Адам - прп.: 27 янв. - человек, вылепленный из земли. Первоначально и буквально - красная земля, краснозем (евр.).

Адриан - прмч.: 19 марта, 5 июня, 2декабря; мч.: 16февр., 30 апр., 8 сент.; прп.: 8 сент. - житель Адрии (ант.).

Азарий - прор.: 16 февр.; прав.: 30 дек. - Божья помощь (евр.).

Акакий - свт.: 30 апр., 28 сент.; сщмч.: 1 июня; мч.: 22 марта, 20 мая, 10 авг.; прмч.: 14 мая; прп.: 12 дек., 20 июля - невинный, беззлобный (греч.).

Александр - свт.: 29 мая, 12 сент.; сщмч.: 28 и 29 марта, 25 авг., 25 дек.; мч.: 7 февр., 22, 26 и 28 марта, 23 апр., 26 мая, 2 и 23 июня, 22 и 23 июля, 14 и 24 авг., 11 окт., 4 и 22 ноября; прп.: 7 марта, 30 апреля, 3 мая, 22 июня, 16 июля, 12 сент.; блгв.кн.: 5 июня, 6 июля, 12 сент., 6 дек. - защитник людей (греч.).

Аким - русская форма от имени Иоаким.

Алексий, Алексей - свт.: 25 февр., 2 июня, 6 июля, 18 окт.; мч.: 22 авг.; прп.: 30 марта, 7 мая, 11 окт.; блгв. кн.: 6 дек. - защитник (греч.).

Акиндин, Акундин - мч.: 1 мая, 5 сент., 15 ноября - безопасный (греч.) Алим - мч.: 14 авг. (знач. неустан.).

Амвросий - свт.: 20 дек.; прп.: 23 окт. - бессмертный, божественный (греч.).

Амос - прор.: 28 июня - крепость (евр.).

Ананий, Анания - ап.: 17 янв., 14 окт.; мч.: 11 февр., 30 апр., 14 дек.; прав.: 30 дек. - благодать Божия, дарованный Богом (евр.).

Анатолий - свт.: 16 июля; мч.: 6 мая, 3 дек.; прп.: 16 июля, 10 сент., 11 окт. - восточный (греч.).

Андрей - ап.: 13 июля, 13 дек.; свт.: 17 июля; сщмч.: 4 окт.;мч.:28апр., 31 мая, 1 сент., 6 окт.; прмч.: 30 окт.; прп.: 25 июня, 17 июля, 23 сент., 15 дек.; блгв. кн.: 5 июня, 6 и 17 июля, 9 нояб.; блж.: 15 и 23 окт. - мужественный, мужчина, храбрец (греч.).

Андроник-ап.: 17 янв., 30 мая, 12 авг.; мч.: 25 окт.; прп.: 26 июня, 22 окт. - победитель мужей (греч.).

Антоний - свт.: 25 февр.; мч.: 21 янв., 14 марта, 27 апр, 19 и 23 июля, 22 авг.,22 нояб.; прп.: 30 янв., 2 февр., 20 мая, 7 и 23 июля, 16 авг., 15 сент., 11 и 30 окт., 15 дек. - приобретающий взамен (греч.). Русс. форма - Антон.

Анфим - сщмч.: 16 сент.; бессребр.: 30 окт. - цветущий (греч.).

Аполлинарий - сщмч.: 5 авг. - посвященный Аполлону (греч.).

Аполлон - мч.: 18 июня - погубитель. Имя бога солнца Аполло у греков означало: солнце палящее, сжигающее (греч.).

Ардалион - мч.: 27 апр. - сосуд для окропления (греч.) Арий - мч.: 18 июня - лев (евр.).

Аристарх - ап.: 17 янв., 28 апр., 10 окт. - лучший начальник, глава лучших (греч.).

Аркадий - прп.: 8 февр., 19 марта, 6 июля, 27 авг., 26 дек. - житель Аркадии, центральной области древней Греции (греч.).

Арсений - свт.: 1 февр., 15 марта, 6 июля, 12 сент., 10 нояб., первое воскр. после 12 июля; прп.: 21 мая, 25 июня, 25 июля, 6 и 10 сент., 26 дек. - мужественный, мужской, мужчина (греч.).

Артемий - вмч.: 2 нояб.; прав.: 6 дек., 2 нояб. - здоровый (греч.).

Архип(п) - ап.: 17 янв., 3 марта, 5 дек.; прп.: 19 сент. - начальник конницы, хозяин лошадей (греч.).

Афанасий - свт.: 31 янв., 15 мая, 6 нояб.; сщмч.: 4 сент.;

прмч.: 19 июня, 2 авг., 18 сент.; мч.: 17 янв., 22 марта, 3 июля, 20 нояб.; прп.: 31 янв., 6 и 21 марта, 18 июля, 10 сент., 11 окт., 8 нояб., 15 дек.; прав.: 1 дек. - бессмертие, бессмертный (греч.).

Афиноген - сщмч.: 29 июля - рожденный богиней Афиной (греч.) Африкан - мч.: 26 марта, 23 апр., 10 ноября - африканский.

Богдан - см. Феодот.

Борис - равноап.: 15 мая; блгв. кн.: 15 мая, 6 авг. - боец, борец; возможно, сокр. из Борислав, как древнее Борим из Боримир(слав.).

Вавила - сщмч.: 17 сент.; мч.: б февр., 17 сент. - смешение (сир., евр.).

Вадим - прмч.: 22 апр. - смутьян, спорщик. Отдр.русского глагола "вадити" - сеять смуту, споры. В святцах значение не указывается.

Валентин - сщмч.: 12 авг.; мч.: 7 мая, 19 июля - здоровый, сильный (лат.).

Валериан - мч.: 3 февр., 14 июня, 26 сент., 5 декабря - от той же основы, что и Валентин. По др. версии - из г. Валерии (лат.)

Валерий - мч.: 22 марта, 20 ноября - бодрый, крепкий, здоровый (см. Валериан).

Варлаам - мч.: 2 дек.; прп.: 2 июля, 11 окт., 19 нояб., 2 дек., в 1-ю пятницу Петрова поста. - сын Божий (халд.)

Варнава-ап.: 17 янв.,24 июня; прп.: 24 июня-сын утешения (евр.).

Варфоломей (Нафаиаил) - ап.: 5 мая, 24 июня, 13 июля, 7 сент. - сын вспаханной земли, сын полей; сын Толомея (евр.).

Василий-свт.: 14янв., 12 февр., 25 апр., 12мая,23июня,6 и 16 июля; сщмч.: 20 марта, 4 апр., 9 и 13 мая; мч.: 14янв., 19 июля, 11 дек.; прмч.: 24авг., 11 окт.; прп.: 13 марта, 8 апр., в 1-е воскр. после 12 июля; блгв. кн.: 17 марта, 5 апр., 21 июня, 16 и28 июля; блж.: 15 авг.; прав.: 5 апр. - царский (греч.). (Ср. со словами "базилика" - царская усыпальница, "василиск" - "царек", мифический дракон. Царь в др. Греции именовался "базилеус", но древнегреч. "бета" в византийскую эпоху стала произноситься как "в". Имена из Византии перешли на Запад с "бетой", к нам - с "витой": Василий и Базиль; Вакх и Бахус. Василиск - мч.: 16 марта, 4 апр. - царек, царский (греч.) Василько (Василий) - блгв. кн.: 17 марта, 5 июня, 6 июля. Уменьшит, от Василий. В святцах числится особым именем, которое носили ряд древнерусских князей.

Венедикт - прп.: 27 марта - благословенный (лат.) То же, что Бенедикт.

Вениамин - сщмч.: 13 авг.; мч.: 13 апр., 26 окт.; прп.: 27 янв., 10 сент., 26 окт.- (Бенямин) - сын десницы, сын правой руки, т. е. сын любимейшей из жен (евр.).

Вивиан - мч.: 22 марта - живущий (лат.).

Викентий - мч.: 24 нояб. - побеждающий (лат.).

Виктор - мч.: 13 февр., 23 марта, 2 и 28 апр., 1 мая, 29 сент., 24 нояб. - победитель (лат).

Викторин - мч.: 13 февр., 23 марта, 31 дек. - победительный (лат.).

Виссарион - прп.: 19 июня - лесной (греч).

Виталий - мч.: 7 февр., 11 мая; прп.: 5 мая - жизненный (лат.).

Владимир - сщмч.: 7 февр.; равноап.: 28 июля; блгв. кн.: 4 июня, 6 июля, 17 окт. - владеющий миром (слав.).

Владислав - св.: 7 окт. - славный, владеющий славой (слав.).

Власий (Влас) - сщмч.: 24 февр.; мч.: 16 февр. - простой, грубоватый (слав.).

Вонифатий - свт.: 1 янв.; мч.: 1 янв. - благотворец (лат.).

Всеволод - блгв. кн.: 24 февр., 5 мая, 6 июля, 10 дек. - всем владеющий, властелин всего (слав.). Русское имя Всеволод крайне неохотно признано Церковью. В святцах дни, посвященные памяти этого святого, обозначены как дни Всеволода (Гавриила).

Вукол - свт.: 21 февр. - пастух (греч.).

Вячеслав - блгв. кн.: 17 марта, 11 окт. - более славный, всеславный (слав.).

Гавриил-архангел: 8 апр., 26 июля, 21 нояб.; свт.: 12 сент.; мч.: 4 февр., 3 мая, 19 июня; прп.: 28 янв., 25 июля; блгв кн.: 24 февр., 5 мая, 10 дек.- муж Божий, крепость Божия, божественный воин (евр.).

Галактион - мч.: 5 июлч, 18 нояб.; прмч.: 7 окт. - молочный (греч.).

Гелий (см. Еллий)

Георгий - прав.: 6 июля; свт.: 6 марта, 20 апр., 2 и 29 мая, 31 авг.; мч.: Егорий 4февр., 6 мая, 8 июня, 16 и 23 нояб., 9 дек.; прп.: 21 янв., Юрий - 17 апр., 10 июля, 6 сент.; исп.: 26 мая; блгв. кн.: 17 февр., 27 июня; прав.: 6 июля - земледелец (греч.).

Геннадий - свт.: 13 сент.; прп.: 5 и 22 февр., 5 июня - благородный, родовитый (греч.).

Герасим - свт.: 6 и 11 февр.; прп.: 17 марта - почтеный (греч.).

Герман - свт.: 25 мая, 6 июля, 8 окт., 19 нояб.; мч.: 20 июля, 26 нояб.; прп.: 11 июля, 9 и 12 авг., 24 сент. - родной, единоутробный (лат.).

Глеб - блгв. кн.: 15 мая, 3 и 6 июля, 6 авг., 12 сент. (слав.). Знач. не устан. Срав. слово "глыба" и народа, "глоба" - жердь. В лат. яз. gleba - глыба.

Гордиан - мч.: 26 сент. - из г. Гордия.

Гордий - мч.: 16 янв. - из г. Гордия.

Григорий - свт.: 23 янв., 7 и 12 февр., 17 и 25 марта, 3 мая, 12 сент., 18,27 и 30 нояб., 6 дек., 1янв.;сщмч.: 13окт.;мч.: 11 окт., 11 дек.; прп.: 18 и 21 янв., 28 июня, 21 авг., Юсент., 11, 13 и 18 окт., 3 дек. - бодрствущий, пробужденный (греч.).

Гурий - свт.: 3 июля, 17 окт., 18 дек.; мч.: 14 авг., 28 нояб. - львенок (евр.).

Давид - мч.: 31 мая, 15 окт.; прмч.: 25 апр.; прп.: 20 мая, 9 июля, 19 сент.; блгв. ц.: 8 февр.; блгв. кн.: 18 марта, 15 мая, 5 июня, 8 июля, 6 авг., 18 сент., 2 окт. - возлюбленный (евр.).

Далмат - прп.: 16 авг. - из г. Далматии.

Дамиан-бесср.: 14 июля, 30 окт., 14 нояб.; прп.: 8 марта, 11 и 18окт.

Даниил-прор.: 30 дек.; свт.: 12 сент., 2 янв.; мч.: 1 марта, 23 июля; прп.: 20 апр., 5 июня, 6 июля, 4 окт., 24 и 30 дек.; блгв. кн.: 17 марта, 12 сент.- судья Божий (евр.).

Димитрий (Димитрий) - свят.: 5 июня, 4 окт., 10 и 28 нояб.; прп.: 24 февр., 8 нояб.; блгв. ц.: 28 мая, 5 и 16 июня; блгв. кн.: 1 июня, 6 июля - принадлежащий Деметре, богине земли (греч.).

