? Почти у всех народов существует понятие о бессмертии и продолжении бытия человека после разрушения тела. Но в частных чертах загробное существование определяется различно в различных религиях. Греки знали только о недеятельном и безрадостном состоянии мертвых в царстве теней, из которого освобождались только герои и полубоги. Впрочем, им не чуждо было понятие о зависимости загробного существования от земной жизни и о воздаянии за гробом добрым и злым по делам их: первые удостаиваются блаженства в Елисейских полях, вторые подвергаются мукам в Тартаре. Представления о загробном существовании египтян и индусов выражается учением о переселении душ. Из всех древних народов более определенное представление о воскресении людей, и притом о воскресении тел, существовало у персов: при появлении Созиоша все мертвые будут воскрешены Ормуздом, и притом в их прежних телах, которые воссоздадутся из элементов природы, кости ? из земли, кровь ? из воды и проч. В древние времена представление евреев о загробном существовании не отличалось определенностью; их представления о шеоле , где обитают умершие, так же смутно, как и понятия древних греков. Впоследствии эти представления евреев о загробном существовании более определились. Но нет оснований полагать, что здесь было прямое заимствованиe у персов, хотя, конечно, знакомство с персидским учением могло способствовать определению и уяснению существовавших уже у евреев общих понятий. В Псалмах и книге Иова (Иова, 19, 25?27), у пророков Исайи (26, 19), Иезекииля (37, 7?10) и Даниила (12, 2?3) вера в В. выражена ясно и определенно. Эта вера была доступна не одним только избранникам, но была общим достоянием народа (2 Мак., 7; Иоан., 11, 24; Мат., 22, 23; Map., 12, 18 и проч.). Но все ли люди воскреснут, или только добродетельные, когда произойдет В., какой образ примут воскресшие и многие другие частные понятия у евреев не были точно сформулированы. В христианстве понятие о воскресении мертвых сделалось общей верой и получило более точные определения. В. мертвых совершится во время второго пришествия Христа. Оно будет действительным воскресением людей по их телесной природе, а не нравственным только воскресением, перерождением и преобразованием, как учат некоторые рационалистические богословы. Фарисеи думали, что только душам праведных будут возвращены их тела, а христианство ясно учит, что воскреснут все люди без различия ? праведные и грешные (Иоан., 5, 29; Деян., 24, 15; I Кор., 15, 22 и проч.). Для язычников догмат о воскресении тел представлялся самой странной нелепостью христианского учения. Поэтому с первых времен многие отцы и учители церкви определяли и защищали догмат В., как-то: Афинагор, Тертуллиан, Минуций Феликс, Ипполит и Августин. Язычники считали невозможным, чтобы сгнившее, на тысячу атомов распавшееся, съеденное зверями или сожженное огнем тело могло воскреснуть. Чтобы отнять у христиан всякую надежду на воскресение, они сжигали тела лионских (и других) мучеников, а пепел бросали в воду. Даже некоторые христиане не чужды были отчасти таких понятий. Этим объясняется боязнь потерять какой-нибудь член тела, особый страх некоторых мучеников, например Монтана и Луция, перед смертью на костре. Во многих эпитафиях мы встречаем или угрозы, или усердные просьбы не нарушать покой мертвецов и не удалять костей из гроба. Смерть для первых христиан была переходом к бессмертию, а гроб ? колыбелью лучшей новой жизни. Поэтому гробы украшались различными символами и типическими изображениями радостного свойства. По учению Св. Писания, тело воскресшее будет преобразовано в нетленное, не подлежащее разрушению; оно будет сильное (???? ?? ???????), не подлежащее изнеможению и болезням и духовное ? не подчиненное требованиям животной жизни. Относительно свойств воскресшего тела церковные учители и писатели учат различно. Одни обращали особенное внимание на тождественность воскресшего тела с настоящим и учили, что человек воскреснет с тем же телом, с которым жил, даже если оно будет искалеченное или уродливое. Другие, как александрийцы, обращали преимущественное внимание на новые качества воскресшего, преображенного тела. Ориген, в полемике с еретиками, хотя и допускавшими В., но отрицавшими тождественность воскресших тел с настоящими, говорит, что "мы должны получить снова не какие-либо иные, чужие, но наши собственные тела". Но, ратуя против хилиастов, признававших полную тождественность воскресших тел с настоящими не только по виду, но и по свойствам и отправлениям, он учил, что мы получим по В. тело духовное, эфирное, не подлежащее ни зрению, ни осязанию, не имеющее никакой тяжести и веса, способное изменяться сообразно с местом, где будет обитать. Такими определениями Ориген доводит качественность воскресшего тела до ангельской бесплотности и, по-видимому, противоречит тому, что сам же говорит о тождественности воскресшего тела с настоящим. Это противоречие объясняется тем, что Ориген предполагал в настоящем теле, кроме материальной, еще и другую, нематериальную субстанцию, из которой и должны, по смерти настоящего тела, развиться будущие эфирные и духовные тела. Двойственность Оригена вызвала двоякое отношение к нему и к самому вопросу. Одни заподозрили Оригена в скрытом отрицании В. тел в собственном смысле этого слова и, осуждая его, настаивали даже на мелочной тождественности воскресших тел с настоящими. Другие, может быть, глубже понимавшие учение Оригена, явились его защитниками. В частности рассуждали: будут ли половые различия между воскресшими? Какого возраста будут воскресшие? При этом говорили или за юношеский (Августин), или за мужеский (Иероним); другие утверждали, что человек воскреснет в том возрасте, в котором умер (Иустин, Тертуллиан). В Средние века только И. Скот Эригена усвоил себе представления Оригена о новых свойствах воскресшего тела; а все другие, следуя Иерониму и Августину, настаивали на полной тождественности воскресшего тела с настоящим. Схоластики задавали и решали всякие затейливые вопросы: воскреснут ли волосы и ногти и в каком количестве? Воскреснут ли кишки и чем будут наполнены? и проч., и проч. Всякие тонкости этого рода можно читать у Симеона Полоцкого в его "Венце веры". В. тела почитается догматом одинаково у православных, у католиков и протестантов.
П. В.