? епископ луцкий и острожский, один из творцов унии, происходил из обедневшей отрасли некогда знатного русско-шляхетского рода, имевшего поместья в Галиции; родился, по-видимому, в Пинске, где был протопопом и сильно бедствовал. Овдовев, принял монашество и в 1572?73 гг. прямо возведен был в сан епископа пинского и туровского, не по избранию паствы, а по назначению польского правительства. В 1585 г. К. получил от Стефана Батория одну из богатейших южнорусских епархий ? луцкую и острожскую. Будучи епископом, К. заботился исключительно о личном своем обогащении, о восстановлении и расширении своих владельческих прав, вел беспрестанные судебные тяжбы, весьма часто предпринимал вооруженные "наезды" на поместья своих противников, разорял села, причем нередко лично предводительствовал своими гайдуками, вообще вел жизнь не духовного лица, а богатого магната того времени, навлекая на себя обвинения в целом ряде тягчайших преступлений. Константинопольский патриарх Иеремия, прибыв в 1588 г. в южную Россию, подверг его осуждению, но хитрый и ловкий К. (митрополит Михаил Рогоза называл его "райским змеем" и "коварной лисицей") успел оправдаться перед патриархом настолько, что последний назначил его своим экзархом. Когда возбужден был вопрос об унии западнорусской православной церкви с римской, К. был одним из первых, примкнувших к видам польского правительства и папы. В 1595 г., вместе с Ипатием Поцеем (см.), он ездил в Рим, где не только присягнул на иерархическое подчинение папе, но и принял всецело учение римской церкви. Вернувшись из Рима, К. открыл в Бресте собор, которым 8 октября 1596 г. и провозглашена была уния (см.). Что К. стремился лишь к уравнению своего положения с широкими правами вельможных католических епископов, всего лучше доказывается тем, что после провозглашения унии он, в противоположность Ипатию Поцею, не принимал никаких мер к упрочению ее в народе, продолжая веселую жизнь богатого магната. + в 1607 г.
Ср. Левицкий, "Южнорусские архиереи XVI-XVII вв." ("Киевская Старина", 1882 г., кн. I).