Диодор - мч.: 13 и 16 февр., 23 марта, 1 апр., 12 мая, 19 июля, 24 сент.; прп.: 3 дек. - Божий дар (греч.).

Диомид - мч.: 16 июля, 29 авг. - Совет Божий. По воле Диона (т. е. главы греч. богов, Зевса) властвующий. Русск. форма - Демид.

Дионисий (Дионис) - свт.: 6 и 9 июля; сщмч.: 17 янв., 31 авг., 16 и 18 окт.; мч.: (Дионис) 23 и 28 марта, 4, 19 и 31 мая, 16июня, 17 авг., 4 нояб.; прп.: 25 мая, 14июня,6июля,

Юсент., 16 окт. - посвященный Дионису, Вакху, богу вина и виноделия (греч.). Русск. форма - Денис.

Донат - свт.: 13 мая - подаренный (лат.).

Дорофеи - сщмч.: 18 июня; мч.: 16 сент., 20 нояб., 10 янв.; прп.: 18 июня, 29 сент. -дар Божий (греч.).

Евгений - сщмч.: 20 марта; мч.: 3 февр., 20 нояб., 26дек.; прп.: 25 февр., 4 марта - благородный, благодатный (греч.).

Евграф - мч.: 23 дек. - благописанный, хорошо нарисованный, "писанный красавец" (греч.).

Евдоким - прав.: 13 авг. - славный, хорошо прославленный (греч.).

Евлампий - мч.: 18 марта, 16 июля, 23 окт. - благосветлый, прекрасно светящийся (греч.).

Евсевий - сщмч.: 5 июля; мч.: 2 февр., 7 и 8 мая, 4 и 17 окт.; прп.: Евсей 27 янв., 28 февр. - благочестивый (греч.).

Евсигний (Евстигней) - мч.: 18 авг. - благознаменный, благой (греч.).

Евстафий - свт.: 17 янв., 6 марта, 11 апр., 12 сент.; мч.: 27 апр., 10 и 11 авг., 3 окт., 3 дек. - твердостоящий, постоянный (греч.). Простонар. русск. формы - Остафий, Стахей. На Украине - Остап.

Евстратий - мч.: 26 дек; прп.: 22 янв.; прмч.: 10 апр., 11 окт. - добрый воин (греч.).

Евтихий - свт.: 19 апр.; сщмч. 10 июня, б сент.; мч.: 2 февр., 22 марта, 4 мая, 20 нояб; прп.: 5 сент. - счастливый (греч.).

Евфимий - свт.: 24 марта; сщмч.: 8 янв.; мч.: 16 сент., 10 янв.; прмч.: Ефим 14 мая; прп.: 2 февр., 14 апр.,26 мая, 6 и 17 июля, 10 сент., 28 окт. - благодушный (греч.).

Елеазар (Елизар) - мч.: 14 авг.; прп.: 26 янв. - Божия помощь (евр.).

Елисей - прор.: 27 июня; прп.: 19 и 27 июня, 6 нояб. - коего спасение Бог, Бог спас, спасение (евр.).

Емилиан (Емельян) - свт.: 21 авг.; сщмч.: 31 авг.; мч.: 21 июля; прп.: 21 янв., 20 марта - принадлежащий Емилию (приятному в слове), красноречивый (греч.).

Епифаний (Епифан) - свт.: 25 мая; мч.: 20 нояб. - явление (греч.).

Ераст (Эраст) - ап.:17 янв., 23 нояб. - любящий (греч.).

Ермий - ап.: 17 янв.; мч.: 13 мая, 19 июля - Гермес, вестник (греч.).

Ермил - мч.: 26 янв. - обитающий в Гермесовой роще (при храме) (греч.).

Ермолай - сщмч.: 8 авг. - вестник народу. Народ Гермеса, Меркурия (греч.).

Ефрем - свт.: 10 февр., 21 и 28 июня, 12 сент., 11 окт.; сщмч.: 20 марта; прп.: 10 февр., 29 мая, 24 июня, 9 окт. - плодовитый (евр.)

Захария (Захар) - прор.: 21 февр.; прп.: 6 апр., 10 сент., 18 дек.; прав.: 18 сент. - память Господня, Бог вспомнил (евр.).

