Значение слова СОФИЯ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству

СОФИЯ

(греч. премудрость), Премудрость Божия в ветхозаветных книгах Притчей Соломоновых, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, олицетворение высшей мудрости и творческой любви Бога, Его мироустрояющая воля, источник бытия и орудие творения. Христианская традиция, начиная с апостольских времен, отождествляет Софию с вторым лицом Св. Троицы, Сыном Божиим Иисусом Христом ( мы проповедуем... Христа, Божию силу и Божию премудрость 1 Кор 1, 24 и др.). В Византийском и древнерусском искусстве известны изображения Софии в виде аллегорической фигуры как самостоятельные, так и в составе сложных символических композиций на темы Божественного Домостроительства: Премудрость созда себе дом (Притч IX, 1) и София, Премудрость Божия новгородского извода. Несмотря на то, что первая композиция иллюстрирует определенный текст книги Притчей Соломоновых, а вторая носит абстрактно догматический характер, и в той и в другой представлены символические образы воплощения, искупительной жертвы, Страшного Суда и грядущего воссоединения человека с Богом важнейших элементов Божественного Домостроительства, олицетворением которого, в свою очередь, выступает образ Софии. Обе композиции складываются в ХIV-XV вв. Позднесредневековая традиция (начиная с XVII в.) нередко сближает Софию с Богоматерью отражением такого сближения служит, в частности, т. наз. киевско-ярославская икона Софии, Премудрости Божией.

Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству.