Значение ЕВЛОГИЙ (ГЕОРГИЕВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое ЕВЛОГИЙ (ГЕОРГИЕВСКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Евлогий (Георгиевский) ( 1868 - 1946 ), митрополит , экзарх Западной Европы Московского Патриархата .

В миру Георгиевский Василий Семёнович, родился 10 апреля 1868 года в селе Сомово Одоевского уезда Тульской губернии в семье священника. В молодые годы он часто посещал Оптинскую пустынь и великого старца этой обители Амвросия , который раскрыл ему духовную красоту иночества . Заложенное великим старцем было окончательно утверждено одним архипастырем, участвовавшим впоследствии в его хиротонии во епископа. По его свидетельству, будущий митрополит понял, что пастырство, как высочайшее служение любви Христовой, требует прежде всего от своих служителей самоотречения, что аскетизм является существенным, важнейшим свойством пастырского настроения и главнейшей основой пастырской деятельности, понял, что служить делу духовного возрождения и спасения можно не иначе, как через умерщвление в себе личной себялюбивой жизни. Ему стало ясно, что жизнь инока-пастыря, обрученного с Церковью и окруженного "светообразными чадами церковными", полна таким богатством внутреннего содержания, которое изгоняет из сердца чувство духовного одиночества и с избытком восполняет отсутствие радостей семейной жизни. Однако полный переворот в его душе к иноческой жизни произошел после духовной школы.

В 1882 году окончил Белевское духовное училище , в 1888 году Тульскую духовную семинарию (первым учеником), и в 1892 году Московскую духовную академию кандидатом богословия (его диссертация была посвящена святителю Тихону Задонскому ).

По окончании академии назначен 12 марта 1893 года помощником смотрителя Ефремовского духовного училища , а в 1894 году преподавателем Тульской духовной семинарии.

3 февраля 1895 пострижен в монашество архимандритом Антонием , 12 февраля рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором Владимирской духовной семинарии .

В 1897 году назначен ректором Холмской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита . Будучи ректором семинарии, отец Евлогий начал входить в общение с будущей своей паствой, посещал сельские храмовые и местночтимые праздники, совершал богослужения, произносил проповеди, беседовал с крестьянами, знакомился с их бытом, воззрениями и нуждами. Состояние Холмского простонародья, пережившего многовековое духовное и материальное иго польских ксендзов и помещиков, и почти утратившего русское самосознание, вселило в него решимость пробудить в нем православно-русское самосознание и улучшить его материальное положение.

Архипастырь Холмщины

12 января 1903 года хиротонисан во епископа Люблинского , викария Холмской епархии . Хиротония состоялась в городе Холме , ее совершали архиепископ Холмский Иероним и епископы Гродненский Иоаким , Волынский Антоний и Владимиро-Волынский Арсений . Епископское служение владыка Евлогий начал делом благотворения: на пожертвованные им средства в столовой попечительства о народной трезвости 12 января бесплатно выдавались чай и закуски беднейшим жителям Холма без различия исповеданий.

С 18 июля 1905 года епископ Холмский и Люблинский . Сделавшись самостоятельным епископом, владыка Евлогий немедленно приступил к исполнению своих желаний. Были воздвигнуты в короткое время благолепные храмы, привлекались к постройке и украшению их щедрые благотворители из России и местные. Быстро развивалась широкая церковно-просветительная деятельность, увеличились церковно-приходские школы высших и низших типов, возникли периодические издания: "Церковная жизнь" (Холмская, с "Народным листком"), "Братская беседа", "Холмская Русь". Оживилась деятельность приходских братств чрез объединение ее посредством Холмского Богородицкого Братства . По мысли владыки и при его деятельном участии возникли новые благотворительные и просветительные организации: Холмское женское благотворительное Общество; Народно-просветительное общество Холмской Руси; Холмская Архивная Комиссия. В Холме ежегодно собирались съезды местных деятелей для обсуждения вопросов церковной и общественной жизни, проходившие почти всегда под председательством владыки. Для улучшения экономического состояния населения были учреждены: Холмское сельскохозяйственное Общество взаимного кредита; Фирмокомандитное товарищество для покупки и парцелляционной распродажи имений православным земледельцам; Русское сельскохозяйственное общество Холмщины и Подляшья для улучшения крестьянского хозяйства. Все эти учреждения были организованы при энергичном содействии и щедрых пожертвованиях владыки.

Многие начинания на пользу и процветание Холмского края встречали со стороны владыки горячее сочувствие и деятельную помощь. При этом он не оставлял и пастырского попечения о своей епархии: служил и проповедовал во все воскресные и праздничные дни торжественные литургии в Холмском соборе; часто посещал духовно-учебные и светские заведения, присутствовал на экзаменах и школьных праздниках; по нескольку раз в течение года совершал поездки по епархии, ревизовал приходы, испытывал учащихся по Закону Божию. Епископ Евлогий был одним из активнейших архиереев Русской Церкви того времени.

Любовь простого народа к владыке была велика и когда русское население Холмщины и Подляшья получило право иметь особого представителя в Государственной Думе, то в 1907 году избранником от православного населения Люблинской и Седлецкой губернии стал владыка Евлогий. В Думе он примкнул к умеренно-правым и выдвинул в Думе идею выделения Холмщины из Царства Польского , тогда не принявшую еще форму законопроекта. Дума 2-го созыва просуществовала недолго, но в том же году владыка был избран в III Государственную Думу , где был членом фракции умеренно-правых, а затем (после образования) - членом Совета фракции умеренно-правых и националистов. Внесенный министерством внутренних дел и принятый Думой в 1912 году законопроект о выделении Холмской губернии в значительной степени является его делом, он агитировал за него также в пределах своей епархии, утверждая, что он благоприятствует интересам русского крестьянства. Владыка также работал в комиссиях: вероисповедной (председатель комиссии), земельной, старообрядцев, законодательных предположений. С право-националистических позиций выступал по вопросу о земстве в западных губерниях 12 мая 1910 года. Был категорическим противником законопроекта о свободе перехода из одного вероисповедания в другое, который обсуждался 30 мая 1909 года, защищал церковно-приходские школы, отстаивал увеличение содержания духовенства и т. д. От избрания в IV Думу отказался.

Принимал участие в право-монархическом движении. Будучи членом Гос. Думы, регулярно участвовал в заседаниях Русского Собрания (PC), служил молебен при открытии гимназии PC, а после проводил собеседования на духовно-нравственные темы с гимназистами. Прислал свое благословение 1-му Всероссийскому съезду Русских Людей в Санкт-Петербурге 8—12 февраля 1906 года (Всероссийский съезд Русского Собрания), которое передал делегат съезда председатель Варшавского отдела PC проф. Д. В. Цветаев. Прислал также «горячее приветствие» Съезду Русских Людей в Москве 27 сентября — 4 октября 1909 года. Член Главного Совета Всероссийского Национального Союза, почетный член Русского Окраинного Общества.

20 мая 1912 года был возведён в сан архиепископа .

Был первым председателем "Общества сближения Англиканской Церкви с Православной", которое было открыто в январе 1912 года.

С 14 мая 1914 года архиепископ Волынский и Житомирский .

С 1914 года один из руководителей Союза русского народа .

В 1917 году ему было поручено временное управление Холмской епархией. Во время Первой мировой войны жил все время в прифронтовой полосе, не раз бывал на фронте. После Февральской революции 1917 года, как вспоминал владыка: « началась против меня травля. Называли «черносотенцем», «старорежимником». По своим политическим убеждениям я был монархистом ... Монархические убеждения сложились у меня органически, под влиянием ряда условий и обстоятельств моей жизни » [1] . Однако удалить с кафедры его не удалось. Прошедший 17 апреля 1917 года Первый свободный Епархиальный съезд Волынского духовенства выразил ему доверие и просил Святейший Синод оставить его на Волыни « как архипастыря любимого, уважаемого и искренне православным людям желанного ».

Участвовал в подготовке Священного Собора Православной Российской Церкви в 1917 - 1918 годах и принял в нем участие, будучи председателем в отделе богослужения, проповедничества и церковного искусства. Был сторонником патриаршества . 13 ноября отпевал в Успенском соборе Кремля погибших в ходе большевистского переворота юнкеров. 7 декабря 1917 года избран одним из шести членов Святейшего Синода.

В заключении и зарубежом

Во время гражданской войны проживал в оккупированном немцами Киеве , где 4 декабря 1918 года был арестован петлюровцами и вместе с арестованным на следующий день архиепископом Антонием был вывезен в Польшу , затем в Австрию и Румынию . Они находились в заключении в монастыре Бучач вместе с привезенными позднее из Киева епископом Чигиринским Никодимом и его иеродиаконом Николаем и привезенными из Почаева архимандритом Виталием и иеромонахом Тихоном . Затем владыка Евлогий был некоторое время в заключении в Кракове . После 9-ти месячного заключения по требованию стран Антанты был освобожден и в сентябре 1919 года прибыл в Новороссийск . Здесь он стал членом Временного Высшего Церковного Управления Юга России в Новочеркасске , Екатеринославе . Отпевал архиепископа Алексия и Владимира Пуришкевича .

19 января 1920 года с группой архиереев и бывшим товарищем обер-прокурора Святейшего Синода князем Н. Д. Жеваховым эмигрировал в Сербию . Открывал Съезд Хозяйственного восстановления России в городе Рейхенгалль ( Бавария ) 29 мая — 4 июня 1921 года, в ходе которого служил молебен и панихиду по всем за Веру, Царя и Отечество живот свой положившим.

26 марта 1921 года указом святителя патриарха Тихона назначен управляющим приходами в Западной Европе .

30 января 1922 года возведён в сан митрополита . Некоторое время жил в Берлине , затем поселился в Париже , где организовал Богословский институт , в котором преподавали Сергий Булгаков , Антон Карташев и другие известные философы и богословы.

После выхода декларации митрополита Сергия перешел в оппозицию ему. 28 мая 1930 года митрополитом Сергием был уволен от управления православными русскими церквями в Западной Европе, запрещен в священнослужении вместе с подчиняющимися ему клириками. В феврале 1931 года митрополит Евлогий перешел со своими приходами в юрисдикцию Константинопольского патриарха. Из русских приходов в Западной Европе последовавших за митрополитом Евлогием был образован во главе с ним "Временный Экзархат" .

Отрыв свой от Московской Патриархии переносил с крайней болезненностью, но почел бы бесчестным оставить десятки тысяч пасомых, так как считал что в противном случае они уйдут "в раскол еще худший". О митрополите Сергии, с которым издавна связан был узами личной дружбы, говорил со слезным волнением, расхождение с ним было его душевной трагедией, но в одиночестве он много и усердно за него молился.

Если дореволюционная Петербургская епархия не насчитывала в Западной Европе и десяти приходов, при нем их количество выросло почти до ста. Он всегда требовал, чтобы храм был не только молитвенным домом, но и центром русской культуры, русской пропаганды, и первую заботу его составляли те же дети, стремление уберечь их от денационализации.

Во время Великой Отечественной войны митрополит Евлогий вел себя как русский патриот. Для него это означало поддержку СССР и он одним из первых из Западноевропейской русской эмигрантской общины в 1945 году получил советский паспорт.

25 августа 1945 года воссоединился с Русской Православной Церковью с оставлением митрополитом, экзархом Западной Европы .

Скончался 8 августа 1946 года в Париже и был погребён на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа в склепе церкви Успения Божией Матери .

Оценки

Митрополита Мануила (Лемешевского)

Будучи за границей был широко и щедро обласкан "сильными мира сего", авторитет его в кругах инославных был исключителен. Но неизменно всю жизнь стремился он к "простому человеку", и чем проще был человек, тем свободнее ему было с ним. В нем примечали простодушность доходившую до наивности, непритязательность. Вкуса и качества еды не замечал, - хоть совершенно чужд был аскетизма, - "митрополичьи покои" его были скромнее сторожки в ином храме, а любимое облачение его было из грубого сурового холста. Детей же он любил и становился равным им в их обществе. В последние месяцы, когда уже почти никого не принимал он, дети неизменно имели к нему доступ.

При этом, за внешней простотой своей был образован, любознателен и либерален. Первый разрешил у себя радиопередачи церковных служб. Он говорил: " Когда-то и против электричества боролись. А на самом деле всякая сила, человеку полезная и человека улучшающая, - от Бога ". Прекрасно знал светскую литературу и следил за ней. Неизменно восторгался Пушкиным , в котором открывал все новые и новые сокровища, любил Толстого , Мельникова-Печерского , Лескова .

Не переносил лести. Властолюбию был чужд, но по природе своей был властен.

В беседах любил вспомнить семинарские времена и бедную юность, рассказать о своих молодых встречах с виднейшими впоследствии церковными иерархами его поколения, о Государственной думе и о своей работе на Холмщине. Не отказывался от рюмки водки, но ей предпочитал рябиновку, которую называл "поповским напитком" и "дроздовкой", - за то, что дрозды клюют рябину и за то, что суровый митрополит Филарет (Дроздов) не переносил спиртного. Любил, по русскому обычаю, подарки, но широко и сам отдаривал, а пасхальные и новогодние посылочки русским туберкулезным любовно составлял сам. Был необыкновенно добр, бескорыстен, широко щедр, внимателен к собеседнику, любил мирить, и особенно, - венчать. При всей занятости сложной и тяжелой и большой административной работой, всегда и неизменно преисполнен был "веселия духовного".

Награды

бриллиантовый крест на клобук ( 1915 ).

Труды

О святителе Тихоне Задонском и его творениях , М., 1898.

"Речь в Государственной думе по вопросу обсуждения сметы Св. Синода", Приб. к "ЦВ" , 1910, № 10, 456-460.

"Слово, сказанное перед погребением Столыпина", Приб. к "ЦВ" , 1911, № 38, 1561.

"Поучение при совершении чина закладки храма в г. Холме", Приб. к "ЦВ" , 1913, № 28, 1301.

Галицко-волынскому народу и его духовенству (Воззвание) , Пг., 1914.

Доброе слово воинам , Житомир, 1914.

"Послание Галицко-русскому народу и его духовенству", Приб. к "ЦВ" , 1915, № 2, 30.

Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной , IMCA-Press, 1947; Париж, 1954; М., 1994:

http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=720

Литература

Церк. Вед. , 1902, № 50, 377; 1905, № 32, 385; 1906, № 50, 519; 1908, № 38, 291; 1909, № 24, 246; 1912, № 20, 195; 1914, № 21, 256.

Приб. к "ЦВ" , 1903, № 4, 125-126; № 5, 158-161; 1910, № 10, 456-460; 1914, № 23, 1040, 1918; № 5, 171, 172.

Русск. Паломн. , 1912, № 17, 255 (фото); № 35, 540; 1914, № 26, 419, 420.

ЖМП , 1931, № 2, 2; № 3, 1; 1932, № 11-12, 1; 1945, № 10, 14; № 11, 43; 1946, № 4, 19; № 5, 15; № 9, 9-15, 30-38; 1951, № 6, 26; 1954, № 11, 44-46; 1959, № 11, 14, 15, 16; 1960, № 2, 31, 33; № 8, 11; 1963, № 2, 31, 47; 1993, № 11.

Церк. Вестн. , 1908, № 2, 50; № 9, 281; № 12, 374; № 13, 409; № 24, 747; № 31, 957; № 38, 1191.

Изв. Каз. Еп. , 1912, № 5, 149; № 6, 192; № 10, 344.

Русс. Прав. Церк. , 150, 152, 194.

Красный Архив , 1929, т. 26, 120.

Мисс. Календ. , 1907, 132.

Газета Речь , 1911, 27 ноября и 3 декабря.

Деяния первых двух Всероссийских Съездов Русских Людей , СПб., 1906.

Сборник Съезда Русских Людей в Москве 27 сентября — 4 октября 1909 , М., 1910.

Галерея государственных, общественных и торгово-промышленных деятелей России , СПб., 1909.

3-й созыв Государственной думы. Портреты, биографии, автографы , Изд. Н. Н. Ольшанского, СПб., 1910.

Вступление высокопреосвященного Евлогия на Волынскую кафедру , Житомир, 1914.

Родзянко, Крушение империи , Изд. "Прибой", 1927, 61, 111.

Двуглавый орел , 1928, № 20.

Стахович, Александр, О деятельности митр. Евлогия в государственной думе .

Елевферий, митр., Неделя в Патриархии , Париж, 1933, 131, 146, 147.

Елевферий, митр., Соборность Церкви. Божие и Кесарево , Париж, 1938, 64, 66 и т.д.

Правда о религии в России , МП, 1942, 13.

ФПС , I, № 9, 1, III, 3.

Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год , 108-109.

Булгаков, 1416.

БЭС , т. II, стб. 2289.

Регельсон, 268ff., 272, 274, 278, 284, 285, 478-480, 482, 498.

Irenikon , 19 (1946), 352-370.

Struve, 508-511.

Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte , I, 179, 211, 240; III, 143, 147-149, 164, 165-172, 174, 180.

Никона (Рклицкий), Жизнеописание... , т. VII, passim.

Стратонов, И., Русская церковная смута, 1921-1932 , Берлин, 1932, passim.

K. Chr. Felmy, Predigt im orthodoxen Ru?land , Gottingen, 1972, 171, 188f.

W. Gunther, Zur Geschichte der Russisch-orthodoxen Kirche in Deutschland in den Jahren 1920 bis 1950 , Sigmaringen, 1982, passim.

Igor Smolitsch, 167, 212, 214, 323f., 325f., 404, 660ff., 667f.

Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographe von Manuil (Lemesevskij) , Т. 3, Erlangen, 1984.

Голостенов, М. Е., "Евлогий (Георгиевский Василий Семенович)", Политические деятели России 1917. Биографический словарь , М., 1993.

Теньтюков, В. И., "Евлогий (Георгиевский Василий Семенович)", редкол. Янин, В. Л., Кареев, В. М., Волков, М. Д., и др., Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 года: Энциклопедия , т. 2, М., 1996.

Коцюбинский, Д. А., Русский национализм в начале XX столетия. Рождение и гибель идеологии Всероссийского национального союза , М., 2001.

Степанов, А., "Евлогий (Георгиевский Василий Семенович)", Платонов, О. А., гл. ред. и сост., Степанов, А. Д., сост., Святая Русь. Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм , М., 2003.

Платонов, О.А., отв. ред., Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917 , М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.

Использованные материалы

Страница проекта по всемирной истории Хронос :

http://www.hrono.ru/biograf/evlogi.html

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3708

[1] _Путь моей жизни_, Париж, 1954, 171-72. Ср. http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=735

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.