Зиновий - сщмч.: 12 нояб. - богоугодно живущий (греч.).

Зоил - прав.: 16 марта - любящий животных (греч.).

Зосима - свт.: 12 апр., 17 июня; мч.: 28 апр., 2 июля, 2 и 11 окт.; прмч.: 17 янв.; прп.: 17 и 30 апр., 21 июня, 6 июля, 21 авг., 20 нояб. - жизненный (греч.).

Иаков - ап.: 17 янв., 13 мая, 13 июля, 22 окт., 5 нояб.;

Русск. свт.: 26 янв., 3 апр., 5 июня, 12 сент., 10 дек.; прп.: 26 янв., форма 17 марта, 3 апр., 6 апр., 24 апр., 18 мая, 3 нояб., 5 нояб., 9 дек.; Яков. прав.: 7 июля - запинатель, букв. пятка; в переносном смысле - второй по рождению из двух близнецов, появившийся "по пятам" за первым.(евр.).

Игнатий - свт.: 13 мая, 5 июня, 10 июня, 5 нояб.; сщмч.: 11 февр., 2 янв., прмч.: 14 мая; прп.: 5 июня, 10 сент., 10 окт., 2 янв., 10 янв.; блгв. кн.: 1 июня - незнаемый, неведомый (лат.).

Игорь - блгв. кн.: 18 июня, 2окт. - воинственный (слав.), осмотрительный, бережный (древнесканд.); еще вариант скандинавского происхождения - от "вар" - воинство, сила, первоначально - одно из имен-эпитетов бога-громовержца.

Изяслав - блгв. кн.: 6 июля.

Иларион (Илларион) - свт.: 6 июля, 3 нояб.; сщмч.: 31 авг.;мч.: 20 нояб.; прп.: 10 апр., 19 июня, 10 сент., 3 нояб., 2 дек. - тихий, радостный.

Илия (русс. Илья) - прор.: 2 авг.; мч.: 1 марта, 26, 30 сент., 1 янв.; прп.: 21,27 янв., 6 июля; 11 окт., 1 янв. - крепость Господня (евр.).

Иннокентий - свт.: 22 февр., 13 апр., 6 окт., 9 дек.; мч.: 18 июля; прп.: 1 апр. - невинный, безвредный (лат.).

Иоанн - святцы содержат много святых с этим именем, часто дается при крещении. 20 янв., 13 февр., 9 марта, 2, 9, 11, 12, 24, 25, 27 апр., 1,2, 12,21 мая, 1,4,6,7,8,9,11, 15, 23, 25 июня, 6, 7, 11, 13, 16, 25, 31 июля, 3, 12 авг., 11, 15, 16,20,27 сент., 6,9, окт., 1,4,10, 14, 22,25,26 нояб., 15,16, 17, 20, 23 дек. - благодать Божия (евр.).

Иосиф - свт.: 8 февр., 20 мая, 28 сент.; сщмч.: 24 мая, 16 нояб., 3 дек.; (Русск. (Осип) мч. 29 сент.; прп.: 27 янв., 17 апр., 10, 22 сент., 4, 31 окт. - приумноженный, прибыль. (евр.).

Ипполит - сщмч.: 12 февр.; мч.: 26 авг. - распрягающий коней. По одной из легенд, толкуется, как "растерзанный конями" (греч.).

Ираклий - мч.: 22 марта, 31 мая, 4 нояб. - от Геракла (греч.).

Исаак - мч.: 31 мая, 29 сент.; прп.: 27 сент., 10 февр., 25 апр. - смех (евр.).

Исидор (Русск. Сидор) - сщмч.: 21 янв.; мч.: 27 мая, 19 июля; прп.: 17 февр., 20 мая; блж.: 27 мая, 5 июня - дар богини Изиды (греч.).

Исмаил (Измаил) - мч.: 17 июня - слышит Бог (вероятно - о детях, как бы "выпрошенных у бога") (евр.).

Каллиник (Калина) - свт.: 5 сент.; мч. 6 июня, 11 авг., 20 нояб., 27 дек. -добрый, победитель, триумфатор (греч.)

Каллистрат - мч.: 10 окт. - добрый воин (греч.).

