В греческой мифологии богиня царства мёртвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил её (Hes. Theog. 912 — 914). В гомеровском гимне "К Деметре" рассказывается о том, как Персефона вместе с подругами играла на лугу, собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы.
Из расселины земли появился Аид и умчал Персефону на золотой колеснице в царство мёртвых (Hymn. Hom. V 1 — 20, 414 — 433). Горевавшая Деметра наслала на землю засуху и неурожай, а Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести Персефону на свет. Аид отправил Персефону к матери, но дал вкусить ей насильно зёрнышко граната, чтобы Персефона не забыла царство смерти и снова вернулась к нему. Деметра, узнав о коварстве Аида, поняла, что отныне её дочь треть года будет находиться среди мёртвых, а две трети с матерью, радость которой вернёт земле изобилие (360—413). Персефона мудро правит царством мёртвых, куда время от времени проникают герои. Царь лапифов Пирифой пытался вместе с Тесеем похитить Персефону . За это он был прикован к скале, а Гераклу Персефона разрешила вернуть Тесея на землю. По просьбе Персефоны Геракл оставил в живых пастуха коров Аида (Apollod. II 5, 12). Персефона была растрогана музыкой Орфея и вернула ему Эвридику (однако по вине Орфея та осталась в царстве мёртвых; Ovid. Met. X 46— 57). По просьбе Афродиты Персефона спрятала у себя младенца Адониса и не пожелала вернуть его Афродите; по решению Зевса Адонис треть года должен был проводить в царстве мёртвых (Apollod. III 14, 4). Персефона играет особую роль в орфическом культе Диониса - Загрея. От Зевса, обернувшегося змеем, она рождает Загрея (Hymn. Orph. XXXXVI; Nonn. Dion. V 562—570; VI 156 — 165), впоследствии растерзанного титанами. Персефона связана также с элевсинским культом Деметры. В Персефоне тесно переплетены черты хтонического древнего божества и классического олимпийства. Она против собственной воли царствует в аиде, но вместе с тем чувствует там себя вполне законной и мудрой повелительницей. Она уничтожила, буквально растоптав, своих соперниц — возлюбленных Аида; нимфу Кокитиду и нимфу Минту. Вместе с тем Персефона помогает героям и не может забыть землю с её родителями. Персефона как супруга хтонического Зевса-змея относится к глубокой архаике, когда сам Зевс был ещё "Подземным" царём царства мёртвых. Рудиментом этой связи Зевса Хтония и Персефоны является желание Зевса, чтобы Аид похитил Персефону вопреки воле самой Персефоны и её матери. В римской мифологии ей соответствует Прозерпина дочь Цереры (греч. Деметра).
*
Любимые цвета: черный, красный. Синонимы и эпитеты: Кора - дева, Део, владычица мертвых.
Богиня Персефона, которую римляне называли Прозерпиной или Корой, более всего известна по Гомерову "Гимну к Деметре", который описывает ее похищение Гадесом. Она почиталась двояко, как дева или Кора (что означает "девица, молодая девушка"), и как царица подземного мира. Кора была изящной и прекрасной юной богиней, ассоциировавшейся с символами плодородия - гранатом, зерном, злаками, а также нарциссом, цветком, который приманил ее. Как владычица подземного царства, Персефона - зрелая богиня, правящая душами умерших, направляющая тех живых, которые посещают царство мертвых и отлично знающая, чего она для себя хочет.
Хотя Персефона не была единственной среди двенадцати олимпийцев, но она была центральной фигурой Элевсинских мистерий, которые в течение двух тысяч лет до христианства были основным религиозным таинством греков. В Элевсинских мистериях греки переживали опыт возвращения или возрождения к жизни после смерти, через ежегодное возвращение Персефоны из подземного мира.
Генеалогия и мифология
Персефона была единственной дочерью Деметры и Зевса. Греческая мифология необычно молчалива по поводу обстоятельств ее зачатия.
В начале мифа о Деметре и Персефоне (подробно рассказанном в предыдущей главе), Персефона была беззаботной девушкой, которая собирала цветы и играла со своими подругами. Но потом Гадес на своей колеснице неожиданно появился из глубин земли, насильно схватил кричащую девицу и унес ее обратно в подземный мир, чтобы та стала его невестой, даже не желая этого.
Деметра не приняла ситуацию, покинула Олимп, упорно искала, как вернуть Персефону и в результате заставила Зевса учесть ее пожелания.
Потом Зевс направил Гермеса, Посланника Богов, привести Персефону. Гермес прибыл в подземный мир и нашел там ее безутешную. Но отчаяние сменилось радостью, как только она поняла, что Гермес пришел за ней и Гадес разрешит ей уйти. Однако перед тем, как она его покинула, Гадес дал Персефоне несколько гранатовых зерен, которые она и съела. Затем она взошла вместе с Гермесом в колесницу, которая быстро принесла ее к Деметре. После того, как воссоединившиеся мать и дочь счастливо обнялись, Деметра озабоченно поинтересовалась, не ела ли дочь чего-то в подземном мире. Персефона отвечала, что ела гранатовые зернышки - потому что Гадес заставил ее "силой, без ее на то желания" съесть их (что было неправдой).
Деметра приняла эту историю и циклический сценарий, который затем последовал. Если бы Персефона ничего не съела, то была бы полностью возвращена Деметре. А раз она съела гранатовые зернышки, то в любом случае должна теперь проводить одну треть года в подземном мире с Гадесом, а две трети года в верхнем мире, с Деметрой.
Позже Персефона стала царицей подземного мира. Когда бы герои или героини греческой мифологии спускались в низшую сферу, Персефона была там, чтобы встретить их и стать спутницей. (Никто не обнаруживал ее отсутствия.
Никогда на двери не висел знак "Ушла домой к маме", хотя по мифу о Деметре и Персефоне она так делала в течение двух третей года.) В Одиссее, герой Одиссей (Улисс) совершил путешествие в подземный мир, где Персефона показала ему души легендарных и прославленных женщин. В мифе о Психее и Эроте, последним заданием Психеи было спуститься с ларцом в подземный мир к Персефоне, чтобы та дала мазь красоты, необходимую Афродите. Последний из двенадцати подвигов Геракла (Геркулеса) также привел его к Персефоне: Гераклу нужно было получить разрешение Персефоны одолжить Цербера: ужасного трехголового стража, пса, которого он подчинил и посадил на цепь.
Персефона соперничала с Афродитой за обладание Адонисом, прекрасным юношей, которого любили обе богини. Афродита поместила Адониса в корзину и отправила Персефоне, чтобы та сохранила его. Но открыв корзину, царица подземного мира сама была очарована его красотой и отказалась отдавать обратно. Теперь Персефона боролась с другим могущественным божеством за обладание Адонисом, как однажды Деметра и Гадеса из-за нее. Спор был вынесен на суд Зевсу, который решил, что Адонис будет проводить одну треть года с Персефоной, другую треть - с Афродитой, и будет предоставлен сам себе в оставшееся время.