Значение слова ВЕЛС в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

ВЕЛС

Виелoна, в балтийской мифологии бог загробного мира и скота. Польский автор 16 в. Я. Ласицкий упоминает Виелону (Vielona) как бога душ, которому приносят жертвы, чтобы он охранял («пас») души умерших. В 17 в. Г. Стендер сообщает о Велсе (Wels) - боге мертвых, которому были посвящены дни мертвых (Welli; ср. литов. v?le, «душа», veles, «тени усопших», слова того же корня, что и В.); В. связан со скотом и др. животными (у Стендера - «божьи кони», «божьи быки» и «божьи птицы»). По сообщению автора 17 в. Эйнхорна, В. был посвящен месяц октябрь - W?lla-M?nes (ср. латыш. Велю мате, «мать мертвых», их заступницу). Связь В. со скотом очевидна в ритуале литовского праздника скерстувес, когда совершалось заклание свиньи и произносилось приглашение Виелоне - Езагулису (Ezagulis у Ласицкого) прийти за стол с мертвыми и принять участие в трапезе (ср. белорусский обычай осенью приглашать дедов - предков к столу). Достоверность этого свидетельства подтверждается сведениями об обряде кормления мертвых в день поминовения усопших - литов. velln?s, veliat; латыш. Velu laiks, «время В.». На том же празднике сжигались кости животных (ср. восточнославянский обряд сжигания «коровьей смерти» в день св. Власия, покровителя скота, см. ВЕЛЕС ). В балтийской традиции существуют особые приметы и поверья о т. н. «мертвой кости»: латыш. vela kauls, литов. navikaulis, ср. рус. навья косточка, хетт. ualla? ha?tai; само название и ритуальное использование этой кости связывают божество мертвых, покойника и скот. Мифологические реконструкции позволяют утверждать, что некогда B. входил в схему основного мифа восточнобалтийской традиции как противник громовержца Перкунаса (см. БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ ) и обладатель похищенного скота (см. также ВЕЛНЯС ). Наиболее надежные мифологические соответствия образу В. - славянский «скотий бог» Велес (позже - св. Власий), древнеиндийские демоны Вала, Вритра - противники громовержца - и др. (см. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ ). Связь «скотьего бога» с царством мертвых объясняется древним индоевропейским представлением о загробном мире как о пастбище (ср. др.-греч. название его -Н?????? ??????- Елисейские поля с тем же корнем uel-, а также тохарск. A w?l, «умирать», walu и лувийск. ulant, «мертвый»).Лит.: Gimbutas М., Velinas, «Proceedings of the Second Conference on Baltic Studies», 1970; ее же, The Lithuanian, god Velnias. в кн.: Myth in Indo-European antiquity, Berk., 1974. в. В. Иванов, В. Н. Топоров.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.