Капитон - сщмч.: 20 марта; мч.: 25 авг. - упрямый (лат.).

Карп -ап.:17 янв., 13 июня; мч.: 26 окт.; прав. 6 июля- плод (греч.).

Кассиан (Касьян) - прп.: 29 февр., 29 мая, 3, 5, 28 июня, 10 сент., 15 окт. - порожний, пустой; подругой версии - шлемоносец, от лат. "кассис" - шлем (лат.)

Кирилл - равноап.: 27 февр., 24 мая; свт.: 31 янв., 31 марта, 3 апр., 11 мая, 22 июня, б июля; сщмч.: 22 июля, 18 сент.; мч.: 22 марта, 11 апр.; прп.: 31 янв., 17 февр., 17 мая, 22 июня, 19 июля, 12 окт., 20 нояб., 21 дек.- солнце (перс.); барчонок, господин (греч.).

Климент (Климентий) - ап.: 17 янв., 5 мая, 23 сент.; равноап.: 9 авг.; сщмч.: 4 февр., 8 дек.; прп.: 17 мая - милостивый (лат.).

Кондрат - мч.: 28 апр. - отважный (герм.).

Константин - равноап.: 3 июня; свт.: 18 июня; мч.: 18 марта, 17 авг., 15окт.,4, 23нояб.; прп.: 11 авг., 8янв;блгв. кн.: 18 марта, 3, 5, 21 июня, 6, 16 июля, 2 окт. - твердый, постоянный (лат.).

Корнилий (Корней, Корнил) - сщмч.: 5 марта, 26 сент.; прп.: 1 июня, б июля, 4 авг. - сильный (лат.)

Косма (Кузьма) - свт.: 1 мая, 25 окт.; бесср.: 14 июля, 30 окт., 14нояб.; прп.: 3 марта, 6 июля, 11, 16 авг.-украшение (греч.).

Лавр - мч.: 31 авг. - лавр (лат.).

Лаврентий-свт.: 11 февр., 19июня, 11 окт.; мч.:23авг.; прп.: 2 февр., 29 мая, 10 сент.; архид.: 23 авг.; блж.: 23 авг. - лавровый, венчающий лаврами (лат.).

Лазарь - свт;: 30 окт.; прп.: 21 марта, 30 июля, 20, 30 нояб.; блгв. кн.: 28 июня - Бог помощник, Божия помощь (евр.).

Лев - свт.: 3, 5 марта - лев (русск.); само название животного через нем. "леве", лат. "лео" восходит к древне-егип. "лябу" - лев.

Леонид - мч.: 23 марта, 29 апр., 18 июня, 21 авг.; прп.: 30 июля - подобен льву, потомок льва (греч.).

Леонтий - свт.: 27 марта, 5 апр.; сщмч.: 4 февр.; мч.: 22 марта, 7 мая, 1,23 июля, 14, 22 авг., 26 сент., 30 окт.; прп.: 1 июля, 10 сент. - львиный (греч.).

Лука - ап.: 17 янв., 5 мая, 31 окт.; мч.: 11 февр., 12 авг.; прп.: 20 февр., 20 сент., 11 окт., 19 нояб., 24 дек. - светлый (лат.), из Лукании.

Лукиан (Лукьян) - сщмч.: 16 июня, 10 сент., 28 окт.; мч.: 28 апр., 19, 20 июля, 26 сент.; прмч.: 28 окт.; прп.: 6 июля - светлый (лат.).

Макарий (Макар)-свт.: 12 сент., 6 дек., 12 янв.; сщмч.: 14 мая; прмч.: 26 мая, 19 июня, 20 сент.; мч.: 18 февр., 19 сент.; прп.: 23, 27 янв., 1,4 февр., 4, 30 марта, 14 апр., 8 июня, 7, 31 авг., 10 сент., 5, 11 окт. - блаженный, счастливый (греч.).

Максим-свт.: 6 июля; мч.: 19 февр., 4 марта, 23 апр., 11, 13, 27 мая, 12, 24 авг., 18, 28 сент., 22 окт., 10 нояб., 5 дек.; прав.: 29 янв.; блж.: 26 авг., 24 нояб.- величайший (лат.).

Максимилиан - мч.: 4 мая, 17 авг., 5 нояб. - потомок величайшего (лат.).

