Аидоней.
Эпитеты :
Полидект - "принимающий много"
Полидегмон - "гостеприимец".
Боялись называть Аида по имени и пользовались эпитетами. Отсюда прозвище Аида - "многоименный".
Агесилай - “вождь народа”.
Адмет - “неодолимый”, так же звали мужа Алекстиды
Его храм в Элиде у подножья горы Менте.
У него было солнечное стадо на о.Эрифея (“Красная земля”) - там солнце умирало каждую ночь.
***
В греческой мифологии бог — владыка царства мёртвых, а также само царство. Аид — олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Рев, брат Зевса и Посейдона (Hes. Theog. 455), с которыми разделил наследие свергнутого отца (Ноm. II. XV 187—193). Аид царствует вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), которую он похитил в то время, как она собирала на лугу цветы. Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. После этого Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть — с Аидом (Ноm. Нemn, V 445—447). Гомер называет Аида –“щедрым” и “гостеприимным” (V 404, 430), т. к. смертная участь не минует ни одного человека; Аид — “богатый”, именуется Плутоном (V 489; от греч. — богатство, откуда затем переосмысление бога богатства Плутоса), т. к, он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. Аид — обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина (Ноm. II. 484—485) и герой Персей, добывая голову Горгоны (Ароllоn. II 4, 2). Свидетельством возросшей самостоятельности и дерзости героического поколения в эпоху классической олимпийской мифологии является поединок Аида и Геракла, в котором Геракл ранит Аида (II 7, 3). Его исцеляет божественный врачеватель Пеон (Ноm. II. V 395—403). Геракл похищает из царства мёртвых Аид пса — стража А. (Ноm. II. VIII, 367. Оd. XI 623). Аид был обманут также хитрецом Сисифом, покинувшим однажды царство мёртвых (Soph. Philoct. 624—625). Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену ещё до выхода из царства Аида ; Verg. Georg. IV 454 след.; Ovid. Met. Х 1—63).
Аид и Персефона. Фрагмент росписи краснофигурного килика. Ок. 430 до н.э. Лондон, Британский музей.
В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса, недаром Зевс именуется Хтонием — “подземным” (Нes. Орр. 405) и “спускающимся вниз” Аиду не приносят жертв, у него нет потомства и даже жену он добыл незаконным путём. Его побеждает Геракл, т. к. он второстепенное божество. Однако Аид внушает ужас своей неотвратимостью. Напр., Ахилл готов быть скорее подёнщиком на земле у бедного крестьянина, чем царём среди мёртвых (Ноm. Od. XI 489 — 491). Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление об Аиде (“Разговоры в царстве мёртвых”, имеющие истоком, видимо, “Лягушек” Аристофана). Согласно Павсанию (VI 25, 2), Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому как люди только раз спускаются в царство мёртвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.
Аид именуется также пространство в недрах земли (Ноm. II. XX 61—65), где обитает владыка над тенями умерших, которых приводит Гермес. Представление о топографии Аида усложнялось с течением времени. Гомеру известны: вход в царство мёртвых, который охраняет пёс — страж Аида (VIII 365—369) на крайнем западе (“запад”,. “закат” —символ умирания) за рекой Океан, омывающей землю (Ноm. Od. Х 508), асфоделевый луг, где блуждают тени умерших (XI 537-570), мрачные глубины Аида — Эреб (XI 564), реки Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон (X 513—514), тартар (Ноm. II. VIII 13—16). Поздние свидетельства добавляют Стигийские болота или Ахерусийское озеро, в которое впадает река Кокит, огненный Пирифлегетон (Флегетон), окружающий Аида , реку забвения Лету, перевозчика мёртвых Харона. трёхглавого пса Кербера (Verg. Aen. VI 295—330, 548—551). Суд над мёртвыми вершит Минос (Ноm. Оd. XI 568—571), в дальнейшем праведные судьи Минос, Эак и Радаманф — сыновья Зевса (Рlat. Gorg. 524 а), Орфико-пифагорейское представление о суде над грешниками; Титием, Танталом, Сисифом (Ноm, Оd. XI 576—600) в тартаре — как части Аида нашло место у Гомера (в поздних слоях “Одиссеи”), у Платона (Рhaed. 112а—114с), у Вергилия. Подробное описание царства мёртвых со всеми градациями наказаний у Вергилия (“ Энеида” VI) опирается на диалог “Федон” Платона и на Гомера с уже оформленной у них идеей искупления земных проступков и преступлений. У Гомера в XI книге “Одиссеи” намечаются шесть историко-культурных напластований в представлениях о судьбе души (Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии. 1957, с. 23—25). Гомер называет также в Аиде место для праведников —елисейские поля или элизиум (Ноm. Оd. IV 561—569). Об “островах блаженных” упоминают Гесиод (Орр. 166—173) и Пиндар (Ol. II 54—88), так что разделение Вергилием Аида на элизиум и тартар также восходит к греческой традиции (Verg. Аen. VI638—650, 542—543). С проблемой Аида связаны также представления о судьбе души, соотношении души и тела, справедливом возмездии — образе богини Дике, действии закона неотвратимости (см. Адрастея).
*
сын Крона и Реи. Делит власть над миром с Зевсом и Посейдоном, властвуя в Аиде. Владыка душ умерших. Владыка земных недр. Особенно почитаем в Мессении. Любимые цвета: черный. Синонимы и эпитеты: владыка мертвых, Хтоний - подземный, мрачный, Плутос - богатый, Евбулей - советчик.
***
Аид - царство
ВХОДЫ В НЕГО
1. у мыса Тенар в Лаконии
2. в Пилосе
3. у оз.Аверн (Италия)
4. Аорн в Теспротии (через эту щель прошел Орфей)
5. на о.Левка в Понте Аксинском
6. В земле мариандян на мысу Ахеронт - Вифинское море. На мысу растет ряд платанов, от него идет долина, в ней - пещера Аида, скрыта лесом и склами. Оттуда валит морозный пар, замерзает и кристаллизуется к полудню. У подножия мыса всегда плещут волны и наверху трепещет листва от пещерного ветра. Там - устье реки Ахеронт, что, прорываясь сквозь мыс, впадает в море с востока. Сверху же воды его ведет долина. Реку зовут “Спасеньем судов”, оттого что спасла во время бури мегарцев и их суда, когда они хотели заселить край мариандян).
7. Ахерусейское оз. в Вифинии (может быть, 6?)
8. Ахерусейское оз. в Кампании
9. Ахерусейское оз. в Эпире
КТО ВЕРНУЛСЯ ОТТУДА
1. Деметра
2. Дионис
3. Асклепий
4. Геракл
5. Иолай
6. Диоскуры
7. Алекстида
8. Орфей
9. Тесей
1О. Пирифой (?)
11. Адонис - на 2 трети года возвращается к Афродите.
12. Ипполит, сын Тесея, под им. Вирибия, стал царем г.Ариции
13. Эней, сын Анхиса, вошел и вышел с омелой в руке
14. Главк, сын Миноса (воскрешен Полидором)
15. Эфалид - сын Гермеса, глашатай агронавтов
Чудовища Аида
эринии, гарпии, горгона, химера, гидра, ехидна, эмпуса
ГЕОГРАФИЯ АИДА
Реки Аида
1. Ахеронт (река воздыханий), обр. озеро Ахерусию. Медленно текущий, болотистый. По другую сторону Стикса - река в Эпире (Феспротия), протекающая в мрачной долине, местами под землей, через болотистое Ахерусейское озеро и впадающая в Ионическое море.
2. Пирифлегетон (пылающий) - огненная река физических мук, обтекает Тартар
3. Кокит - холодная река душевных мук ("стенающий").
4. Стикс ("ненавистная"), оледеневший поток слез, в него впадают др. реки. Ограничивает Аид с запада.
5. Лета - забвение. Течет вокруг пещеры Сна.
6. Аорнит
7. Амелет
Левкада - Белая Скала - кто проходит мимо, теряет память
ОСТРОВА БЛАЖЕННЫХ*
1. Огигия - Калипсо
2. Левка (в честь возлюбленной Аида, превратившейся в белый тополь). Говорят, этот остров находится в Понте Аксинском, назывался еще Змеиным островом. Там было много птиц. По преданию, они ухаживали за храмом Ахилла
3. Эйя - Кирка. Возле сада Гесперид
4. Остров сирен. Тельсиона с авлом, Пейсипоя - с кифарой, Аглоопа и Мольпэ поют. Они - бывшие музы, превращенные в сирен за то, что проворонили Персефону.
5. Пурпурный Остров Заката.
На Острова Блаженных попадают те, кто трижды рождался. После примирения Зевса с отцом на них поселились титапы и правил Крон.
Эвфорион - крялатый сын Ахилла и Елены на о.Блаженных, отверг любовь Зевса и был убит молнией
ПУТЬ ПОПАВШИХ В АИД ДУШ
Согласно орфикам, душа, переступив порог смерти, должна провозгласить: “Я - дитя Земли и звездного Неба, но род мой происходит от небожителей” - тогда ей позволят напиться из источника памяти. Идет к властелинам Аида, говорит, что вырвалась из скорбного круга жизни, они отвечают: “Будешь богом, а не человеком” и отправляют в Элизиум.
Минуют рощу из черных тополей на берегу Океана, платят Хирону за перевоз через Стикс.
(Кербер несет сторожевую службу на противоположном берегу Стикса и сжирает тени умерших, пытающиеся выйти, и живых, стремящихся войти.)
Попадают на Асфоделевы луга, за лугами - Эреб с дворцом Аида и Персефоны. В Эребе живут эринии. Слева от дворца виден белый кипарис, отбрасывающий тень в Лету. Души прошедших инициацию пьют из реки Памяти, куда отбрасывает тень белый тополь (любовница Аида Левка).
Попадают на перепутье: там судят умерших Минос, Эак и рыжий Радамант (Радамант - азиатов, Эак - европейцев, Минос помогает в трудных случаях). Те, кто жипи праведно - в Элизиум, кто грешили - к полю мук, те, кто ни то ни се - обратно на Асфоделевые луга.
Вход в Элизиум находится у реки Памяти. Страна незаходящего солнца, нет ни холода, ни снега. Все время игры, пиры, музыка. Обитатели Элизиума могут родиться второй раз, войдя в орехи или рыбу или бобы. Родившиеся трижды попадают на Острова Блаженных.
Белые лебеди после смерти превращаются в черных.
Хирон плывет по реке, где плавают черные лебеди.
Не закоренелые преступники раз в году выплывают по Стиксу на Ахерусию и молят свои жертвы о прощении. Если получают его - идут на Асфоделевы луга.
В бездпе у границ Тартара - жилища сумрачной Ночи, одетые черным туманом. Там же дома ее сыновей - Сна и Смерти.
Рядом с дворцом Аида и Персефоны - дом богини Стикс. Пад домом нависли скалы, вокруг колонны из серебра. Из-под скалы струится среди ночи холодня, как лед, вода.
Сюда долетает только шум сражения богов.
Роща Персефоны - ивовая.