Значение ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА

? По евангельскому рассказу, в ночь на первый день недели при гробе Иисуса Христа произошло землетрясение: ангел, сошедший с неба, отвалил камень от гроба и сидел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его была бела, как снег. Воины, сторожившие гроб Иисуса, были устрашены этим явлением и от страха сделались как бы мертвы (Мат., 28, 2?4). Как только начала заниматься заря первого дня седьмицы, Мария Магдалина и другие благочестивые жены, с благовонными мастями, пошли ко гробу. Они были озабочены ? кто им отвалит камень от гроба. Но, подходя ко гробу, они увидели, что камень отвален. Мария Магдалина побежала назад и сказала Петру и Иоанну: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Прочие жены вошли в пещеру, не нашли там тело Господа и недоумевали, что подумать об этом. В пещере они приметили двух юношей в белых блистающих одеждах, приняли от них весть о воскресении и повеление скорее передать ученикам Христа и в частности Петру, что Христос воскрес и встретит всех в Галилее. Вышедши из пещеры, они побежали поспешно и рассказали все это ученикам. Те не поверили рассказанному (Мат., 28, 1, 5?8; Иоан., 20, 1?2; Map., 16, 2?8; Лук., 24, 1?11). Только Петр и Иоанн, услышавшие теперь уже во второй раз, что при гробе Христа произошло что-то необыкновенное, встали и поспешили ко гробу. Иоанн бежал скорее Петра и пришел к гробу прежде него. Наклонившись над отверстием пещеры, он увидел, что лежат только одни пелены. Потом пришел Петр, вошел в пещеру и увидел, что лежат пелены и свитый плат, которым была обвита Глава погребенного Иисуса. Вошел в пещеру и Иоанн, увидел все это и поверил, что Христос воскрес (Иоан., 2, 3?10; Лук., 24, 12). Между тем Мария Магдалина опять возвратилась в сад Иосифов и при гробе скорбела, не зная, где положили тело Господа. Теперь ей явился воскресший Христос и беседовал с нею. Об этом радостном событии Мария Магдалина известила все еще скорбящих учеников. Но они, слыша от нее, что Христос жив и что она видела Его, все еще не верили (Иоан., 20, 11?18; Map., 16, 9?11; Мат., 28, 8?10). Далее евангелисты рассказывают о различных явлениях воскресшего Христа своим ученикам, которые теперь уже не могли не верить чудесному Его воскресению из мертвых. Между тем стражи донесли первосвященникам о всем, что произошло при гробе и чему они были свидетелями. Собрался синедрион, и члены его подкупили воинов, чтобы они разглашали, что во время их сна пришли ученики Христа и похитили из гроба тело Его (Лук., 24, 13?26; Map., 16, 12?13).

Чудо воскресения, по учению церкви, служит довершением тех чрезвычайных событий, которыми свидетельствуется божественное достоинство Христа и вместе с этим божественное происхождение христианской религии. Рационализм прошлого столетия пользовался для отрицания действительности воскресения вышеупомянутой выдумкой, а именно, что ученики Христа украли тело Его, и распространили весть о воскресении Учителя. На смену этого объяснения появилось в начале нашего столетия другое: о летаргическом сне. Паулус и Шлейермахер говорят, что Иисус Христос не умер на кресте, а только впал в летаргический сон, а потом в прохладном каменном гробе сильными ароматами, при усердном уходе друзей, был приведен в чувство. Критикуя эту гипотезу летаргического сна, Штраус говорит: "Вышедший из гроба полуживым, ходящий в болезненном виде, нуждающийся во врачебных пособиях и уходе, и, наконец, изнемогающий от томительных страданий, Иисус Христос никак не мог бы произвести на учеников то впечатление победителя смерти и владыки жизни, которое послужило основанием всей дальнейшей их деятельности. Такое возвращение к жизни только ослабило бы впечатление, какое Иисус производил на учеников при своей жизни и смерти, исторгло бы у них плачевные вопли, но никак не могло бы их скорбь превратить в воодушевление, их почитание к Нему довести до обожания". Рационалисты нового времени (Вейсе, Эвальд, Штраус, Баур и др.) признают, что действительно Иисус Христос умер, но не воскрес. Апостолов и свидетелей, повествующих о воскресении, они не обвиняют в заведомой, умышленной и сознательной лжи. Они были действительно убеждены в воскресении Христа; но убеждение их было чисто субъективное, ему нисколько не соответствовала действительность. Все описанные ими видения были видения субъективные, чистые иллюзии, порожденные деятельностью чрезмерно возбужденного и напряженного воображения. Эта так называемая "визионерская" теория встретила уже в правоверной богословской литературе решительнейший отпор.

Ср., например, W. Beyschlag, "Die Auferstehung Jesu und deren Bestreitung durch Strauss" (Берлин, 1865) и его же, "Die Visionshypothese in ihrer neusten Begr u ndung, Studien und Krit." (1870). Весь вопрос о воскресении хорошо изложен в краткой форме в новом сочинении Hocren'а: "Geschichte d. neutestam. Offenbarung" (Мюнхен, 1891).

П. В.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.