Мануил - мч: 4 февр, 9 апр., 30 июня - определение

Божие(евр.).

Марк- ап.: 17 янв., 8 мая, 10 окт., 12 нояб.; свт.: 1 февр., 11 апр.;мч.: 16 июля, 11 окт., 9 нояб., 31 дек.; прп.: 27 янв., 18 марта, 18 апр., 10 окт., 11 янв.- сухой, увядающий (лат.).

Маркел - сщмч.: 22 февр., 20 июня, 27 авг.; мч.: 14 марта, 14 авг., 28 нояб.; прп.: 11 янв. - воинственый (лат.).

Мартин (Мартын) - свт.: 27 апр., 25 окт.; прп.: 19 июня, 10 июля - воинственный, принадлежащий или посвященный Богу войны Марсу (лат.).

Матфей (Матвей) - ап.: 13 июля, 29 нояб.; прп.: 11, 18 окт. - Божий дар (греч.).

Мелетий (Мелентий) - свт.: 25 февр., 4 окт.; мч.: 6 июня - пекущийся, заботливый (греч.).

Мефодий - равноап.: 19 апр., 24 мая; свт.: 27 июня; сщмч.: 3 июля; прп.: 17, 27 июня - упорядоченный (греч.).

Мирон - свт.: 21 авг.; мч.: 30 авг. - миро (греч.).

Митрофан - свт.: 17 июня, 6 июля, 20 авг., 6 дек. - матерью явленный, слава матери, имеющий славную мать (греч.).

Михаил - архангел: 19 сент., 21 нояб.; равноап.: 15 мая; свт.: 5 июня, 13 окт.; прмч.: 5 июня, 11 авг., 14 окт.; прп.: 24 янв., 20 мая, 6, 25 июля, 31 дек.; мч.: 3 окт., 30 нояб,; прав.: 5 дек.; блгв. кн.: 27 февр., 27 марта, 3, 19 июня, 6 июля, 5 дек. - кто, как Бог, подобный Богу (евр.).

Михей - прор.: 18 янв., 27 авг.; прп.: 19 мая - кто подобен богу (евр.).

Модест - свт.: 31 дек.; мч.: 29 мая, 28 июня - скромный (лат.).

Моисей - прор.: 17 сент.; свт.: 7 февр.; прп.: 27 янв., 7 марта, 8, 10 авг., 10 сент., 11 окт. - отводы взятый (егип.).

Мокий - сщмч.: 24 мая; мч.: 11 февр., 16 июля - насмешник, осмеивающий (греч.).

Мстислав - блгв. кн.: 27 июня, б июля - славный мститель (слав.).

Назарий (Назар) - мч.: 27 окт. - посвященный Богу (евр.).

Наум - прор.: 14дек.; равноап.: 9 авг. - утешение (евр.).

Нестор - сщмч.: 13 марта; мч.: 14 марта, 9 ноября; прп.: 10 сент., 11 окт., 10, 12 ноября - возвратившийся домой, вернувшийся на родину (греч.).

Никандр - сщмч.: 17 нояб.; мч.: 28 марта, 18 июня, 20 ноября; прп.: 7 окт., 17 нояб. - победоносный муж, муж победы, видящий победы (греч.).

Никанор-ап.: 17янв., Юавг., 10 янв. - видящий победы (греч.).

Никита - свт.: 13 февр., 2 апр., 13 мая, 10 июня; мч.: 28 сент.; прп.: 16 апр., 17, 27 мая, 5, б июня, 6 июля, 26 окт.; прав.: 22 сент. - победитель (греч.).

Никифор - свт.: 26 марта, 15 июня; мч.: 13, 22 февр., 23 марта, 26 нояб.; прп.: 22 февр., 2, 17 мая - победоносец (греч.)

Никодим - прав.: 15 авг.; свт.: 24 мая, 12 сент.; прп.: 14, 16 июля, 11 окт., 13 нояб., 26 дек. - побеждающий народ (греч.).

Николай - свт.: 16 февр., 22 мая, 19 дек.; мч.: 22 марта; прп.: 17 февр., 6 янв.; блж.: 13 марта, 9 авг. - побеждающий народ (греч.).

Никон - мч.: 11 окт., 20 нояб.; прмч.: 5 апр.; пр

Обряды и таинства.